Мораль и политика в учениях Кофуция и Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 02:45, реферат

Краткое описание

Конфуций открывает собою эпоху непревзойденного расцвета мысли, ту эпоху, когда были заложены основы китайской культуры. Его учение было отправной точкой для последующих мыслителей; одни продолжали и развивали его взгляды, другие подвергали их яростной критике. Но никто не остался равнодушным.
Множество столетий спустя появляется ещё один политический деятель, который тоже хотел довести свои идеи до исполнения. Его имя знают все, он написал философию для своего времени, но это не значит, что его философия не действует за границами Возрождения, напротив, политики, дипломаты, философы до сих пор спорят о его книгах, разбираются в его идеях, не всегда соглашаются с ним, но всё равно следуют его рекомендациям.

Вложенные файлы: 1 файл

«Мораль и Политика в учениях Конфуция и Макиавелли».doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Изречения, мысли, афоризмы и цитаты Макиавелли и Конфуция о политике и о морали

 

Изречения Морали (Конфуций)

 

«Мораль, добродетель  всегда будут укреплены, если с достоинством мы будем относиться к памяти умерших предков и с достоинством будем припоминать их поступки».

 

«Не думай о том, что  кто-то из людей не знает тебя, а  больше думай о том, что ты сам  хорошо не знаешь людей».

 

«Всегда хорошо там, где  есть мораль, поэтому человеку лучше  поселиться там, где отсутствует всякое нечеловеколюбие и зло».

 

«Тот человек, который  не обладает человеколюбием, не может  долго бытийствовать в условиях нищеты, но он также не может долго  жить в постоянном благополучии. Человеколюбивому человеку человечность должна приносить радость, удовольствие, а мудрому человеку человечность всегда приносит только пользу».

 

«Тот, кто искренен в  своей человечности, тот и не совершит зла».

 

«Я ещё не видел  тех, кому по душе высокая мораль и  претит нечеловеколюбие. Те, кто любит человечность, полагают, что нет ничего выше её. Те же, кто ненавидят бесчеловечность, те стараются избегать всего того, что связано с нею. Но может ли кто-нибудь из людей в течение всего дня следовать только морали? Я не встречал таких людей, которым бы хватало бы на это выдержки. Такие люди все же есть, но я их никогда не видел».

 

«Каждый ошибается в  зависимости от своего характера. Присмотритесь  к ошибкам человека, и вы узнаете, был ли он добродетельным, честным».

 

«Благородный муж много  размышляет о морали; низкий человек  думает лишь о том, как бы получше  устроить свою жизнь. Низкий человек  думает о том, как бы заполучить побольше милостей, а благородный муж размышляет о том, как жить согласно с законами».

 

«Благородный муж действует по законам морали, тогда как низкий человек действует согласно с выгодой для себя, а не для других».

 

«Осторожный человек  реже других совершает ошибки».

 

«Истинно добродетельный человек не может быть одиноким, у него всегда есть близкие ему по разуму люди».

 

«Четыре качества благородного мужа – вести себя с достоинством, прислуживать старшим, проявлять доброту, заботится о простом народе, быть справедливым к простым смертным».

 

«Вряд ли что изменишь! Я ещё не видел человека, который, обнаружив свои ошибки, осуждал бы за них самого себя в душе».

 

«Мне грустно когда  мораль не улучшается, когда не понимают то, что изучают, а зная о высокой  морали не в состоянии за ней следовать  и не могут исправлять плохие деяния».

 

«Если я нахожусь с  двумя людьми, то обязательно чему-то у них сумею научиться, надо только взять то хорошее, что есть у них и следовать этому, а плохого избегать».

 

«Я не могу предвидеть встречу с весьма мудрым человеком. Если же мне удастся повстречать  благородного мужа, то и этого мне будет достаточно. Я не жду также встречи с человеком высоких принципов морали, а если бы мне удалось повстречать человека твердых убеждений, то и этого бы оказалось достаточно. Сложно тому быть благородным, кто ничего не имея претендует на большее, пустячное пытается выдать за высокое, а горестями, несчастьями считает бедность».

 

«Можно творить и  без знаний, но я не таков. Зная многое, отбираю в нем лучшее, следуя лучшему, держу пари многое из того, что вижу, постигаю – это и есть обретение  знаний».

 

«Благороден тот муж, которому можно доверить сироту, судьбу страны больших размеров и кто  не изменяет своим принципам морали. Разве он не воистину справедливый?».

 

«Учись так, словно ты не можешь все заполучить и опасаешься многое потерять».

 

Конфуций избегал четырех вещей: пустых домыслов, категоричности в оценках, упрямства и тщеславия.

 

«На моем пути не встречался человек, который любил бы мораль сильнее, чем чувственные удовольствия».

 

«Разумный не сомневается, человечный не тоскует, смелый не боится страха».

 

Принципы морали: «Человечен тот, кто сдерживает себя и ведет  соответственно ритуалу. Все в Поднебесной  признают, что ты человеколюбив, если будешь сдерживать себя и отдавать дань ритуалу. Быть человечным зависит  от самого человека и вовсе не зависит от других».

 

«При помощи своей  просвещенности благородный муж  устанавливает дружбу. А дружба помогает ему быть человеколюбивым».

 

«Добродетельные люди при  несогласии все равно живут сообразно; низкие люди не могут жить сообразно  даже при согласии».

 

«Тот, кто добродетелен, всегда знает, что нужно говорить, но тот, кто умеет хорошо говорить, не всегда бывает человеколюбивым; кто наполнен человечностью, тот обычно смел, но смелый не всегда бывает человечным».

 

«Бывает и так, что  у благородного мужа мало человечности, но не бывает так, когда низкий человек обладает человечностью».

 

«Благородный муж не любит много говорить, он недоволен, когда его дела не соответствуют  его словам».

 

«У благородного мужа три основных принципа, но они не мне не посильны – будучи человеколюбивым он не тревожится, он не сомневается, будучи храбрым, он не опасается».

 

«Добродетельный человек  и великодушный человек готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы сохранить  высокую мораль, они жертвуют собой, не отказываясь от человечности».

 

«Тот человек, который  снисходителен к другим и беспощаден к себе, не будет вызывать у людей  гнева».

 

«Красноречие затемняет  мораль, а нежелание вникать в  малые дела наносит вред большим  замыслам».

 

«Если люди ненавидят  кого-либо, надо выяснить почему; если люди любят кого-либо, нужно узнать, с чем это связано».

 

«Человек способен сделать  свой путь великим, но великим человека не способен сделать сам путь».

 

«Благородный муж не упрям, но тверд в морали».

 

«Существуют три добродетельных друга и три друга, которые приносят беду. Добродетелен благородный друг, справедливый друг и друг знающий. Опасен, временен льстец, неискренний друг и друг искусный в речах».

 

«Существуют три полезных и три вредных вида радости. Если ты рад тому, что действуешь в  соответствии с музыкой и ритуалами, внимаешь речам добрых людей, водишь дружбу с разумными людьми, то это тебе на пользу. Если же ты испытываешь радость от своей праздности, безделья, заносчивости, то это может принести только вред».

 

«Мораль губят добродетельные люди из деревни».

 

«Тот из людей, кто  постоянно считает, что он несовершенен, тот и любит приобретать знания».

 

«Подмастерья делают свою работу в мастерских, а ученый муж, ожидая достижения своих целей, трудится дома».

 

«Благородный муж не будет заставлять простых людей работать, если они не доверяют ему, если же они не доверяют, он все для того, чтобы его не приняли за лжеца».

 

«Вторичные принципы всегда сочетаются с высокой моралью».

 

«Добродетель способна покорять многих, честность располагает  к вам людей. Смекалка позволит добиться успеха, а незлобивость не огорчает близких».

 

Изречения Политики (Конфуций)

 

«Управляя царством, которое  может иметь тысячу боевых повозок, колесниц, нужно посерьезнее относиться к делу, быть правдивым, уважать людей, экономить средства в расходах и побуждать сам народ к труду в зависимости от времени года».

 

«Правитель, который проповедует  справедливость, сходен с северной полярной звездой, которая занимает свое почтительное место среди обращающихся возле неё созвездий».

 

«Если править народом прибегая к законам, а порядок удерживать с помощью наказаний, то народ будет склонен уклоняться от наказаний и вряд ли будет испытывать стыд. Если же руководить народом, беря за основу добродетель и сохранять мир, порядок при помощи ритуалов, то сам народ и будет выражать покорность, стыд и исправляться».

 

«- Как сделать народ  покорным и преданным?

- Если отдать должное  честным людям и возвысить  их над нечестными, о народ  и будет преданным, покорным. Если  же вы будете бесчестных людей  считать добродетельным и отдавать им преимущество над честными, истинно добродетельными людьми, тогда народ не будет ни покорным, ни преданным».

 

«- Как сделать так, чтобы народ был предан и почтителен?

- Будьте в обращении  с народом строги, серьезны и  он будет почтительным; если вы покажете, в чем долг сына, отца, правителя, народ будет предан, если вы будете выделять способных людей и наставлять недобродетельных народ будет старательным, преданным, почтительным».

 

«- Почему вы не желаете  заниматься управлением государства?

- В «Ши цзин» сказано:  когда необходимо выказать сыновнюю  почтительность, то и нужно с  любовью относиться к своим  братьям, дружить с ними, а это  и поможет успешному управлении. Зачем же тогда для участия  в управлении идти на государственную  службу?».

 

«Я не хочу смотреть на царские жертвоприношения после  того, как земля облита вином».

 

Сущность царских жертвоприношений: «Я не знаю, а тот, кто познал бы эту  сущность, мог бы управлять поднебесной  так, как легко можно управлять  другими».

 

«Если угодничать перед государем, соблюдая ритуал, то люди увидят в этом лесть».

 

«- Как государь руководит  своими подданными, а сами подданные  служат своему государю?

- Соблюдая ритуалы,  государь и должен повелевать  подданными, а чиновники служат  своему государю, опираясь на преданность и честность».

 

«Как же я должен почитать людей, которые, находясь на высоких  должностях, не проявляют добродетели  по отношению к низам, кои совершают  ритуалы без почтения и не желают скорбеть во время похорон?».

 

«Разве можно управлять государством, если уступаешь? И зачем нужен ритуал, если не способны управлять государством соответственно принципам уступчивости?».

 

«- Как управлять государством?

- Государь должен быть  государем, слуга слугой, сын сыном,  отец отцом.

- Прекрасно! Действительно если государь не будет государем, слуга слугой, сын сыном, а отец отцом, то смогу ли я есть хлеб в таком случае?».

 

«- В чем состоит  управление государством?

- Нужно постоянно управлять  и вести дела честно».

 

«- Что будет если убивать  плохих людей для того, чтобы утверждать мораль?

- Вы управляете государством, так зачем же убивать людей?  Если вы будете добродетельными,  то и люди будут стремиться  жить добродетельно. Принципы  благородного мужа подобны ветру,  принципы низких людей это  трава; трава склоняется под дуновением ветра».

 

«- Что значит быть правителем?

- Действуй усердно  и будут следовать за тобой  (больше действуй, меньше отдыхай)».

 

«- Вейский государь желает, чтобы вы были связаны с делами правления. Что вы собираетесь делать?

- Необходимо исправить имена.

- Зачем же их исправлять, быть может, это неразумно.

- Ты не просвещен,  Ю! Благородный муж проявил  бы предосторожность относительно  того, что ему неизвестно. Если  имя не верно, то и слова  неуместны; коль слова необоснованны,  то и дела не будут успешными; если дела не будут успешными, то не смогут процветать ни ритуалы, ни музыка, а наказания будут несправедливыми; если наказания будут несправедливыми, то народ не будет добродетельным; а поэтому благородный муж, называя имена, обязан растолковать их правильно, а то что говорит, должен честно исполнять. В толкованиях благородного мужа должно быть все добродетельно».

 

«Если бы меня пригласили на службу по управлению государством, то за год я бы навел в нем  порядок, а через три года государство стало бы лучше».

 

«Если к власти приходит настоящий правитель, человеколюбие  может жить через многие века после  его смерти».

 

«Когда в государстве  есть добродетельная мораль, то можно  быть прямым в своих речах и  действиях; когда в нем отсутствует  мораль можно действовать прямо, но в речах быть осторожным».

 

«- Как служить правителю?

- Будь честен и не  давай ему передышки».

 

«Четыре поколения как  власть находится в руках вельмож, а в течение пяти поколений  у княжеского рода нет достоверной  власти; вот почему низки потомки трех семейств князя Сотлпа».

 

«- Как нужно управлять  государством?

- Относясь почтительно  к пяти достоинствам и устраняя  четыре недостатка и можно  управлять страной.

- Что есть пять достоинств?

- Благородный сановник  экономен; заставляя людей работать не озлобляет их; в своих стремлениях не алчен, в своих мыслях он не спесив; он не жесток и пользуется уважением.

- Что называется быть  экономным?

- Приносить пользу  людям, быть полезным для простого  народа это и значит быть  нерасточительным; заставлять народ трудиться, выбирая для него посильную работу, разве навлечешь на себя гнев? Когда будешь добродетельным, то разве тебя обвинят в алчности? Благородный муж ко всем почтителен и к малым и к большим людям, разве не в этом он проявляет отсутствие у себя надменности? Благородный муж величественно носит свои одежды, шапку, платье держит себя с достоинством, а люди, взирая на него, становятся почтительны к нему, разве это не почтительность народа без гнева?

- Что такое четыре  недостатка?

- Если народ казнить вместо того, чтобы просвещать, это и будет жестокостью; если народ не предупреждать, а затем от него требовать решительных действий, то это будет насилие; быть медлительным, а самому давать приказы быстрее закончить работу, это значит поступать низко; суля людям награды, но затем не исполнять обещанное, это значит быть алчным».

Информация о работе Мораль и политика в учениях Кофуция и Макиавелли