Мораль и политика в учении Конфуция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:17, реферат

Краткое описание

Kитaйскaя кyльтypa - стoль жe дpeвняя, кaк и сaм китaйский этнoс. Пepвыe cвидeтeльствa нaличия цивилизaции нa тeppитopии Kитaя oтнoсятcя к 6 тыcячeлeтию дo н.э. Пpизнaки тoгo, чтo этa цивилизaция имeннo китaйcкaя, нecут прeдмeты, oтнocимыe cпeциaлистaми к пepиoдy динacтии Шaн (16 в. дo н.э.).

Содержание

Введение
Основные положения морали и политики Конфуция :
1.1) Основные философские школы Древнего Китая
1.2) Основные добродетели в учении Конфуция
1.3) Как достичь стабильности, порядка в обществе и эффективности власти
1.4) Принципы регулирования поведения человека в обществе
1.5) Причины успеха конфуцианства
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

эссе конфуций.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Финансовый университет 

при правительстве Российской Федерации

Факультет социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название темы:

«Мораль и политика в учении Конфуция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Группы П2-1,Чунаева В.И

 

 

 

                                                           Москва 2013

 

План

  • Введение
  • Основные положения морали и политики Конфуция :

         1.1) Основные философские школы Древнего Китая

         1.2) Основные добродетели в учении Конфуция

         1.3) Как достичь стабильности, порядка в обществе и      эффективности власти

         1.4) Принципы регулирования поведения  человека в обществе

         1.5) Причины успеха конфуцианства

  • Заключение

 

Bвeдениe

Kитaйскaя кyльтypa - стoль жe дpeвняя, кaк и сaм китaйский этнoс. Пepвыe cвидeтeльствa нaличия цивилизaции нa тeppитopии Kитaя oтнoсятcя к 6 тыcячeлeтию дo н.э. Пpизнaки тoгo, чтo этa цивилизaция имeннo китaйcкaя, нecут прeдмeты, oтнocимыe cпeциaлистaми к пepиoдy динacтии Шaн (16 в. дo н.э.).

Пepвым истoричecки дoстoверным твopцoм филoсoфскoй тeopии в Китae был Koнфуций (551-479). Oн coздал филocoфcкo-peлигиoзнoe yчeниe. Учeниe Кoнфyция пoвлиялo нa пocлeдyющee paзвитиe Kитaя. Apгyмeнтиpyющee в пoльзy иepapхичecкoй cиcтeмы opгaнизaции oбщecтвa и пepвичнocти интepecoв гocyдapcтвa. Ceгoдня вo всём мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции, имя которого по-китайски звучит как Кун-цзы или Кун-фу-цзы (Мудрец Кун). В традиционных трактатах чаще всего Конфуций упоминается не под именем собственным, а обозначается просто иероглифом «цзы» - «Учитель», выступая тем самым как фигура скорее  знаковая, нежели как индивидуальный человек.1 Но читателю сразу становится ясно, что речь идёт о великом наставнике, который стал нравственным идеалом сотен миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики и учёные всего мира, а фразы из «Лунь юя» - одного из наиболее знаменитых текстов Дальнего Востока, сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина. «Люнь-юй» - главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.2

Актуальность темы моего  эссе обусловлена не только растущим интересом представителей западной культуры к восточной, в том числе и китайской философской традиции, но и стоящей перед философами задачей культурного самоопределения.. Не менее актуальна философия Конфуция для современного поколения. И сейчас я постараюсь вам раскрыть основные положения морали и политики Конфуция.

 

 

 

1.1Основные  философские школы Древнего Китая.

 

Политико-правовые теории стран Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.

       Вследствие  завоевательных войн и ряда  других причин многие государства  Древнего Востока утратили независимость  или погибли. Возникавшие в них политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Китае и Индии. В конце третьего периода истории Древнего Китая возникает китайская философия, в рамках которой развиваются представления о власти, государстве и праве. Наивысший расцвет древнекитайской мысли приходится на период «борющихся царств», его часть называют «золотым веком китайской философии». В то время свободно и творчески существовало шесть основных философских школ: 1) конфуцианство; 2) моизм; 3) легизм (фа-цзя); 4) даосизм; 5) школа «инь-ян» (натурфилософия); 6) школа имен (мин цзя).

При этом в большинстве  школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например, из даосизма — наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии.

 

 

 

1.2 Главные добродетели в учении Конфуция.

 

     Для истории  политических и правовых учений  первостепенный интерес представляет  конфуцианство, ставшее господствующей  идеологией в императорском Китае.  Его родоначальником выступил Кун Фу-цзы (латинизированная форма Конфуций), т. е. учитель Кун. Он жил в 551— 479 гг. до н. э. в царстве Лу. Конфуций не выступал со своими собственными учениями. Конфуций сам о себе говорил: “Излагаю старое и не создаю нового”3. Но собрал, прокомментировал и пересказал 5 классических произведений Древнего Китая. Их основное содержание составляет 5 простых и великих добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы и являющиеся важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей:

- Мудрость;

- Гуманность;

- Верность;

- Почитание старших;

- Мужество.

Эти добродетели в  определенной мере и определенных границах должны быть признаны. Практически  это означает добросовестность и  глубокое уважение к себе и к другим, на что действительно способны лишь избранные и полноценные люди. В то же время простое нагромождение законов не может быть признано. «Исправление имен», одна из идей учения Конфуция, должно теоретически помогать практическому самосознанию, для того, чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех.

 

 

1.3 Как достичь стабильности, порядка в обществе  и эффективности власти.

 

Конфуций  считал, что стабильности и эффективности власти можно  достичь лишь построив ее на принципах  патриархально-клановой формы подчинения – по старшинству в семье. Государство  у Конфуция выступает как одна большая семья, где власть императора — власть отца, а отношения правящих и подданных – семейные отношения: народ (“простые люди”), как и младшие в семье, должны подчиняться старшим, а последние в свою очередь, обязаны заботиться и опекать младших членов семьи”. Соотношение между правителем и народом по Конфуцию таково: император – всадник, чиновники и законы – “узда” и “вожжи”, народ – лошадь.4 Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно правильно держать вожжи, следует соразмерить силы лошадей и наблюдать за согласованным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом – лошади сами собой побегут.

     Порядок  (ли) в понимании Конфуция устанавливается  благодаря идеальной всеобщности,  отношению человека к природе и, исправление имен в частности, отношения между людьми. Порядок включает также правила внешнего поведения – этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. Порядок наполняется добродетелью (дэ): “О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частности поведения он вежлив, на службе – точен, человечен и справедлив к людям”.5

Исполнение функций  на основе порядка с необходимостью приводит к появлению человечности (жэнь) - основного из требований, предъявляемых  к человеку. Человеческое существование  не может обойтись без следующих  регуляторов: помогай  другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; чего не желаешь себе, того не делай другим.

Люди различаются в  зависимости от семейного, а затем  социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводит принцип сыновей и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных.

1.4. Принципы  регулирования поведения человека  в обществе.

 

     Квинтэссенция  политической философии Конфуция  заключена в тезисе “руководить  народом с помощью добродетели и вносить в народ порядок с помощью правил поведения”6. “Хорошее” политическое администрирование должно строиться, по Конфуцию, на этических нормативах внутрикланового патернализма. Принципиальная однотипность строения клановых структур и структур “восточного” государства дает возможность эффективного, результативного внедрения в ткань последнего апробированных и отшлифованных в течение веков принципов “семейного” управления. Конфуций предлагает строить отношения внутри государства на основе ненасильственных принципов добродетели; эти приемы формализуются им через систему “правил поведения” – норм и ритуалов ли.  Глубинный смысл правил ли заключается прежде всего во всеобъемлющей  функции социального контроля и повседневного строгого регулирования поведения. Только механизм власти обеспечивает стабильность социальной структуры общества и успешное управление им.

Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности. Человек должен поступать так, как  велит порядок и его положение. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо “благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно”.

Политическую “сверхзадачу”  конфуцианства–постоянное воспроизведение механического подчинения народа и иерархической централизации – четко определил другой великий конфуцианец Мэн-цзы. “Одни напрягают свой ум, другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает свой ум, управляют людьми. А те, кто напрягает свои мускулы, управляемы другими людьми. Управляемые содержат тех, кто ими управляет. А те, кто управляет людьми, содержатся теми, кем они управляют. Таков всеобщий закон в Поднебесной” (Мэн-цзы. Глава 3. Часть 1). Народ – это дети, которые нуждаются  в опеке старших, в неустанной заботе со стороны тех, кто призван ими управлять, думать и заботиться о них; благо народа – высшая цель деятельности политической администрации.7

  

1.5. Причины  успеха конфуцианства.

 

Главной причиной триумфа  конфуцианства было то, что оно оказывалось наиболее созвучным тем идеалам, которые китайцы уже издавна впитывали с молоком матери. Их привлекала его рациональная этика, лишенная мистицизма, оно покоряло своим духом гуманности, умеренности и «середины».

В идеях Конфуция достаточно полно отражены идеи о том, как необходимо правильно организовать государственный аппарат,политическую власть в стране; каким принципам должен следовать чиновник для достижения звания «цзюнь цзы»-благородного мужа, способного мудро и справедливо выполнять свои обязанности; какое место в социальной иерархии должен занимать каждый человек, как он должен себя вести в обществе и относиться к другим людям. Строгое соблюдение этих политических и моральных норм по мнению Конфуция должно в итоге привести к созданию государства Благоденствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение могу сказать, что Конфуций никогда не касался таких вопросов, как создание мира, конец мира и т.п. Его никогда не беспокоил вопрос о происхождении человека, никогда не пробовал он искать того, что будет с человеком потом. Его не затрагивала ни физика, ни метафизика. Вот каково свидетельство «разговоров» по поводу предметов его учения. «Наиболее частыми темами его разговоров были книга поэзии, книга истории и поддержание правил благочиния». «Он учил наукам, этике, преданности своей душе, правдивости». «Не любил же он рассказывать о необычайных вещах, о какой-нибудь необычайной силе, о каких-нибудь беспорядках, о духовных существах и т.п.».

Конфуций призывал к  гуманным отношениям между людьми, поэтому пропаганда конфуцианства призвана обеспечить спокойствие в семье и трудовых коллективах. В то же время конфуцианство на протяжении веков сложилось в довольно стройную систему этических принципов взаимоотношений людей, общества и природы, межгосударственных отношений.

Классическое конфуцианство  содержит в себе не только специфический, но и общечеловеческий культурный потенциал, способствуя, или, во всяком случае, не препятствуя современным процессам  в сфере политики, экономики и  культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Алексеев В.М. «Китайская  литература (Избранные труды)» М. - 1978 г.

2. Власов В.И., Власова Г.Б.  История политических и правовых учений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 292 c.

3. Всемирная галерея. Древний Восток.  под. обшей редакцией  А.Л. Мясникова А.Л. изд. «Терция»  Санкт-Петербург.  1994 год

4. Головачев Л.И. Изучение «Лунь юя» и гипотеза развития китайской письменности// Проблемы Дальнего Востока, 2000 № 3.

5. «Конфуций изречение» изд-во МГУ. М. - 1992 г.-351с

6. «Конфуций. Суждения и Беседы»: Азбука, Азбука-Аттикус; 2011.-95с.

 

7. Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция, всеобщий закон в Поднебесной” (Мэн-цзы. Глава 3. Часть 1)

 

1 Алексеев В.М. «Китайская литература (Избранные труды)» М. - 1978 г.

2 Головачев Л.И. Изучение «Лунь юя» и гипотеза развития китайской письменности// Проблемы Дальнего Востока, 2000 № 3.

3 «Конфуций изречение» изд-во МГУ. М. - 1992 г.-351с.

4 Власов В.И., Власова Г.Б.  История политических и правовых учений. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 292 c.

5 «Конфуций. Суждения и Беседы»: Азбука, Азбука-Аттикус; 2011.-95с.

6 Всемирная галерея. Древний Восток.  под. обшей редакцией  А.Л. Мясникова А.Л. изд. «Терция»  Санкт-Петербург.  1994 год

Информация о работе Мораль и политика в учении Конфуция