Мир духовности: духовность и бездуховность в жизнедеятельности общества и человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 23:43, контрольная работа

Краткое описание

Духовность является специфической особенностью человека. Она проявляется у всех людей в виде общечеловеческой исходной потребности в ориентации на высшие ценности. До сих пор не решен вопрос: имеет ли духовность божественное происхождение или является следствием социально-исторического бытия человека. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что духовность является чисто человеческим феноменом.
Духовность является важным понятием, используемым при характеристике внутреннего мира человека. Для теории и практики социальной работы очень большое значение имеет решение вопросов, связанных с духовностью, так как именно это качество является базисным в характеристике личности социального работника и определяющим фактором его успешного взаимодействия с клиентами.

Вложенные файлы: 1 файл

Духовность.rtf

— 202.34 Кб (Скачать файл)

Духовность социального работника детерминирована социокультурно и является выражением его внутренней культуры. Пронизываясь принципом служения, содержательные проявления духовности социального работника предполагают: альтруистичность поведения, внутреннюю устремленность к добру и готовность помочь ближнему.

духовность бытие нравственный мировоззрение

Для социальной работы характерны субъект-субъектные отношения, в которых клиент часто играет активную роль. Поэтому ее эффективность определяется тем, в какой степени в социальном взаимодействии учитывается внутренний мир человека, ядром которого является мировоззрение. Вот почему в социальной работе так важно внимательное отношение к проблемам мировоззренческого характера. В связи с этим ответим на вопрос: что же такое мировоззрение, какова его роль в жизнедеятельности человека?

Мировоззрение - это система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Существуют различные виды мировоззрения, охватывающие определенный круг вопросов: магическое, мифологическое, религиозное, житейское (обыденное), философское, научное, а также различные смешанные их типы. Мировоззрение формируется в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и представляет собой автономную и устойчивую систему внутренних детерминант жизнедеятельности человека. Оно определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Таким образом, мировоззрение представляет собой целостную, многоуровневую систему социальных установок, которая играет определяющую роль в жизнедеятельности человека. Система мировоззрения личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности.

Формирование индивидуальных особенностей мировоззрения зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов жизни человека. Большое влияние на процесс становления мировоззрения играют внешние целенаправленные общественные воздействия. Соответственно принципы социального поведения индивида во многом определяются специфическими материальными и духовными условиями жизни. Вместе с тем только внутренняя активность субъекта, направленная на самопознание, позволяет наиболее адекватно познавать и воспринимать социальную и природную действительность. По мнению Н.А. Бердяева, дорога к внешнему миру лежит через внутренний, ибо смысл в самом человеке.

Происхождение человека, его место в мироздании, его отношение к Богу, судьба и смысл человеческого существования - все эти вопросы с большой глубиной и силой были рассмотрены в творчестве русских религиозных философов. Русские мыслители видели в человеке не только земное, но и космическое существо, суть всей Вселенной, главную ценность мироздания. "Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир - микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все исторические эпохи", - писал в книге "Смысл истории" Н.А. Бердяев. Он называл человека "экзистенциальным центром мира", наделенным "страшной и последней" свободой. Человека невозможно до конца понять разумом. Он всегда нечто большее, чем кажется в своих внешних проявлениях. Он являет собой в некотором роде бесконечность. И его иррациональность и бесконечность объясняются внутренней сращенностью человека с бесконечностью духовного царства.

Для человека характерно стремление к трансценденции, поиску выхода из субъективности. Этот процесс может протекать в двух вариантах. Первый вариант связан с выходом в общество с его императивными формами, ценностями и стандартами, что ведет к нивелированию личности. Второй путь - трансцендирование, в процессе которого происходят экзистенциальные встречи с Богом, с другим человеком. В первом случае человек обезличивается, во втором - он обладает свободой, отсутствуют внешнее принуждение и подавление, сверхличное приобретает личный характер.

Русские мыслители писали, что человек сотворен по образу и подобию Бога, однако, он является существом природным. В его качестве он включен в круговорот жизни. Воплощая образ и подобие Бога, человек является личностью, которая находится в противостоянии с миром общего, с миром зла, она всегда свободна. Человек является загадкой, но не как животное, не как социальное существо, а как личность. Только личность делает человека непохожим на другие вещи мира. Появление личности позволяет обнаружить отсутствие самодостаточности мира, возможность его преодоления. Н.А. Бердяев считает, что вступление личности в мир меняет ход мирового процесса, хотя внешне это незаметно.

Проблема творческого осмысления учения русских религиозных философов о человеке, его месте и роли в мире приобретает в настоящее время особую актуальность в связи с тем, что в настоящее время происходит переоценка ценностей, устоявшихся концепций, стереотипов, взглядов на природу вещей и сущность человека. В то же время на современном этапе развития российского общества наблюдается возрождение религиозного сознания, что повлекло значительное увеличение в стране количества религиозно верующих людей.

В общественном сознании укрепляется авторитет православной церкви, широкое распространение получает христианское учение, оказывающее все более существенное влияние на взгляды и поведение людей. А это значит, что в условиях духовного и нравственного возрождения российского общества религиозная доминанта оказывает существенное влияние на внутренний мир многих людей и это очень важно учитывать в социальной работе.

Социальные работники должны быть не только знакомы с проблемами религиозного мировоззрения, но и уметь компетентно отвечать на возникающие в процессе профессиональной деятельности, вопросы. Это тем более важно, что более шестидесяти процентов людей, получающих социальную помощь, являются носителями религиозного мировоззрения, среди социальных работников также много религиозных людей.

Следует отметить, что диалектико-материалистическое мировоззрение оказалось не в состоянии глубоко и адекватно объяснить окружающую действительность. В настоящее время реальность получает осмысление не только на уровне логического анализа, но и на уровне эмоционально-духовного восприятия мира и человека, на уровне психологического синтеза тонких материй.

Новый подход к пониманию бытия обогащает понимание современного гуманизма, который наделяется новым качеством, качеством характеризующим человека и его жизнедеятельность в космических параметрах. Все большее признание у зарубежных и отечественных ученых приобретает учение "космического гуманизма", в котором будущее мира определяется высокой духовностью человека, преодолевающей всякую скверну, зло и насилие. Выделяют следующие концептуальные идеи этого направления:

- гармония человека, природы и Космоса;

- единство всего сущего во Вселенной;

- онтологическое единство Человека и Бога;

- этический релятивизм и др.

Важное значение для личного и социального поведения и самочувствия людей является решение ими вопроса о смысле и цели жизни. Как писал Э. Фромм, "Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее никуда не спрятаться". В отличие от цели, которая представляет определенный рубеж, смысл жизни представляет собой направленность жизнедеятельности человека, реализующуюся в нравственных ценностях человека. Таким образом, смысл жизни - это объективное содержание самой жизни и одновременно - стремление к высшей цели. Обретение подлинного смысла жизни - очень сложный процесс. Смысл жизни находится в реальном бытии человека, и только здесь его можно выстрадать в процессе самоутверждения и нравственных исканий.

Существуют различные точки зрения на смысл жизни, порой взаимоисключающие. Согласно одной из них - существование посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному самоусовершенствованию, личному спасению. Другая - сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида: служение Богу, обществу, великой идее и т.д. Имеются и другие варианты ответа на вопрос о смысле жизни. По нашему мнению, при поиске смысла надо руководствоваться положением Л.Н. Толстого о том, что "разумный смысл жизни должен обладать достоинством неуничтожимости и в определенном отношении оказывается дороже самой жизни".

При определении смысла жизни неверно противопоставлять личное и общественное, абсолютизировать одно из них. Как отмечал В. Соловьев, ошибочно видеть в жизни человечества только общие массы, а личность признавать за ничтожный и преходящий элемент общества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во имя так называемого общего интереса. Личность и общество неразрывны, они предполагают друг друга. Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное общество.

В условиях радикальных преобразований в социально-экономической и политической сферах российского общества значительно обострилась проблема смысла жизни и цели жизни. Увеличилось число людей, утративших жизненные ориентации, смысл существования, что привело не только к росту количества нервно-психических заболеваний, но и к резкому обострению многих социальных проблем (наркомания, пьянство, проституция, преступность и т.д.). И эта проблема требует серьезного анализа и оптимального решения.

В связи с этим следует упомянуть о разработанной В. Франклом логотерапии - учении, ориентированном на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни. В. Франкл считал естественным стремление человека к поиску и реализации смысла жизни, которое является основным двигателем поведения и развития личности. Он полагал, что смыл жизни доступен любому человеку. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. "Однако нахождение смысла - это вопрос не познания, а призвания, не человек ставит вопрос о смысле своей жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями" - писал В. Франкл.

Необходимость реализации смысла жизни детеминирована конечностью, ограниченностью и необратимостью человеческого бытия. Человек, благодаря свободе воли, находит и осуществляет смысл жизни, осуществляя тем самым самого себя. Люди, лишившиеся смысла своего бытия - это глубоко несчастные люди. Им необходима помощь. Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Не вдаваясь в описание технологии помощи, предложенной Франклом, отметим, что именно эти жизненно дезоринтированные люди чаще всего нуждаются в социальной помощи.

Таким образом, мировоззрение, являясь стержнем внутреннего мира человека, играет роль своеобразного жизненного компаса, определяющего его решения и поступки.

 

Становление внутреннего мира человека начинается в семье. Именно здесь во многом определяется дальнейший жизненный путь человека. От того как будут складываться взаимоотношения ребенка с близкими, какое влияние на него будут оказывать, какие будут условия жизнедеятельности, во многом будет зависеть развитие его личностного потенциала. Известный мыслитель И.А. Ильин писал, что семья является первичным лоном человеческой культуры. Здесь слагаются основы характера человека; здесь открываются в душе ребенка источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность, или, быть может, низкий проходимец. Именно семья оказывает огромное влияние на формирование нравственных, психологических, эмоциональных основ личности. В семье ребенок учится различать добро и зло, приобретает такие человеческие качества, как доброта, отзывчивость, сострадание, ответственность. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Здесь человеком приобретается первый опыт социального взаимодействия. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения.

Процесс социального научения осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, социальный опыт накапливается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Деформация семьи неблагоприятно влияет на развитие ребенка. Выделяют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Под структурной деформацией понимают нарушение структурной целостности семьи, что связывается с отсутствием одного из родителей. При психологической деформации в семье утверждаются негативные ценности, асоциальные установки, нарушаются личностные отношения. Все это травмирует психику ребенка, негативно отражается на его внутреннем мире. Процесс социализации ребенка вне семьи происходит, как правило, трудно. Дети, выросшие за пределами семьи, в условиях детского дома, в общении с людьми часто конфликтны, их поведение нередко асоциально.

В результате социально-экономических преобразований произошло не только снижение жизненного уровня значительной части населения, но и резко обострились социальные проблемы, подверглись девальвации моральные ценности и идеалы. Широкое распространение получили безработица, пьянство, наркомания, проституция, резко возросла преступность, в суждениях, оценках и действиях некоторой части людей все большее распространение стала получать аморальность.

Все это негативно отразилось на положении семьи в обществе. Не случайно в последние годы резко выросло число беспризорных детей, а также правонарушений несовершеннолетних, что является отражением и признаком серьезного неблагополучия в духовно-нравственной сфере семьи и общества. Необходимы решительные меры по оздоровлению сложившейся ситуации.

Процесс становления внутреннего мира человека в семье продолжается в детских учреждениях, школе и вузе. Этот период является наиболее ответственным, так как семейные правила и традиции нередко вступают в противоречие с существующими нормами и требованиями в коллективе и обществе. На этом этапе происходит активное формирование у молодых людей самосознания, вырабатывается собственная система эталонов самооценивания и самоотношения.

Это время самоанализа и самооценок, наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, преобразования мотивации и всей системы ценностных ориентаций. У молодых людей происходит интенсивная внутренняя работа по осознанию своей особенности и неповторимости, своего "Я", своего места в коллективе и обществе. Для них характерно не только переживание конкретных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование чувств абстрактных (чувства справедливости, чувства прекрасного, чувства ответственности и т.д.), выражающих уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Информация о работе Мир духовности: духовность и бездуховность в жизнедеятельности общества и человека