Мышление и сознание в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:39, реферат

Краткое описание

Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о не случайности этого процесса.

Содержание

Введение
1 Понятие мышления
2 Психологическая сущность мышления и его особенности
3 Формы и виды мышления
4 Индивидуальные и психологические особенности мышления
5 Основные этапы мыслительного процесса
6 Сознание и интеллект
7 Воображение

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 38.20 Кб (Скачать файл)

5 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как  процесс. Иначе говоря, по ходу решения  задачи человек выявляет все новые  и новые, до того неизвестные ему  условия и требования задачи, которые  причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное, она именно образуется, постепенно формируется и развивается ходе решения задачи, т.е. выступает в виде процесса.

В развернутом  мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько  основных этапов или фаз:

· первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;

· на втором - происходит выделение того, что известно, и  того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

· на третьем  этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о  типе задач, исходя из предшествующего  опыта);

· на четвертом - появляются гипотезы как предположения  о способах решения задач;

· пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;

· шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.

С позиции теории функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974) основные этапы мыслительного  процесса могут быть сопоставлены с  этапами структуры поведенческого акта. Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая  информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией.

Этапу принятия решения соответствует выбор  наиболее вероятной гипотезы для  ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой  формируются некоторые представления  о том, что прежде всего следует  подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы  доказательств и проверок.

Выполнение конкретного  доказательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления  реального действия. В случае неудачи  активируется ориентировочно-исследовательская  деятельность субъекта. Она приводит к изменению содержания акцептора  результатов, а также афферентного синтеза. Возникают новые замыслы, идеи, и возможно, привлекаются иные способы доказательств.

6 СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Сознание - это  способность мышления анализировать  само себя. Умением думать о том, как именно он думает, обладает лишь человек. По крайней мере, другие случаи науке не известны. И это умение рождает понятие «Я», то есть осознание собственного существования, которое лежит в основе всех остальных че-ловеческих, качеств.

Сознание не дано от рождения, а вырабатывается у ребёнка при общении с  окружающими людьми через воспитание и обучение. Вне этого общения  сознание не возникает. Случаи, когда  младенцы волею обстоятельств надолго  попадают в стаю обезьян или волков и в силу этого навсегда утрачивают возможность стать людьми в строгом  смысле этого слова, лишний раз подтверждают сказанное. Следовательно, сознание - не природный, не биологический, а социальный, общественно-исторический продукт.

Наличие сознания у человека (и только у человека!) оказывает сильное влияние на его мышление, то есть на сам процесс реализации логических опе-раций, на уровень их сложности и эффективности. Мышление, которое осознаёт себя, становится способным к целенаправленному развитию и совершенствованию, становится тем, что мы называем интеллектом человека.

Можно сказать, что интеллект человека - это его  мышление, облагороженное сознанием. В  таком случае интеллект содержит в себе две составляющие; природную, данную, как говорится, от Бога, и приобретённую через приобщение индивида к цивилизационной культуре.

Существует и  более строгое определение интеллекта: это понятие, выражающее способность  человека быстро принимать правильные решения в условиях дефицита или  избытка информации. В нём выделяются три ключевых аспекта: быстрота мышления; его правильность по отношению к  цели; умение действовать (анализировать) в некомфортных ситуациях, когда  избыток информации или её недостаток одинаково затрудняют поиск верного  решения или его вариантов. Чем  быстрее протекает мыслительный процесс, чем меньше ошибок при этом совершается, и чем меньшей помехой  при этом оказывается дефицит  или избыток информации, тем выше уровень интеллекта человека.

7 ВООБРАЖЕНИЕ

Как субъект  действия человек не только созерцает  и познает, но и изменяет мир, преобразует  природу, создает предметы, которых  в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих  действий. Чтобы преобразовать мир  на практике, надо уметь преобразовывать  его мысленно, в представлении. Такое  умение в мыслях строить новые  образы называется воображением. Процесс  воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых  образов и мыслей, на основе которых  возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

Воображение - психический  процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки  имеющихся представлений. Это часть  сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно  и неповторимо отражается внешний  мир, оно позволяет программировать  не только будущее поведение, но и  представлять возможные условия, в  коих это поведение будет осуществляться.

Воображение выражается в: построении образа средств и конечного  результата предметной деятельности субъекта; создании программы поведения, когда  проблемная ситуация неопределенна; продуцировании образов, кои не программируют, а  заменяют деятельность; создании образов, соответствующих описанию объекта.

Воображение присуще  только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается  на ее основе. Специфика воображения  состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно  преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано  и с процессом восприятия. Оно  включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется  в проблемной ситуации. Важнейшее  значение воображения - в том, что  оно позволяет представить результат  труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

8 СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

Сознание неразрывно связано с речью - второй сигнальной системой (первой являются ощущения). Понятие  «язык» шире понятия «речь». Язык - это  любой способ передачи информации, тогда как речь - передача информации с помощью слов. Есть язык звуков, жестов, мимики, рисунков и т.п.; и есть язык слов - речь - высшая форма языка.

Язык животных выполняет лишь сигнальную функцию, он не способен обозначать вещи и явления. Например, вожак гусиной стаи, заводя лисицу или ястреба, тут же подаёт сигнал опасности, но именно сигнал, а не знак; его крик одинаков при любой угрозе, он не обозначает характера опасности: грозит она с земли или с воздуха, и что именно угрожает. Стая гусей в этот момент прерывает своё занятие и поступает так, как поступает вожак - взлетает, если поднимается в воздух он, или устремляется в кустарник, если туда прячется вожак.

Речь, как язык сознания, как материальная оболочка мысли, не только сигнализирует, но и  обозначает, то есть выполняет знаковую функцию. Кроме того, слово, выполняет функцию обобщения, без чего невозможно абстрактное мышление. У животных, даже высших, эта функция практически не развита. Вот описание хрестоматийного опыта. Шимпанзе была обучена заливать огонь водой из банки, чтобы достать банан из ящика (огонь мешал это сделать). Когда ящик с бананом и огонь расположили на плоту, а банку с водой оставили на берегу, то шимпанзе побежала по мосткам за банкой с водой, хотя вокруг было полно воды, и имелась пустая банка. Что мешает обезьяне зачерпнуть воды из озера? Низкий уровень обоб-щения: для шимпанзе вода в банке и вода в озере - не одно и то же. У неё нет понятия «вода вообще».

Известно, что  у отсталых народов севера снег, лежащий на земле, имеет одно название; снег на дереве - другое; падающий снег - третье, и т.д. Их сознание ещё не столь развито, чтобы подняться до обобщающего понятия «снег вообще». Именно поэтому отсталые народы не имеют философских систем, так как для их создания необходим высокий уровень абстрактного мышления и соответствующей ему лексики. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философские идеи имеют удивительное свойство. Они  не стареют со временем. Каждое новое  поколение находит в них нюансы; незамеченные прежними, наполняет их неожиданными интерпретациями и  смыслами.

Это не значит, что  не появляются новые философские  идеи, что человечество будто бы «питается» лишь достижениями мыслителей далёкого прошлого. Однако новые идеи не могут произрастать из интеллектуального  вакуума, идеи прошлого являются для  них своеобразной питательной средой.

Философия - это, как было раньше сказано, и культура мышления, которая способно увидеть  общество таким, какое оно есть, какова в нем философия и в связи  с этим, каковы ориентиры этого  общества в будущее.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно  представляет собой форму творческого  отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или  у субъекта на данный момент времени  не существует.

Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие  мышления от остальных психологических  процессов познания состоит в  том, что оно всегда связано с  активным изменением условий, в которых  находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Мышление - это  особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему  включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного  характера. Всякий мыслительный процесс  является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в  себе цель для мыслительной деятельности индивида.

Мыслительный  акт субъекта исходит из тех или  иных мотивов. Начальным моментом мыслительного  процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой  нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда  у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с  проблемы или вопроса, с удивления  или недоумения, с противоречия.

Мышление призвано уменьшить непредсказуемость окружающей среды, сделать её понятной, управляемой. Иначе говоря, если поначалу какое-то явление при первой с ним встрече  воспринимается как сложное, непредсказуемое, непонятное и потому неуправляемое, то после осторожного, исследовательского взаимодействия с ним, оно становится понятным.

Мышление призвано изменять представления о явлениях действительности так, чтобы то, что  при первой встрече казалось субъектом, после исследования стало бы восприниматься как объект.  
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронов В.В.  «Философия: Учебник для вузов», 2005 г.

2. Мельникова  Н.А., Алексеев В.О., Мальшина Н.А. «Философия: конспект лекций»,2008 г.

3. Гуссерль Э., «Философия как строгая наука», 2007 г.

4. Аринин Е.И.  «Философия религии. Принципы  сущностного анализа: Монография», 1998 г.

5. Кудрявцев  Т.В. «Психология технического  мышления», 1975 г.

6. Пономарев  Я.А. «Психология творческого  мышления», 1960 г.

7. Леви-Брюль Л. «Первобытное мышление», 1932 г.

Информация о работе Мышление и сознание в философии