Монистическое учение о мире Б.Спинозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:56, контрольная работа

Краткое описание

Спиноза относятся к приверженцам дуалистического понимания мира. голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онтологии /он отождествил бога и природу, которая выступает как природа - творящая и природа - сотворенная. В то же время Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление Одухотворив всю природу, Спиноза тем самым выступил и как философ-гилозоист.

Вложенные файлы: 1 файл

КР ФИЛОСОФИЯ.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЭЛЕКТРОСТАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

Классная контрольная работа

По дисциплине: «Основы философии»

 

Вариант № 13

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 17-12 ЭБУ

Илларионова Ольга  Валерьевна

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

Заботкина А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Электросталь 2012

 

Вопрос № 1

Монистическое учение о мире Б.Спинозы.

Рационализм в теории познания XVII в. представлен учениями Б. Спинозы. Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

Спиноза относятся к  приверженцам дуалистического понимания  мира. голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) разработал монистическое учение о мире. Его монизм предстал в форме пантеизма: в своей онтологии /он отождествил бога и природу, которая выступает как природа - творящая и природа - сотворенная. В то же время Б. Спиноза заявил о том, что существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление Одухотворив всю природу, Спиноза тем самым выступил и как философ-гилозоист. Он считал, что атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают. Много внимания философ уделяет конкретным состояниям субстанции - модусам. Он их разделил на две группы: модусы - вечные, бесконечные и модусы - временные, конечные. Бесконечные модусы определяются атрибутами субстанции - мышления и протяженности, а конечные - всеми остальными явлениями и вещами. Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа "причина самой себя". Движение составляет ее сущность и источник. Однако движение все же у Спинозы не атрибут, а модус (правда, вечный и бесконечный). По мнению Спинозы, движение наблюдается в конкретных вещах, а субстанция лишена движения и изменения и не имеет никакого отношения ко времени. Спиноза не понял сущности самодвижения материи, хотя фактически об этом писал, когда характеризовал материю как "причину самой себя":источник движения, хотя и не Бог, но лишь взаимные внешние толчки модусов. Вместе с тем Спиноза - последовательный детерминист. Он считает, что возникновение, существование, гибель явлений обусловлены объективными причинами. Он учил о причинности двоякого рода: внутренней (имманентной) и внешней (механической). Первая присуща субстанции, а вторая - модусам. С позиций детерминизма он рассматривает не только причинно-следственные отношения, но и отношения случайности, необходимости и свободы. В своей "Этике" Спиноза настаивает на безраздельном господстве необходимости, исключая объективность случайности при рассмотрении субстанции. Но тогда, когда он обращается к анализу мира модусов или конкретных состояний вещей, его детерминистская концепция становится более содержательной и глубокой. В ней признается случайность как объективное явление, существующее наряду с необходимостью.

Б Спиноза, различает  три вида познания: 1)чувственное, дающее только смутные и неистинные представления, 2)познание посредством разума, дающее знание о модусах, и 3)самый высокий  вид познания - интуиция, открывающая истину. Из установленных интуитивным путем истин (аксиом) выводятся дедуктивно по методу математики все остальные выводы и заключения Спиноза не мог увидеть случайность и необходимость в их единстве, однако его идеи были направлены против господствовавшего в науке телеологизма (порожденной Богом целесообразности в природе.

 

Вопрос № 2

Проанализируйте высказывание Демокрита: «Общая нужда тяжелее  частной нужды отдельного человека. Ибо в случае общей нужды не остается никакой надежды на помощь».

Если проблема одного человека может быть разрешена с помощью человечества, то, в целом, человечеству никто не сможет оказать помощь, если случится беда крупного масштаба. Например, (затрагивая такую сферу, как финансы) у человека умер родственник, а деньги на похороны отсутствуют, то, как правило, люди приходят на помощь, ему оказывают материальную помощь на работе. Либо соседи, друзья общими усилиями собирают нужную сумму. Т.е. одному человеку оказать помощь легче, будь то материальные нужды, либо какая-то психологическая поддержка и не только. Каждому конкретному человеку можно помочь конкретными мерами: предоставить временное жилье, работу, решить финансовую проблему, но благосостояние отдельного человека не скажется на благосостоянии рядом находящихся людей. Если затрагивать человечество в целом, то в случае с глобальными катастрофами или мировым финансовым кризисом, помощь отдельному человеку важна, но менее актуальна, чем помощь всей системе: государству или сообществу, экономике страны.

 

 

 

Вопрос № 3

Укажите правильный ответ. Агностицизм утверждает, что:

а) мир познаваем;   в) мир не познаваем;

б) мир ограничен;   г) мир не ограничен.

 

Правильный ответ : в) мир не познаваем.


Информация о работе Монистическое учение о мире Б.Спинозы