Мораль и концепции ее возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:35, доклад

Краткое описание

Глобальные проблемы современности... Как далеки, казалось бы, они от повседневности нашей жизни. Но решать их необходимо здесь и сейчас каждому из нас. И решение их во многом определяется той моралью, которой мы придерживаемся, теми нравственными ценностями, которыми мы руководствуемся.

Содержание

Введение
1. Мораль, как специфический способ освоения бытия
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Мораль.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

В современных условиях прослеживается также определенная зависимость нравственных ценностей и ориентиров от задач, проблем и открытий науки. Раньше наука практически не оказывала никакого влияния на мораль людей, с ней не связанных. Современная наука «улавливает» мораль в свои координаты и порождает нравственные проблемы, дотоле неведомые.

Возможности реанимации и трансплантологии, выращивания детей «в пробирке» и клонирования, поддержания и прерывания жизни ставят не только перед медиками, но и перед всеми нами множество нравственных проблемы: что такое жизнь и смерть? Какова цена человеческой жизни? Имеет ли человек право распоряжаться своей и чужой жизнью? Не случайно одна из энциклик (обращений) папы Римского Иоанна Павла II (июль 1996 г.) была посвящена проблемам трансплантации, абортов, эвтаназии, смертной казни. Наверное, студенты смогут предложить для обсуждения и другие аспекты воздействия науки на мораль (скажем, порождение новых нравственных проблем развитием атомной энергетики, робототехники и т.д.).

4. Будучи «вписанной» в систему  социокультурных координат, мораль, говоря языком математики, выступает  не только в качестве «функции», но и в качестве «аргумента»: иными словами, мораль оказывает  активное обратное воздействие  на все формы духовной культуры.

Еще Платон задавался вопросом соотношения Морали и религии: «Является ли морально добрым то, что повелевается богами, или же богами повелевается то, что является морально добрым?» В искусстве также прослеживается влияние морали: содержанием художественного произведения чаще всего выступают нравственные коллизии (героическое начало в симфонии Бетховена, любовь и ненависть в трагедиях Шекспира, нравственные поиски героев современной литературы). В науке именно моральные регулятивы (долг, совесть, ответственность) заставляют ученых требовать наложения моратория на те или иные исследования (например, в области генной инженерии).

Поэтому было бы ошибкой говорить о независимости науки, искусства, политики и т.д. от нравственности.

Наука, возомнившая себя свободной от всякой моральной ответственности, — «чистая наука» может при определенных условиях превратиться из добра во зло, стать не только достижением человеческого разума, но и потенциальной опасностью для самого существования людей, превратиться в средство массового уничтожения в войнах, экологических катастрофах, возникающих в ходе научных экспериментов. Религия, которая на протяжении веков включала в себя нравственные учения и наставления, став прислужницей, например, политики или средством к осуществлению корыстных интересов некоторых сект и организаций, утрачивает свое положительное значение.

Особенно впечатляющим является воздействие морали на такую сферу жизни общества, как политика. Политика, политическое сознание находятся в прямой зависимости от нравственности, причем зачастую в отрицательном смысле: чем дальше политика отстоит от нравственности, тем она успешнее. Вытеснение из зоны политики нравственных принципов альтруизма, гуманизма и замена их принципом практической целесообразности, эффективности, успеха любой ценой («цель оправдывает средства») присущи в полной мере как политикам времен Макиавелли, так и современным «прагматикам». Безусловна, например, зависимость решений, принимаемых политическим лидером, от его нравственной культуры и индивидуальной системы ценностей.

Ведь в решении отдать приказ стрелять в собственный народ, или бросать женщин и детей в концлагеря, или покушаться на суверенитет другого народа, или отказываться от собственной независимости — сказывается не столько политический, сколько моральный выбор государственного деятеля.

Не Меньшее влияние на социальную и политическую жизнь общества оказывает нравственная культура каждого из нас. Мы знаем, какую роль сыграли в победе над фашизмом такие нравственные качества, как патриотизм, мужество, героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны. Сегодня от нас требуется иное: высокая нравственная ответственность, взвешенность и продуманность решений на выборах и референдумах, чувство национального самосознания — то, что обозначается понятием «гражданственностью. И в этом смысле роль нравственной культуры политического лидера и масс равноценна. Не случайно бытует истина: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает».

Большое влияние оказывает моральный фактор также на экономику и производство. Это, во-первых, роль морального облика государственных мужей (правительства, депутатов, административно-управленческого аппарата) — их честности, неподкупности, ответственности, компетентности — в осуществлении экономической политики общества.

К сожалению, сегодня коррумпированность чиновничье-бюрократического аппарата, его сращенность с криминальными структурами, развращенность, безнравственность, элементарная жадность становятся причинами развала экономики, торможения реформ, принятия безграмотных, но кому-то выгодных экономических и политических решений.

Во-вторых, задумаемся над тем, какую роль играют моральные ориентиры и настроение «простых» людей в их производственной деятельности.

Так, в 1920-30 гг. народное хозяйство нашей страны, приведенное в упадок гражданской войной и разрухой, было восстановлено и коренным образом перестроено не только за счет рабского труда заключенных, но и в значительной мере за счет небывалого и искреннего энтузиазма советских людей. Строительство Днепрогэса, Магнитки, Комсомольска-на-Амуре сопровождалось высоким подъемом нравственных сил, превратившихся в силу материальную. То же и сегодня: наше отношение к бедности и богатству, наша нацеленность на потребительство или предпринимательство, зависть или энтузиазм — все это определяет экономический облик и будущее нашего общества.

5. Включенность морали в систему  социокультурных координат и  возрастание ее роли в жизни  общества позволяют экстраполировать  влияния морали на решение  тех проблем, которые принято  называть глобальными — ведь  именно от них зависит сегодня  существование нашей планеты  и человеческой цивилизации. Какие  это проблемы и какое место  в их решении занимает нравственность? Отметим некоторые из них.

Одна из самых острых проблем современности — проблема войны и мира, поставившая перед человечеством вопрос о выживаемости, о цене жизни и смерти каждого человека. Прежде всего, она связана с угрозой ядерной войны. И хотя сегодня эта угроза, казалось бы, отошла в прошлое, но по-прежнему вызывает тревогу экстремистское желание некоторых государств иметь ядерную бомбу. По-прежнему гибнут мирные жители в так называемых локальных войнах — в Югославии, Чечне, на Ближнем Востоке. В этих условиях очень многое зависит от нравственной позиции людей — больших политиков и простых смертных. Что важнее для них политические, национальные и религиозные принципы или человеческая жизнь? Заповедь «не убий» или «око за око, зуб за зуб»? Признавать, что войны бывают справедливые и несправедливые, или исповедовать пацифизм — неприятие любого вида войны? И каждый человек должен решать для себя эти проблемы сам.

К глобальным проблемам XX века относится и угроза экологической катастрофы, которая заставляет нас с нравственных позиций взглянуть на отношения человека и природы. Сегодня неуместно считать себя царем природы; человек — часть ее. Нравственный долг современного человека — чувствовать и нести ответственность перед природой за свою деятельность: и за отравление окружающей среды металлургическим комбинатом, и за ландыш, сорванный на прогулке в лесу, ибо речь идет о нашем общем доме.

Под угрозой находится не только природный, но и внутренний духовный мир человека, что проявляется, в частности, в кризисе человечности. Потребительские сиюминутные ценности и низкий уровень гуманитарной культуры зачастую ведут к потере людьми высоких духовных ориентиров, когда благородство и интеллигентность уступают место наглости и предприимчивости. В этих условиях существует серьезная опасность сделать наш мир рационально-целесообразным и вместе с тем бездушным и бездуховным.

Сегодня высокий уровень морали необходим также, чтобы противодействовать опасностям, вызванным научно-техническим прогрессом, в частности, в физике, генной инженерии, медицине, о которых мы уже говорили. Однако надо быть готовыми к тому, что развитие науки будет «подбрасывать» человечеству все новые загадки.

 

Заключение

Глобальные проблемы современности... Как далеки, казалось бы, они от повседневности нашей жизни. Но решать их необходимо здесь и сейчас каждому из нас. И решение их во многом определяется той моралью, которой мы придерживаемся, теми нравственными ценностями, которыми мы руководствуемся.

 

Список используемой литературы

1. Венедиктова В.И. О деловой  этике и этикете, М., 1999.

2. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика, Минск, 2000.

3. Золотухина- Аболина. Курс лекций  по этике, Ростов-на-Дону, 1998.

4. Кондратов В.А. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону, 1998.

5. Философский энциклопедический  словарь. М., 2000.

6.   Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004


Информация о работе Мораль и концепции ее возникновения