Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 14:13, контрольная работа
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится считают такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях. Миф – священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология – самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков.
Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.
Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.
Из человеческих противоречий исторически возник научный источник познания. Человек чувствовал неудовлетворение от той идеи, которую ему навязывала религия. Он стремился сам познать мир. Он хотел сам объяснить те процессы и явления, которые происходили вокруг него. И это вполне естественно. Человек всегда стремится к познанию. Ему требуется самому соприкоснуться с миром. Узнать, как он устроен.
Наука – сфера человеческой деятельности, направленной на выявление прежде всего закономерного в существовании и развитии объектов, явлений, процессов (или каких-то их сторон). Современная наука – это сложноорганизованная система. Смена научных картин мира возникает при обнаружении явлений, которые не удается объяснить в рамках существующих научных взглядов (или тогда, когда не обнаруживается явление, предсказываемое теорией). Тогда и появляется необходимость в коренном пересмотре.
Знание закона (т.е. того, против чего природа не возражает), – это предпосылка целенаправленной деятельности человека, важнейший элемент научного предвидения теории, в радикальном изменении не только содержания знания, но и стиля научного мышления. Осознать несостоятельность фундаментальной теории, еще недавно казавшейся вполне надежной, нелегко. Но еще сложнее другое. Ведь если прежняя теория функционировала как теория, то она, значит, что-то действительно объясняла, т.е. содержала элементы объективной истины. И эти элементы должны быть выявлены, иначе дальнейшее развитие теории будет невозможным. Смена научной картины мира имеет две стороны: разрушение прежней научной картины мира, связанных с нею стереотипов мышления (путем обнаружения ошибочных идей) и на этой основе – формирование нового знания, точнее отражающего объективную реальность. Здесь-то и возникают идейные драматические коллизии. Ведь расставаться с привычными взглядами очень непросто… А когда необходимость этого становится достаточно очевидной, то велик соблазн просто отбросить прежнюю концепцию как неудачную.
Поэтому смена научных картин мира, связанная с коренной ломкой прежних и формированием новых представлений о тех или иных областях действительности – закономерный этап в развитии научного познания. В итоге происходит смена научной картины мира, представляющей собой результат обобщения и синтеза знания в различных областях науки. Эта картина мира (базирующаяся на философской картине мира как его целостной и наиболее общей модели) складывается под преимущественным влиянием наиболее развитой (ведущей) науки – «лидера».
Длительное время таковым была физика (сегодня разделяющая эту роль с рядом других наук), с достижениями которой связаны:
– механическая (Ньютон (две позиции: 1 - деизм – религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство бога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познаванию бога, кроме разума; 2 – теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем;
– тепловая (полное отрицание бога);
– квантово-релятивистская (позволила понять многие свойства твердых тел, объяснить явления сверхпроводимости, ферромагнетизма, сверхтекучести, лежит в основе ядерной энергетики, познать законы механического движения тел при скоростях, сравнимых со скоростью света (основана на теории относительности)) картины мира;
– синергетическая картина мира (synergetikos-совместный, согласованно действующий), включающая в себя область научных исследований, цель которых выявление общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых системах, приводящих иногда к возникновению в них новых структур. Последние могут возникать в системах, находящихся в существенно неравновесных условиях (излучение лазера, возникновение спиральных галактик).
2, Возникновение Философии.
На заре развития человечества, когда
были еще в силе родовые принципы в хозяйственной
и культурной жизни, господствующей формой
мировоззрения была мифология (миф в переводе
с греческого «рассказ»). Мифология есть
результат настоятельной духовной потребности
объяснить мир. Мифология – образно-художественный
способ объяснить мир, явления природы
и жизни людей. В мифах человек не выделяет
себя из природы. Философия - любовь к мудрости, особая
система знаний предназначенная для решения
целого ряда взаимосвязанных проблем,
возникающих и в естественно научном исследовании,
историческом познании, и в повседневной
производственной и политической деятельности.
Зародилась около 2500 лет назад в странах
древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая
форма - Древняя Греция. Понятие введено
Пифагором (580-500 до Р.Х. о. Самос). В качестве
особой науки выделена Платоном. Hеобходимые
(но не достаточные) предпосылки возникновения
философии: разделение умственного и физического
труда, создание прибавочного продукта,
pецептуpно-технологические знания («смотри
на меня, делай как я, делай лучше меня»),
наличие развитых текстовых сообщений
(указы, эпосы, мифы). Требуется определенное
развитие уровня абстрактного мышления.
Наличие денег. Функции языка: сигнальная,
коммуникативная, описательная, аpгументивная
(критика). Три необходимых предпосылки.
Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма.
Должен быть плюрализм, демократический
режим. Особенности мифа: принципиально
новый уровень мышления (субъективно-объективный,
синкретический, нерасчлененный вид),
ориентирован на стабилизацию самого
себя (догматическое мышление). Философия
делает акцент на новациях, то есть акценты
смещаются. Проблема устройства мира.
Существует большое число мифов, посвященных
этой теме. Инициирование ученика на то,
чтобы он шел дальше своего учителя. Hадо
рассуждать критически. Сначала философия
включала в себя всю совокупность знаний,
позже превратилась в систему общих знаний
о мире. Разделы философия: онтология (бытие
и его сущности), гносеология (познание),
логика (мышление, законы и формы), этика
(мораль), эстетика (прекрасное), социальная
философия (человеческое общество), история
философии. Предметом философия являются
всеобщие свойства и связи. Индия. II тыс. до н.э.
Литер. памятник – «Веды» (знание). Это
предфил. источники (гимны, молитвы). «Упанишады»
- диалог мудреца со своим учеником. Зарождаются
идеи о ф. как своеобразной области знаний.
Это самые ранние из извест. фил. произведений.
Проблемы: первооснова мира, сущность
чел., его место в окр. среде. Толкование
противоречиво. Главенств. роль в объяснение
первопричины явлений мира отводится
дух. началу – брахман (вселенский Бог),
атман (инд. психич. бытие). Познание и приобретенное
знание – 2 уровня: низшее (только окр.
действит-ть) и высшее (истина). Йогические
упр-я. Сложность чел. психики (сознание,
воля, память, дыхание - взаимосвязаны).
Высшее блаженство для чел. – полное отстранение
от всех мирских забот (не чувств. удовольствия,
а спокойное состояние души). Впервые ставится
проблема переселения душ (сансара) и оценка
прошлых действий (карма). Попытка с помощью
нравств. принципов (дхармы) скорректировать
поведение чел. Роль «Упанишад» в истории
всех инд. ф. чрезвычайно велика. Буддизм – религиозно-фил. учение
(VI-V вв. до н.э.). Этико-практич. направленность.
Центр. проблема – проблема бытия личности.
Стержень содержания – проповедь Будды
о 4 благородных истинах. Освобождение
– уничтожение желаний. Принцип среднего
пути: избегать крайностей. Нет понятия
ответственности и вины как чего-то абсолютного. Цель учения джайнизма - достижение
такого образа жизни, при котором возможно
освобождение человека от страстей. Главным
признаком души у человека джайнизм считает
развитие сознания. Степень сознательности
людей различна. Это оттого, что душа склонна
отождествлять себя с телом.
Китай. Философия
Китая в своем развитии прошла три основных
этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и
становление древнейших национальных
философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай
из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние
на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное
преодоление замкнутости китайского общества,
обогащение китайской философии достижениями
европейской и мировой философии. Один
из самых ранних литер. памятников – «И
цзин» («Книга перемен»). Осущ. переход
от дофил., миф. представлений к фил. мышлению.
Виднейшие философы Др. Китая – Лаоцзы
и Конфуций. Лаоцзы – книга "Дао дэ цзин".
Основы даосизма – первой фил. системы
Китая. Фил. взгляды противоречивы. Центр.
значение – понятие «дао». Это естеств.
путь всех вещей, а также вечное, неизменное,
непознаваемое начало, нематер. дух. основа
всех вещей. Идеал знания – созерцательное.
Конфуций – конфуцианство. Основ. понятия
– «жэнь» (человеколюбие) и «ли» (почтительность).
«Жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не
делай людям». По своей природе люди сходны
между собой. Судьба предопределяет сущность
чел. Главные темы: нравств. принципы, соц.
отношения, проблемы госуд. управления.
А,Филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[2][3][4]. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.[5][6]
Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения,[6] такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции.[7][8] В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.[7][прим. 1]
Философия фактически существует в виде множества различных философских учений, которые противостоят друг другу, но при этом и дополняют друг друга.[9]
Философия включает в себя множество предметных областей, начиная от метафизики, эпистемологии, этики, эстетики, политической философии и философии науки вплоть до философии дизайна (англ.)русск. и философии кино (англ.)русск..
Те области познания, для которых удаётся выработать ясную и работоспособную методологическую парадигму, выделяются из философии в научные дисциплины, как, например, в своё время из философии выделились физика, биология или психология.[7][10]
Мировоззрение - это совокупность
взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов
и установок, которые определяют отношение
человека к миру, являются его ориентирами
в повседневной жизни. Всякая философия
является мировоззрением, т.е. совокупностью
общих взглядов на мир и место в нем человека.
Различают следующие типы мировоззрения:
обыденное, религиозное, философское,
научное, а также сциентистское и антисциентистское.
Обыденное мировоззрение формируется
стихийно, на основе непосредственного
жизненного опыта. Религиозное мировоззрение
базируется на религиозном понимании.
Научное мир-е формируется на основе познания
законов развития природы и общества.
Сциентизм рассматривает естественнонаучное
знание главным фактором прогресса и решения
социальных проблем. Антисциентизм выступает
против главенствующей роли науки в жизни
человека и общества, более того он их
противопоставляет. Философское мировоззрение
- предельно обобщенный взгляд на мир,
основанный на принципах и законах бытия.
Оно зависит от отношения к основному
вопросу философии - что первично, бытие
или сознание. Отсюда мировоззрение может
быть материалистическим либо идеалистическим.
Виды мировоззрения: индивидуальное и
общественное, которое находит преломление
в формах общественного сознания, идеологии,
в общественном идеале, общественной позиции.
Структура мировоззрения - психологическая
и гносеологическая. Психологическая
структура: система знаний, взглядов, отношение
человека к миру, в выборе жизненной позиции,
осознание долга, идеалы. Гносеологическая
структура: основную роль играют знания
естественнонаучные (физические, биологические
и т.д.), математические, социологические,
экономические и т.д.
Можно выделить три осн. Формы мировоззрения:
1) Мифология - фантастическое отражение
в первобытном сознании реальной действительности
2) Религия - форма сознания, основан. на
вере в сверхестественные силы, кот. влияют
на судьбу человека и окружающий мир. Особенностью
мифологии и религии является то, что они
имеют духовно-практический характер
и тесно связаны с уровнем освоения человеком
окружающего мира и зависимостью его от
природы и быта.
3) Философия - является структурой мировоззрения,
теоретическим основанием. Относя философию
к мировоззренческим формам человеческой
культуры, выделяют одну из существенных
особенностей: мировоззр-е в философии
выступает в форме знания и носит систематизированный
упорядоченный характер, опирается на
четкие понятия и категории. Именно философия,
в отличие от частнонаучного знания, рассматривает
мир как целостность, его универсальные
законы и принципы единства, связи и развития,
место и роль человека в системе мира.
К особенностям философского знания можно
отнести сложную структуру, теоретический,
во многом субъективный характер. Это
совокупность объективного знания и ценностей,
нравственных идеалов своего времени.
Она подвержена влиянию эпохи, влиянию
прежних философских школ, динамична и
неисчерпаема по своей сути, изучает как
сам предмет познания, так и механизм познания,
занимается извечными проблемами: бытие,
материя, движение и др.