Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 14:54, реферат
В середине XVI столетия гуманизм платоновской школы в Италии перешел свой зенит, его основное время ушло. Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область - философия природы.
Философия природы - типичное выражение философии Ренессанса. Ее родиной была Италия, а наиболее знаменитым представителем - Джордано Бруно. Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок.
1. Введение 2
2. Представители 3
2.1. Николай Кузанский – предшественник натурфилософии 3
2.2. Джордано Бруно – пантеистическая философия природы 4
2.3. Идеи Кампанеллы 5
3. Магические представления 9
Пантеистическая философия природы Бруно завершает развитие ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание развивается на экспериментальных и математических основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира, новый подход к вопросам методологии наук.
Интерес
к философии и естествознанию
сочетался у Кампанеллы с еще
более глубокой заинтересованностью
как в социальных, так и в
политических вопросах своего времени
и своей родины. В родной Калабрии
Кампанелла возглавил широкий заговор,
цель которого состояла не только в
освобождении от гнета Испанской
монархии, но и в проведении в
будущем свободном государстве
радикальных общественных преобразований.
Раскрытие заговора в 1599 г. привело
Кампанеллу к длительному и мучительному
тюремному заключению, продолжавшемуся
в общей сложности более
Свою
методологию познания природы, как
и ее общую картину, Кампанелла первоначально
почерпнул у Телезио, остававшегося
для него крупнейшим ренессансным философским
авторитетом. В дальнейшем, усваивая
астрономические открытия Коперника,
Тихо Браге, Галилея и некоторые
другие естественнонаучные идеи, Кампанелла
вносил в телезианскую натурфилософскую
доктрину (особенно в её космологическую
часть) те или иные поправки, но принципы
органицизма и сугубо качественного
истолкования природы, которые мы констатировали
у Телезио, остались незыблемыми. Важнейшей
формой гилозоизма как у Телезио,
так и у Кампанеллы служит их убеждение
в том, что всем природным вещам
и явлениям — даже стихиям - присуще
стремление к самосохранению. Этот
тотальный закон бытия, возможно,
следует рассматривать как
Органицизму
Кампанеллы присуща и другая определяющая
его черта, а именно, качественное
истолкование вещей и явлений
природы. Ее тоже можно считать закономерным
следствием сенсуалистической методологии.
О последовательности Кампанеллы в
этом отношении свидетельствует
его отвержение атомистической доктрины
Демокрита-Эпикура (особенно в «Поверженном
атеизме»), ибо эта доктрина приводила
к редукции качественного к
Телеологизм
— другое необходимое выражение
органицизма у Кампанеллы. Без
целеполагания и
Не меньшее
— если не большее — место, чем
вопросы общефилософские, натурфилософские,
космологические, занимают в творчестве
Кампанеллы проблемы социально-политические
и социально-философские. Проблема
человека как существа божественно-природного
и одновременно социального, в сущности,
всегда стояла в центре его размышлений
и изысканий. Одна из непреходящих заслуг
ренессансной философии состоит
в том, что с небывалой до тех
пор глубиной были поставлены и решены
проблемы личности и проблемы социальности.
В особенности это было присуще
тем мыслителям с совестью и честью,
которые хотя и принадлежали по своему
происхождению к высшим сословиям, однако
проникались величайшими симпатиями к
народу, страдания которого не уменьшались,
а возрастали в эту эпоху полуфеодализма-
Общинная
жизнь, как и в «Утопии», зиждется
на отсутствии в этом городе-государстве
частной собственности и на всеобщем
и хорошо организованном труде, которому
солярии предаются всегда с радостью.
Эта решающая особенность их жизни,
дающая соляриям огромное преимущество
едва ли не перед всем человечеством,
состоит в том, что у них
нет ни бедных, ни богатых, в результате
чего "не они служат вещам, а вещи
служат им". Независимость от вещей
позволяет соляриям не разрушать
собственную индивидуальность в
непосильном труде. Его продолжительность
еще меньше, чем в Утопии, —
четыре часа. Так гуманистический
идеал принципиального
В государстве Солнца существует разделение труда. Важнейшее его проявление — отделение труда умственного от физического. Здесь Кампанелла ориентировался на платоновское «Государство», но, конечно, серьезно видоизменил идеи Платона в соответствии с задачами своей эпохи. Философская аристократия Платона, авторитарно управляющая идеальным античным полисом, сменяется аристократией специалистов, которым особенно повезло при рождении. Самый одаренный из них, называемый Метафизиком, или более понятно — Солнцем, часто обозначаемым знаком @, стоит во главе всего государства. Его предельно глубокое знание всех принципов метафизики и теологии органически включает в себя и знание наук физических, математических, астрологических, исторических, знание религий и др.
В условиях
умножавшейся специализации научного
знания Метафизик олицетворяет его
высшее единство. Будучи идеалом "универсального
человека", он владеет и столь
важным искусством, как живопись. Глава
государства не гнушается и ремесленным
трудом. Но управлять Государством
Солнца в одиночку и он не в состоянии.
Метафизик опирается прежде всего
на трех главных помощников, реализующих
три основных принципа бытия, — на
Мощь, Мудрость и Любовь. Мощь руководит
военным делом, Мудрость — науками,
а Любовь — питанием, деторождением
и воспитанием. Каждый из них опирается
на еще более узких специалистов
(на Грамматика, Логика, Физика, Политика,
Этика, Экономиста, Астролога, Астронома,
Геометра и др.). Всех начальствующих
в. городе Солнца — лишь сорок человек.
Иерархия четырехступенчатого
Нет презренных разновидностей труда (особо же почетно освоение нескольких ремесел или искусств), поэтому нет и рабов, еще сохранявшихся в «Утопии». Труд, не навязанный никем, весьма производителен, поэтому солярии не нуждаются ни в чем при скромности своих потребностей. Значительное время, которым они располагают вне рабочих часов, отдается развитию умственных и телесных способностей, а также делу усвоения наук (опять же в первую очередь естественных).
Законы
и моральные правила соляриев,
простые и краткие, вырезаны на медной
доске при входе в храм. Фактически
они сводятся к евангелистскому
правилу: чего не хотите сами себе, не делайте
другим, и что хотите, чтобы люди
делали вам, делайте и вы им. Религиозность
соляриев тоже проста и рационализирована.
Культ Солнца свидетельствует о
влиянии неоплатонической традиции
и соответствует
2013 г.
Информация о работе Натурфилософия Ренессанса и магические представления