Модели соотношения государства и гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 23:35, реферат

Краткое описание

Цель работы изучить государство и общество: соотношение понятия.
В достижение поставленной цели определены задачи исследования:
- дать понятие государства и общества;
- изучить этапы становления государства и общества;
- рассмотреть демократизацию общества и государства.

Вложенные файлы: 1 файл

gosudarstvo_i_obshestvo_sootnoshenie_ponyatii.docx

— 58.53 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования 
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ 
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

               

 

РЕФЕРАТ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»

 

ТЕМА: «МОДЕЛИ СООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Заочной формы обучения

Группы Мю-14 курса 1

Давыдова А.А.

Проверил преподаватель:

д. полит. н., д. филос. н., проф.

Макаренко В.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

              СОЧИ 
           2014

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство, политическая власть, право – прежде всего, социальные явления и по своему происхождению, и по своей роли. Эти явления связаны жизнью людей в общении себе подобными.

Общество – не просто совокупность индивидов. Это сложный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством и потреблением жизненных благ. Общество – сложная динамическая система связи людей, объединенных различными отношениями, в том числе и классовыми. В обществе уже действуют не биологические, а социальные законы. Одни и те же социальные субъекты в разное время и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах. Политические формы общественной жизни напрямую связаны с политической организацией общества, в которую в качестве составной части входит государство как система органов власти.

Всякое общество требует властного руководства. Оно нуждается во власти, которая является необходимым условием функционирования общества как социальной системы, регулятором общественной жизни людей, их поведения и взаимодействия. Люди не могут обойтись без власти потому, что в обществе их объединяют общие интересы, требующие соответствующего руководства экономическими и общественными процессами. Вокруг государства действуют все политические организации и движения. Они дополняют его деятельность или  противостоят ей. Отношение к существующему в данном обществе государству определяет направление деятельности той или иной политической партии, что является весьма актуальным на данный период времени.

Цель работы изучить государство и общество: соотношение понятия.

В достижение поставленной цели определены задачи исследования:

- дать  понятие государства и общества;

- изучить  этапы становления государства и общества;

- рассмотреть  демократизацию общества и государства.

Предмет исследования – становление общества и государства.

Объект исследования – общество и государство.

Рассмотрение в данной работе понятия общества -  как совокупности общественных отношений позволило изучить исторические подходы к сущности государства, выявить специфику главных сфер общественной жизни. Но главной целью данной курсовой работы является постановка вопроса взаимоотношений государства, государственной власти и гражданского  общества в общем смысле и конкретно в России.

 

 

 

 

  1. Общество и государство: становление отношений

 

    1. Понятие общества

 

В юридической науке существуют различные понятия и определения государства.

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государство и общество не тождественны, их следует различать. При взаимосвязи употребляемых понятий  «общество», «страна» и «государство» они имеют разное смысловое содержание. «Общество» — понятие, непосредственно характеризующее социальную организацию страны и потому занимающее центральное место в системе категорий социологии. «Страна» — это понятие, отражающее преимущественно географическую характеристику части нашей планеты, определяемой границами государства. «Государство» — понятие, отражающее главное в политической системе страны и потому выступающее в качестве важней­шей категории политологии и юридических наук. Б.Чичерин писал, что «ни один человек, имеющий сколько-нибудь ясные понятия о самых элементарных началах публичного и частного права, не сомневается в том, что общество есть нечто отличное от государства» [6, c. 185]

В античности государство и общество совпадали. Впервые вопрос о различии государства и общества поставил Н.Макиавелли. Государство выделилось из общества на известной ступени его зрелости. Общество - содержание, государство - политическая форма управления обществом.

Наиболее часто встречаются определения общества как совокупности индивидов, обладающих сознанием и волей. Р. Ф. Моль определяет общество «как жизненную среду, создаваемую важными и длящимися интересами людей, объединяющими желания и действия всех участников одною общею целью и таким образом вырабатывающими одинаковые нравы и воззрения, общие учреждения» Определение Г.Еллинека: «Общество, в самом широком смысле, означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми. Оно есть, таким образом, собирательное понятие, объединяющее совокупность всех общественных отношений между людьми в одно логическое единство». К.Маркс определил общество как «продукт взаимодействия людей».

Без общих интересов и их столкновений общество немыслимо. На основе взаимных интересов осуществляется сотрудничество индивидов.

Обществу присущи такие признаки как:

  • совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием;
  • общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер;
  • взаимодействие  и сотрудничество  на  основе  общих интересов;
  • регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения;
  • наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность;
  • способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию общества.

 

    1. Соотношение гражданского общества и государства

 

Общество, понимаемое как продукт жизнедеятельности людей, носит название гражданского общества. Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение частных лиц, каждый из которых преследует свой собственный интерес. Но интересы взаимосвязаны, людям приходится взаимодействовать, что и составляет суть гражданского общества. Таким образом, гражданское общество — это система общественных отношений, в которых находятся между собой люди. Как считал К.Маркс, гражданское общество - это развивающаяся непосредственно из производства и общения общественная организация, которая во все времена образует базис государства и всякой иной идеологической надстройки. Гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству.

Основные принципы гражданского общества: свобода личности, частная собственность, семья, религия, общественные объединения и т.д. Характерной его чертой является саморегулированность.

Необходимо учитывать при этом наличие противоречий между общим и частным интересами.

Государство появляется позже общества, оно отражает общество и в ходе своего функционирования они находятся в непрерывном взаимодействии.

Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом, субъектом развития является человек со всей его системой потребностей и интересов, соответствующей структурой ценностей. Это система экономических, социальных, национальных, личностных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем более развито граждан­ское общество и тем сложнее отношения между ним и государством. Главные ценности гражданского общества — жизнь,  свобода, равенство перед законом,  право на собственность и свободное выражение воли граждан. Государство призвано защищать и обслуживать эти ценности, и чем лучше оно это делает, тем более гармоничными являются отношения между гражданским обществом и государством. И наоборот, невнимание или игнорирование государством этих ценностей ведет к коллизиям между обществом и государством.

 

 

  1. Этапы развития общества и государства

 

Идея правового государства до 1987 года официальной идеологией отвергалась и оценивалась как идеалистическая и буржуазная. Только с 70-х годов о ней стали упоминать в курсах «буржуазной политологии» и «критики буржуазных теорий государства и права» в вузах. Впервые тезис о необходимости реанимировать эту идею прозвучал в резолюциях ХIХ партийной Конференции КПСС. Стали появляться разработки современных отечественных ученых, в частности Л.Б. Тиуновой, И.Ю. Козлихина и др. на эту тему в российской юридической и политической науке. Тезис о необходимости построения правового государства прозвучал в Декларации о государственном суверенитете РФ от 12 июня 1990 года. Принцип правового государства в качестве основы конституционного строя (содержательной части деятельности государственной власти) России закреплен в ст.1 Конституции РФ 1993 года. Кроме того, в Конституции закреплены ряд институтов, напрямую ориентированных на организацию осуществления этого принципа: например, институт конституционного контроля (ст.125); прямого действия конституционных норм (ст.15); прав человека и гражданина как правового критерия деятельности власти (ст.18). Создается нормативная база (федеральное и региональное законодательство), конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, расширена деятельность общих судов по защите прав человека, осуществлению абстрактного контроля за законностью нормативных актов.

Однако принцип правового государства в Конституции носит до сих пор программный характер. Нормативная (законодательная) база в целом уже существует, но главный акцент в ближайшие десятилетия должен быть сделан на его реализацию. Причины медленного продвижения российского государства в направлении перерастания в правовое следующие: экономическая - отсутствие роста национального экономического производства, кризисная устойчивая ситуация, обнищание значительной части населения.

Правовое государство может сформироваться и существовать только в экономически стабильном гражданском обществе, где большую часть населения составляет так называемый средний класс, а социально незащищенная прослойка, во-первых, оказывается в значительном меньшинстве, не имеет тенденции роста; и, во-вторых, общество через государство имеет возможность оказывать этим слоям населения организованную помощь и обеспечивать нормальное существование в рамках минимальных, в том числе международных стандартов. Следовательно, главное условие формирования правового государства в России пока отсутствует; политическая: для становления правового государства необходима устойчивая ориентация общества и государства на демократические принципы, а именно идеологическое, политическое, религиозное многообразие, основные права и свободы, их признание и реализация; признание и реализацию суверенитета народа, умение государственных структур работать в режиме разделения властей, периодических свободных выборов, сменяемости власти, политической терпимости. В этой сфере ситуация лучше, чем в экономике. Формально в России закреплены (признаны) основные демократические ценности, однако их серьезного понимания, реального стремления претворить в жизнь в данный период нет. Как и в советский период, форма демократии продолжает доминировать над ее содержанием. Это традиционно для нашей страны и объективно предопределено экономикой (ранее тотально обобществляемого производства и равным распределением, а теперь развалом национальной экономики) и в результате пониманием демократии как господства большинства (или интересов большинства) над меньшинством.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. Необходимо отметить принятие многих законодательных актов, создавших основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

Информация о работе Модели соотношения государства и гражданского общества