Молодежь техногенной цивилизации и православие (обращаясь к наследию религиозных философов).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 13:41, доклад

Краткое описание

Техническая молодежь под натиском сциентиско-технократической идеологии испытывает кризис человека и общества. Появление в такой среде машины можно рассматривать как проявление традиционного гуманизма и его ценностей, где индивид выступает в подчинении техники. В данном ракурсе средство превращается в цель, тем самым перестраивается не только социальная структура общества, но и сознание приобретает новое качество.

Вложенные файлы: 1 файл

Молодежь техногенной цивилизации и православие.docx

— 20.30 Кб (Скачать файл)

Молодежь  техногенной цивилизации и православие (обращаясь к наследию религиозных  философов).

Баранова О.М., Веремеев А.А.

(Оренбургский  государственный университет)

Техническая молодежь под  натиском сциентиско-технократической идеологии испытывает кризис человека и общества. Появление в такой среде машины можно рассматривать как проявление традиционного гуманизма и его ценностей, где индивид выступает в подчинении техники. В данном ракурсе средство превращается в цель, тем самым перестраивается не только социальная структура общества, но и сознание приобретает новое качество.

Явления эти  и по сегодняшний  день актуальны. Они приобрели более  острые черты и уже не могут  ограничиваться просто рассмотрением  этих проблем, теперь они требует  каких-то мер и действий. Поэтому  для последуещего рассмотрения проблемы мы возьмем за основу статью «Человек и машина» Н.А. Бердяева.

В своей статье автор заостряет проблему о власти технизации, поскольку в современной молодежной технической сфере техника перестает быть нейтральной. «Техника перестает быть нейтральной, она давно уже не нейтральна, не безразлична для духа и вопросов духа. Да и ничто, в конце концов, не может быть нейтральным, нейтральным могло что-то казаться лишь до известного времени и лишь на поверхностный взгляд. Техника убийственно действует на душу, но она вместе с тем вызывает сильную реакцию духа»[1, 25]. То чего так опасался в своей статье автор, а именно автономии машин воплощается в реальность в наши дни. Техника представляет опасную зависимость для человека. Не замечая того сам индивид растворяется в байтах информации (если рассматривать феномен компьютерной зависимости), отчуждается логики и вычислительных процессов, он заменяет это техническим суррогатом, помощниками, которые могут восстать против своего творца и поработить его душу, сознание, а самое страшное овладеть его сердцем.

Машины развивают в  нас рациональное начало, в то время  как божественное – иррационально. «Техника заменяет органически-иррациональное организованно-рациональным. Но она порождает новые иррациональные последствия в социальной жизни [1, 12]». Проблема восприятия это нового и до конца еще не понятного человеку отмечается автором, как проявление любопытства и любви: «Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием предмета своей любви. И все, что происходит с миром, питает эту новую веру человека. Человек жаждал чуда для веры, и ему казалось, что чудеса прекратились. И вот техника производит настоящие чудеса. Проблема техники очень тревожна для христианского сознания, и она не была еще христианами осмыслена [1, 4]». Стоит отметить, что не только не осмыслена, но и не востребована к рассмотрению.

Николай Александрович отметил: «Техническая эпоха требует от человека фабрикации продуктов, и притом в наибольшем количестве при наименьшей затрате сил. Человек делается орудием производства продуктов. Вещь ставится выше человека [1, 7]». Это и есть современная идеология общества, которая стремится к собственному благу, и для достижения этой цели оно организует себя, а это приводит к дезорганизации внутри каждого человека в отдельности. Теряется остов, стержень, держась за который человек переносит любые невзгоды и остается самим собой.

Стоит отметить и агрессивность  техники по отношение к человеку,  она, чувствуя свое превосходство, безупречную организацию и возможность неповиновения своему хозяину, отчуждается от него и пытается сыграть главенствующую роль в этой жизни, и диктует свои законы. «Человек сказал машине: ты мне нужна для облегчения моей жизни, для увеличения моей силы, машина же ответила человеку: а ты мне не нужен, я без тебя все буду делать, ты же можешь пропадать». Апогеем интегрирования машины в нашу жизнь, по моему мнению, есть сопоставления жизни человека и техники, восприятия «железа» как нечто неразрывное с процессом жизни и возведением последней в культ. Хотя первоначально призывалась посредством разума данного нам Богом управлять природой и преодолевать стихийность её развития, замечает Н.Ф. Федоров. А «природа несовершенна, в ней властвуют смерть и болезни» и для этого и призывалась техника, чтобы создать нам благо, а для того чтобы мы были благом для техники [2, интернет ресурс].

Однако помимо негатива и  явной опасности техника помогает человеку во всех сферах современной  жизни. Она позволяет достигать наибольшего результата при наименьших затратах, это факт с которым нельзя не согласится. Поэтому проблема, с которой столкнулась сегодняшняя молодежь, прежде всего духовная «изнутри она есть тема философии человеческого существования [3, интернет ресурс]».  Трагедия состоит в том, что человек стал настолько зависимым от машин, которые он же создал, что он предпочитает более комфорт, нежели сближение в социальной среде, где он чувствует себя достаточно одиноким.

Бердяев говорит о том, что человек может быть поглощен все более и более раскрывающейся космической бесконечностью. Христианство освободило человека от власти космической  бесконечности, в которую он был  погружен в древнем мире, от власти духов и демонов природы. Оно  поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость  от Бога, а не от природы. Но на вершинах науки, которые только и стали  достижимы при независимости  человека от природы, на вершинах цивилизации  и техники человек сам открывает  тайны космической жизни, раньше от него скрытые, и обнаруживает действие космических энергий, раньше как  бы дремавших в глубинах природной  жизни. Это свидетельствует о  мощи человека, но это же ставит его  в новое, опасное положение по отношению к космической жизни.

Сегодня наиболее очевиден вариант, что только через духовный потенциал, «духовную доминанту» можно вновь вернуться к свободе.

На сегодняшний день вектор той проблемы, которая описывается  в произведениях русских религиозных  философов 19 века, сменила свою ориентацию. Техника сама по себе являвшееся угрозой  общественного строя, обзавелась новыми антиморальными и социально разрушающими друзьями, а именно технологиями без которых сегодня сама машина существовать не может. Интернет, социальные сети, телевидение, молодежные журналы и прочее уничтожает сам разум, отождествляет свободного человека с рабом или животным.

В Германии был проведен социальный вопрос, затрагивающий молодых  людей в возрасте от 18 до 25 лет. Результаты неутешительны. В стране, в которой  номинально проживает 50 миллионов христиан, только 26 процентов из опрошенных смогли отнести себя к какой-то религии. 21 процент верит в некую высшую силу, остальные же либо затрудняются с ответом, либо отрицают существование  Бога вообще.

К сожалению, подобные данные были получены практически по всей Европе, да и к России они практически  применимы. Современную молодежь сейчас больше интересуют социальные сети, тусовка со сверстниками и прочее [4, интернет ресурс].

В современных реалиях  нашей жизни машина стала производить  новый товар, которым так жаждут все овладеть – это информация. Однако, что именно привносит в  нашу жизнь та или иная информация? Мы видим глупые передачи, непристойные сайты, служащие проводниками антидушевных действий в нашей жизни. Они посредством техногенной среды прочно и надежно прижились в современной социальной среде. Они заменяют веру в Бога и дезорганизуют нас внутренне, порождая разрушения остова психики. Наверное, стоит отметить, что техника не была столь страшна когда-либо как сегодня. Нужно быть бдительным и осторожным при выборе информации, и её усвоении нашим разумом и уж тем более пуская её в наше сердце.

Стоит отметить еще один момент в технике, это замена реальности. Она порождает свой мир, совершенно не похожий на наш. В нем машина позволяет нам управлять собой и чувствовать доминирующую роль во всем, но это обманчиво. Стоит только ей понять, что её власть над нами, как клетка захлопывается, и она показывает свое истинное лицо. Она стремится оградить нас, разделить, уединить, дабы полностью иметь непререкаемое влияние над нами и безграничную власть. Её цель самое главное в нас – душа.

В заключении хочется сказать, что враг силен и не дремлет, поэтому надо трезвиться и ясно мыслить. Ведь мы молодежь техногенной цивилизации, растущей в мире, быстро меняющемся и постоянно трансформирующемся, являемся будущим нашей страны. Мы видим, что опираясь на православие, которое дает понять, что дар чистой мысли данный нам свыше есть оружие и средство от любых напастей, с которым мы можем одержать победу, описанную Бердяевым Н.А. и другими религиозными философами ещё в начале прошлого столетия уже представлявшими опасность техногенных изменений в общественной среде. Поэтому опираясь на опыт прошлых лет и применяя сегодняшний, обращаясь к духовному поборем зарождающийся недуг, дабы пребыть всем в полном здравии как душевном, так и телесном.

Литература:

  1. Путь. - Май 1933.-  №38. - С. 3-38. Николай Бердяев «Человек и машина» (Проблема социологии и метафизики техники).
  2. Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org
  3. Интернет ресурс: http://www.coolreferat.com
  4. Интернет ресурс: http://www.reconciliation.ru/news/problemy-molodezhi
  5. Интернет ресурс: http://landorn.ru/interesting-stories

 


Информация о работе Молодежь техногенной цивилизации и православие (обращаясь к наследию религиозных философов).