Мыслитель Ксенофонт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 10:46, контрольная работа

Краткое описание

Ксенофонт (430-25 - 355 гг. до н.э.) - современник Платона, ученик Сократа, родился в Афинах. Воспитывался в аристократической среде, враждебно относившейся к афинской рабовладельческой демократии.
Ксенофонт был сторонником аристократической Спарты. Не удовлетворенный политической жизнью Афин, он принимал участие в военных походах против Афин и союзных с ними городов, за что в 394 г. до н.э. был приговорен к изгнанию из Афин. За военные заслуги спартанцы наградили его имением недалеко от г. Скилла вблизи Олимпии, куда он и переселился. В своем имении Ксенофонт занимался организацией и совершенствованием управления рабовладельческого хозяйства, что и послужило основанием для создания его основного экономического труда «Экономикос», синонима русских понятий «домострой», «домостроительство».

Вложенные файлы: 1 файл

Введение1223.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Мыслитель Ксенофонт

Ксенофонт (430-25 - 355 гг. до н.э.) - современник Платона, ученик Сократа, родился в Афинах. Воспитывался в аристократической среде, враждебно относившейся к афинской рабовладельческой демократии. 
Ксенофонт был сторонником аристократической Спарты. Не удовлетворенный политической жизнью Афин, он принимал участие в военных походах против Афин и союзных с ними городов, за что в 394 г. до н.э. был приговорен к изгнанию из Афин. За военные заслуги спартанцы наградили его имением недалеко от г. Скилла вблизи Олимпии, куда он и переселился. В своем имении Ксенофонт занимался организацией и совершенствованием управления рабовладельческого хозяйства, что и послужило основанием для создания его основного экономического труда «Экономикос», синонима русских понятий «домострой», «домостроительство». 
В 370 г. до н.э., после захвата г. Скилла элейцами Ксенофонт был вынужден покинуть свое имение и бежать в Коринф, где и провел остаток своей жизни.

Ксенофонт автор многих произведений, посвященных государственному устройству Афин, Спарты, истории Греции Сочинения Ксенофонта отличаются художественной простотой, ясностью и живостью изложения. Экономическим вопросам посвящены два его труда: «О доходах» и «Экономикос», содержащий советы по рациональному ведению хозяйства. Свой труд «О доходах» Ксенофонт посвятил исследованию способов 
улучшения финансовой и налоговой систем в Афинах. Он полагал, что 
государственные доходы Афин могут быть увеличены двумя способами: за 
счет введения налога на иностранцев и за счет расширения добычи серебра. 
Для этого необходимо увеличить приток иностранцев в Афины и увеличить 
128 
количество рабов на серебряных рудниках, купив их у других государств. На рудниках должны работать только рабы под руководством греков. 
Данные суждения Ксенофонта отражали интересы не только государства, но и рабовладельцев, стремящихся к обогащению посредством накопления денег. Ксенофонт знал, что в Древней Греции растет число серебряных рудников. Добыча серебра приносит огромные доходы рабовладельцам, занимающихся их разработкой. Многие рабовладельцы имеют значительные накопления серебра, некоторые из них большую часть своего состояния хранят в серебре. Стремление к накоплению денег было характерно для всех слоев господствующего класса. 
В этой связи, заключал Ксенофонт, никто не имеет денег столько, чтобы не желать иметь их еще больше, а если возникает излишек денег, то человек, закапывая его, получает не меньшее удовольствие, чем, если бы он им воспользовался. Таким образом, Ксенофонт признават за деньгами только две функции: средства обращения и накопления сокровищ. Значение последней он понимал, как возможность превратить сокровища в любые предметы потребления. А наибольшую возможность подобного превращения дает именно деятельность по добыче серебра. В этом и заключается ее преимущество перед каким либо другим видом ремесла. В этих рассуждениях Ксенофонт выходит за рамки натурального хозяйства, положительно оценивая обращение денег в качестве капитала, подмечая в деньгах эквивалентную форму товара, признавая необходимость торговли и накопления денежного богатства. Ксенофонт первым из древнегреческих мыслителей исследовал процесс разделения труда, рассматривая его преимущественно с позиции влияния разделения труда на потребительную стоимость, а не на меновую. Являясь защитником натурального хозяйства, Ксенофонт, прежде всего, интересовался процессом увеличения количества и качества создаваемых потребительных стоимостей, а не их удешевлением. Ксенофонт советовал разделять процесс изготовления вещей между большим количеством работников, что позволит им изготовить продукт «с замечательным совершенством».  Кроме того, Ксенофонт, создавая «Экономикос», преследовал цель помочь рабовладельцам эффективнее организовать свое натуральное хозяйство. 
«Экономикос» был весьма популярен в Древней Греции, впоследствии он был переведен на латинский язык и имел широкое распространение в Древнем Риме.

Мыслитель Платон

Платон (427-347 гг. до н.э.) - один из выдающихся греческих мыслителей, происходил из старинного афинского аристократического рода. Получил прекрасное образование, обладал литературным и поэтическим талантами. Он много путешествовал, посетил Египет, Южную Италию. Знакомство с Сократом (470-399 гг. до н.э.) направило его на путь серьезного изучения философии. В 399 г. до н.э. трагически погибает Сократ. Платон, потрясенный казнью и смертью своего учителя, с этого момента все свои помыслы направляет на разработку проекта идеального государства, основанного на идее справедливости. В 388-387 гг. до н.э. Платон основывает собственную школу- Академию, ученики которой в основном занимались математикой и основанной на ней своеобразной диалектикой. Идеальное государство, по мнению Платона, должно основываться на справедливости, так как только она способна обеспечить человеку и обществу возможный максимум счастья. Поэтому государством должны управлять справедливые и разумные люди-философы. Их задача заключается в созерцании образа жизни граждан и проведении в жизнь справедливого и разумного.

Следующим социальным слоем политии являются воины, охраняющие государство. Воины, как и философы, также не должны иметь ни детей, ни семей. Браки и деторождение в этих верхних социальных слоях общества регулируются государством. Дети у всех общие, ни родители не знают детей, ни дети родителей. Слабые дети уничтожаются при рождении, здоровые - передаются в воспитательные дома.

Третий слой идеального государства составляют остальные граждане- земледельцы, купцы, ремесленники и т.д., объединенные термином «ремесленники» (демиурги). Их деятельность контролируется специальными чиновниками (агораномами). Основная задача ремесленников - обеспечить государство необходимыми материальными благами. Мысли и желания граждан также регулируются законами. В отличие от философов и воинов ремесленники имеют право на частную собственность и семью. .Идеальное государство должно основываться на земледелии и функционировать по принципу автаркии - экономической замкнутости от остального мира. 
Государство должно производить больше благ, чем требуется для удовлетворения потребностей городов, чтобы в случае нужды отдельных городов оказывать им помощь. Государству необходимы обмен и торговля, так как они обслуживают разделение труда внутри города и между городами. 
Для совершения сделок купли - продажи необходим класс купцов. Но государство должно законодательно устанавливать размеры излишка в соотношении «прихода - расхода » купцов, чтобы обеспечить им получение «соразмерной прибыли». 
Торговля должна осуществляться посредством денег, выступающих только в роли функции меры стоимости и средства обращения, в целях обслуживания разделения труда и удовлетворения потребностей граждан. Государство не должно развивать внешнюю торговлю и должно воспрепятствовать накоплению денежного богатства. 
Таким образом, главный принцип построения идеального государства Платона основан на идее разделения труда. Платон относился к разделению труда как к естественному явлению, основанному на разносторонности потребностей людей и односторонности их дарований. Поэтому, считал он, каждый работник может хорошо выполнять только одну работу. Работник должен приспосабливаться к делу, а не дело к работнику. Подобными рассуждения он и обосновывает необходимость разделения граждан на сословия, закрепляя за каждым из них определенную функцию.

Платон пытался реализовать свой проект идеального государства, вступив в переговоры с правителями г. Сиракузы, но реально ничего предпринято не было. 
«Законы» Платон написал в конце своей жизни. В этом труде многие положения «Политии» смягчены, но рабовладельческий характер государства, идеи государственной централизации и общности сохранены, так как только рабовладельческое государство способно было защитить интересы и обеспечить безопасность рабовладельца и его семьи. В этом и заключалась, по мнению Платона, основная социальная функция «идеального» греческого государства. 
В обоих случаях «идеальное государство» являлось аграрным. Основной сферой деятельностью признавалось земледелие и натуральное хозяйство. Все физические работы должны выполняться рабами. Торговля и денежное обращение практически отсутствуют, кредитные операции запрещены. Те, кто занимается торговлей и промышленностью, являются неполноправными гражданами. Земля в «Законах» является государственной собственностью, но передается во владение и наследственное пользование рабовладельцам, которые управляют государством.

Мыслитель Аристотель

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) жил в эпоху начавшегося кризиса рабовладельческого строя, в период завоевания Македонией всех греческих городов. Аристотель родился в греческой колонии Стагир. Отец его был придворным врачом македонского царя. Получив хорошее образование, Аристотель отправляется в Афины изучать философию. В 17 лет он поступает в Академию Платона, где провел 20 лет сначала в роли слушателя, затем полноправного члена философов-платоников. Величайшая заслуга Аристотеля заключается в том, что он в своих произведениях систематизировал, обобщил и значительно продвинул все известные современные ему знания, в том числе и по экономическим вопросам. Основное произведение Аристотеля - «Политика» посвящено государственному устройству, основанному на рабовладении. 
«Политика» состоит из восьми книг: 1.Государство и его основы; 2.Критический обзор предложенных проектов идеального государства, главнейших конституций и законодательств; 3.Гражданство. Формы государственного строя. Монархия. Аристократия. 4. Формы государственного строя (продолжение темы третьей книги). Демократия. Олигархия; 5.Государственные перевороты; 6.Организация демократических и олигархических государств; 7.Проект идеального государства; 8.Общественное воспитание. 
В первой книге Аристотель излагает свои принципы учения об экономии.

Аристотель, так же как и Ксенофонт и Платон , свои экономические суждения основывал на рабовладении, рассматривая его как естественное явление, составляющее основу любого производства.  По мнению Аристотеля, разделение людей на рабов и свободных граждан - это закон природы, который и предопределяет разграничение между физическим и умственным трудом. Все варвары от рождения (греки называли варварами всех иностранцев) - рабы и должны исполнять грубую работу, заниматься физическим трудом. Греки же предназначены быть свободными, и только греки могут выполнять умственную работу, заниматься политикой. Поэтому иностранные государства Аристотель рассматривал как своего рода природные питомники рабов, откуда Греция по мере надобности могла их постоянно пополнять. Однако Аристотель не мог игнорировать реальную экономическую действительность: развитие товарного производства, основанного на труде рабов в сельском хозяйстве и в ремесленных мастерских, бурное развитие торговли и торгового мореплавания, высокого уровня накопление денежного богатства земельной, торговой и денежной аристократией.  Аристотель ставил перед собой более сложную задачу -определения предмета изучения науки экономии и разграничения между экономией и хрематистикой. Экономия как наука, полагал Аристотель, занимается исследованием вопросов, связанных не только с управлением и организацией домашнего хозяйства, но и с отношением к рабам, отношениям внутри семьи, т.е. всех проблем, возникающих в процессе с функционирования и развития хозяйства, организации быта рабовладельца. Торговлю Аристотель включал в исследование предмета экономии, поскольку она удовлетворяла натуральные потребности домашнего хозяйства.  В то же время из экономии исключалась торговля ради денежного обогащения. 
По словам Аристотеля хрематистика отличается от экономии тем, что для нее обращение есть источник богатства. Она вся построена на деньгах, так как деньги есть суть начала и конца этого рода обмена. Поэтому, по мнению Аристотеля, богатство, к которому стремится хрематистика, безгранично; погоня за деньгами является для хрематистики самоцелью. Отделив торговлю, обслуживающую потребности натурального рабовладельческого хозяйства от торговли в рамках товарного производства, Аристотель сделал ряд важных научных выводов: 
о различиях между простым товарным обращением: меновой торговлей (Т-Т), и товарной торговлей посредством денег (Т-Д-Т) и обращением капитала, купеческой торговлей с целью получения прибыли (Д-Т-Д1). о возникновении обмена не на первой стадии развития общины, т .е. в семье, а лишь на границах общины. 
о существовании некой общей субстанции, позволяющей приравнивать и качественно соизмерять товары друг с другом. 
Аристотель лишь поставил вопрос о содержании этой общей субстанции, лежащей в основе обмена, но не дал однозначного ответа на него. Согласно Аристотелю, ценность товара зависит как от труда, создавшего товар, так и от его редкости. В основе обмена лежат потребности обменивающихся сторон. Аристотель отмечает, что обмен не может быть без равенства, а равенство - без соизмеримости. По Аристотелю, товары становятся соизмеримыми благодаря деньгам, которые являются продуктом соглашения между людьми, принятом для удобства обмена. Деньги - мера стоимости и средство обращения. 
К. Маркс в «Капитале», особо отмечал крупнейшую роль Аристотеля как исследователя, который за много веков до становления экономической науки, смог правильно поставить сложнейшие экономические вопросы и предпринял попытки исследования законов хозяйственной жизни, тем самым открыв перспективу будущему развитию науки.

Заключение

Экономическая мысль древнего мира развивалась неравномерно и наибольшего расцвета достигала в античных государствах, особенно в Греции. Общая характеристика экономических идей древности – отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению. Общим является также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества.

В античных странах вопросы, связанные с экономической политикой государства, не стали главными. Гораздо больше внимания здесь уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. В Древней Греции активно разрабатывались теоритические вопросы, среди которых товар и его свойства, стоимость, деньги и их функция и др. Римляне понимали разницу между натуральным хозяйством признанным удовлетворять потребности, и товарным производством, нацелены, на получение прибыли.  Таким образом, экономическая мысль Древнего мира, хотя и не сформировалась в самостоятельную отрасль знания, поставила многие важные проблемы и тем самым заложила основы для дальнейшего развития экономической науки.

Литература

1. История экономики Кузнецова О.Д., Кузнецова И.Н., Квасов А.С., Шапкин И.Н., Шапкин И.Н., Кузнецовой О.Д., Шапкина И.Н., Кузнецовой О.Д., ред., Шапкин И.Н. - ред., серия: "Высшее образование", 2004 г., Изд.: ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, РИОР

2. История экономики зарубежных стран Сметанин С.И., Конотопов М.В., 2002 г., Изд.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРОСПЕКТ, КНОРУС, М: КНОРУС

3. История экономических учений Драгункина В.Н., Драгункина Н.В., Приходько А.В., серия: "Студенту на экзамен", 2005 г., Изд.: Экзамен

 4. Экономическая история зарубежных стран Чепурин М.Н., Тимошина Т.М., серия: "Экономика", 2000 г., Изд.: ЮСТИЦИНФОРМ, ИЗДАТЕЛЬСТВО.

5. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. Т.1./МГУ им. М.В. Ломоносова. Гл. редкол.: В.Н. Черковец (гл. ред.) и др. М.: Мысль. 1987. 606 с.

6. История экономических учений: Учеб. пособие/ Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. Мн.: ООО "Новое знание". 2000. 340 с.

7. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело,. Вита-Пресс. 1996. 544 с.

8. Павлова И.П., Владимирский Е.А., Оводенко А.А., ИльинскаяЕ.М. История экономических учений: Учеб. пособие. 5-е изд. СПб.: Издательство "Лань". 2001. 224 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Мыслитель Ксенофонт