Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 23:41, реферат
В обществе существует много правил, обычаев, норм, принципов, которыми люди руководствуются по отношению друг к другу и обществу в целом. Часть этих правил должна соблюдаться в обязательном порядке. Они зафиксированы в специальных законах издаваемых государственной властью. Государство может в принудительном порядке заставить их выполнять. Это правовые нормы , законы и другие нормативные акты, но все они не могут охватить всего круга человеческих взаимоотношений. Есть ещё много сторон человеческого общения ,которые не могут регламентироваться силой закона , принудительно .
Введение 3
1. Понятие морали. 4
2. Структура морали 7
3. Функции морали. 10
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Мораль относится к внеинституциональным формам регуляции, в то время как право относится к институциональным формам. Нет никаких организаций или учреждений, которые создают мораль. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом. Особенно ее значение раскрывается по методу «от противного»: общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом. Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека.
Морали регулирует поведения человека во всех сферах действительности: в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, внутригрупповых и других отношениях.
Она санкционирует и поддерживает определенные общественные устои, строй жизни либо требует их изменения. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества.
Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.
Моральное регулирование поведения человека существенно отличается от правового регулирования. Так, право опирается на государство, а мораль ― на общественное мнение и на чувства человека, такие как чувства совести, долга, справедливости, любви и т.п.
У морального регулирования нет той жестокости, которая присуща правовому регулированию. Юридическая норма ограничивает действия человека по большей части чисто формально, без учёта мотивации. Мораль же регулирует поведение по большей части с содержательной стороны. Она отличается от права своим содержательным, неформальным характером. Поэтому, в частности, мораль не обязательно должна быть писаной.
Мораль отличается от права и по субъекту регуляции. Право обращено к человеку как к определённому гражданину, а мораль обращена к человеку как к личности. Личность же есть ценность, которая не признаёт каких-то физических или политических границ.
Мораль отличается от права и по своим санкциям. Ответственность за нарушения норм в праве и в морали различна. Моральные санкции более гибки, разнообразны, выступают в виде не только принуждения, но и убеждения, одобрения общественным мнением, в виде самооценки — удовлетворенной чистой совести или ее угрызений. Высшей мерой наказания в праве может быть смертная казнь, а в морали ― общественное и личное осуждение.
Мировоззренческая функция
Мораль не может быть сведена к простым нормам. Она должна обосновывать, «оправдывать» эти нормы, указывать, во имя чего они должны выполняться, т. е. моральное сознание неизбежно выходит на высшие ценности, на «смысложизненные» вопросы. Но для решения очень важно выявить место человека в Мире. А последнее невозможно без какого-то (пусть даже наивного, как было в прошлом) представления о Мире в целом.
Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности. Сказанное свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции. Именно в этике решаются вопросы о смысле жизни, о счастье, об идеале.
Значение морали в жизни человеческого общества огромно. Она выполняет для человека рол своеобразного «компаса» проведения, ориентирует его в общественной жизни, в мире социальных ценностей.
Мораль наполняет значением наши поступки, поведение, жизнь в целом. Она даёт человеку положительное чувство удовлетворения от собственных деяний и прожитой жизни. Мораль придаёт силу человеку жить, жить даже вопреки неблагоприятным, а иногда и трагическим обстоятельствам. Истинная мораль всегда оптимистична.
Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и т. д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентации, норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними.
Представление о мире в целом (мировоззрение) невозможно составить на одних лишь выводах науки, ибо они неполны. Научная картина мира и мировоззрение — это совсем не одно и то же самое. Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляет из себя своеобразный образ Мира. В моральном сознании (прежде всего, в нравственной философии) формируется мировоззрение через призму специфических понятий: Мир рассматривается добрым или злым (или нейтральным, в лучшем случае, по отношению к человеку), упорядоченным или хаотичным и т.д. От характера представления Мира зависит решение вопроса о смысле жизни и счастье человека, понимание природы добра и зла, справедливости и т.д.
Оценочно-императивная функция
Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной.
Нравственной оценке подлежат не только действия человека, но и вся действительность как социальная, так и природная. Нравственная оценка, в свою очередь, выступает для субъекта как требование к определённому поступку, а именно как нравственный долг к совершению добра в отношении к тому или иному объекту.
При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами — совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек — это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного движения.
В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, ― познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.
Воспитательная функция
Четвертая основная функция морали — воспитание личности. Цель нравственного воспитания состоит в формировании духовной личности, способной к самосовершенствованию. Такая личность предстаёт свободной и ответственной.
Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого.
Родившийся ребенок ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении.
Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле.
Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться.
Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.
Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.
Познавательная функция
Пятой основной функцией морали является познание окружающего нас мира.
Познавательная функция нравственности подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Она доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам
Эта познавательная функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.5
Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность ― человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то «нашего» мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это ― сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя. Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью. Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись; чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.6
Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.
Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек ― существо историческое ― составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона.
Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль.
Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра ― это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали.
1. Апресян Р.Г. Идея морали. – М., 1995
2. Гусейнов А.А. Введение в этику. – М., 1985
3. Ватин И.В. Верещагин В.Ю.
и др. Основы философии
в
вопросах и ответах
. 2002г.
4. Зеленкова И.Л. Этика. – Минск, 2001
5. Скрипник А. П. Этика: Учебник. ― М.: Проект, 2004
1 Апресян Р.Г. Идея морали. – М., 1995
2
Ватин И.В. Верещагин В.Ю. и др.
Основы философии в
вопросах и ответах .
2002г.
3 Скрипник А. П. Этика: Учебник. ― М.: Проект, 2004
4 Ватин И.В. Верещагин В.Ю. и др. Основы философии в вопросах и ответах . 2002г.
5 Скрипник А. П. Этика: Учебник. ― М.: Проект, 2004
6 Зеленкова И.Л. Этика. – Минск, 2001