Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:11, реферат
Существуют две крайние точки зрения по вопросу возникновения науки. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение происхождения науки к сравнительно позднему этапу истории (XV-XVII вв.), когда появляется опытное естествознание.
Введение 2
Глава 1. НАЧАЛО НАУКИ. АНТИЧНАЯ НАУКА 4
Глава 2. ПЕРВЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ АНТИЧНОСТИ 6
Глава 3. НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА 8
Глава 4. РЕВОЛЮЦИЯ В МИРОВОЗЗРЕНИИ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ 10
Глава 5. ПЕРВЫЕ УЧЕНЫЕ 11
5.1. УЧЕНЫЕ В РОССИИ 15
Заключение 17
Источники информации, принятые во внимание: 18
Для Анаксимена (ок.585 - 525 гг. до н.э.), другого представителя ионийской школы, первичным элементом был воздух - вездесущий, менее материальный, чем вода, более абстрактный и бесформенный. Разрежение и уплотнение воздуха создают другие элементы, и эти процессы превращения объясняют историю создания мира.
Анаксимандр (ок.610 - 546 гг. до н.э.), другой ученик Фалеса, за основу всех вещей принимал не материальный элемент, но «апейрон» - нечто неопределенное, неограниченное, мыслимое как вместилище; все тела там перемешаны, и путем организации этого бесконечного хаоса возникают миры. Ионийская космология (наука о строении Вселенной) в той законченной форме, которую ей придал Анаксимандр, предполагает, что Земля, покрытая темными холодными водами, плавающая в центре объятой огнем небесной сферы.
Гераклит из Эфеса (около 550 - 480 гг. до н.э.). Если первые ионийцы не рассматривали вопрос об источнике движения, то Гераклит создал представление о мире как о вечно вспыхивающем и вечно угасающем огне. По Гераклиту, в постоянной борьбе противоположностей порождается многообразие вещей и явлений, составляющих вместе единую сущность.
В противовес религиозным представлениям о сотворении мира божественной силой из ничего первые греческие мыслители выдвинули идею вечности и несотворимости мира, идею его диалектического развития.
Почти одновременно с
материалистическими
Аристарх Самосский (320-250 или 230 гг. до н.э.) высказал мысль о том, что Земля движется. Он учил, что Земля имеет два движения: поступательное - по кругу, в центре которого находится Солнце, и вращательное - вокруг своей оси. Аристарх утверждал также, что кроме сферической Земли еще семь сфер - Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Луны и звезд - движутся вокруг Солнца. Кроме этого, он считал, что расстояние от Земли до звезд намного больше диаметра круга, по которому Земля вращается вокруг Солнца.
Теория Эмпидокла состоит в следующем: все явления природы состоят из четырех основных материальных элементов: земли, воды, огня и воздуха. Их соединение и разъединение дает начало определенным циклам мироздания.
Анаксагор (500-428 года до н.э.) выдвинул идею о бесконечно малых величинах. В целом 5 и 4 века были эпохой дальнейшего накопления значительного фактического материала в областях науки. То есть большинство открытий этих веков имело теоретическое значение. Так и идея бесконечно малых величин, выдвинутая Анаксагором, нашла свое практическое применение несколько позднее. Ее применяли в геометрии и стереометрии. С помощью этой теории были определены объемы шара, конуса.
Эта удивительная мысль была возрождена через 24 столетия в трудах шведского ученого Аррениуса (1859-1927). В начале нашего века он разработал теорию панспермии, которая лишь повторяла по сути идеи древнего мыслителя, но распространяла их на более широкие космические просторы. Согласно этой теории рассеянные в мировом пространстве зародыши жизни, например, споры микроорганизмов, переносятся с одного небесного тела на другое с метеоритами или под действием давления света.
Метон (около 460 г.до н.э.-год смерти неизвестен) - составил первый календарь движения Солнца. После долгих трудов он составил первый календарь, где указывалось ежедневное перемещение Солнца по небу. Метон сумел также найти точное соотношение между солнечным и лунным годом. Он определил, что длина года равна 365 и 5/19 суток.
Фукидид (около 460-400 года до н.э.) - крупнейший историк. Фукидид происходил из богатой афинской семьи, принимал участие в государственной деятельности. Во время Пелопеннесской войны он был стратегом, но неудачно командовал афинским военно-морским флотом у берегов Фракии и не успел предотвратить захват спартанцами важнейшего в этой области афинского опорного пункта - города Амфиполя. За эту неудачу Фукидид был изгнан из Афин и провел в изгнании 20 лет. Он поселился во Фракии и оттуда внимательно следил за последующими событиями Пелопоннесской войны, решив описать ее. Он тщательно собирал материалы и с этой целью объездил места многих сражений. После войны Фукидида амнистировали, и историк вернулся домой в Афины.
Геродот (около 490-425 гг. до н.э.) – великий историк, принадлежал к рабовладельческой знати, в молодости принимал участие в политической борьбе и был вынужден покинуть родной город Галикарнас, что на юго-западном побережье Малой Азии. Автор сочинений, посвящённых описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.
Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости). Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи. В основе учения греческих атомистов Демокрит выдвинул и разработал два основных положения: 1) Мир состоит из качественно однородных, неделимых, различаемых только по величине и форме атомов и пустоты, в которой совершается их механическое движение; 2) Все явления происходят не случайно, но в силу необходимости. Возникновение и исчезновение бесчисленных миров, на которые распадается вселенная, обусловлено непрерывным движением атомов в пустоте. Сталкиваясь и отталкиваясь, соединяясь и разъединяясь, атомы образуют вещи. Последовательно развивая эти положения, Демокрит распространил их на психику человека. "Душа" человека, согласно его взглядам, также представляет собой сочетание наиболее подвижных и круглых атомов, находящихся в постоянном соприкосновении с атомами других тел, образующих мир.
Ксенофонт (ок. 427 - ок. 355 до н.э.), древнегреческий писатель. Написал "Историю Греции", которая была как продолжение "Истории" Фукидида. Она состоит из семи книг, начинается изложением событий 411 года, на которых оборвалась "История" Фукидида, и заканчивается битвой при Мантинее (362 год), где войска беотийцев и их союзников разбили спартанцев. Большое значение Ксенофонт придает вмешательству богов, исторический процесс он низводит до раздоров отдельных лиц. Однако произведение это, несмотря на отдельные пропуски и сознательные умолчания, насыщено большим количеством ценных и достоверных фактов.
Кроме того, Ксенофонту принадлежат труды философского и экономического содержания с рецептами наиболее рациональной эксплуатации рабов, риторические сочинения и даже небольшое произведение, похожее на исторический роман - "Керопедия" ("Воспитание Кера"), в котором он пропагандирует монархические идеи.
Эвдокс (408-355 гг. до н.э.) – древнегреческий математик и астроном, разработал учение о пропорциональности и создал теорию соотношений несоизмеримых величин, которая во многом предвосхитила теорию иррациональных чисел, возникшую лишь в конце 19 века.
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) - древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.
Платон и Аристотель, оказали громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии. Платон (429-348 до н. э.) был учеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственную школу - Академию. Сократ утверждал, что истинное знание можно получить только о добродетели. Развивая учение Сократа, Платон считал, что истинное знание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и о том, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей. Настоящий мир, вся природа, все видимые вещи - лишь копии или отражения мира идей невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве.
Ученика Платона - великого ученого Древней Греции Аристотель (384-322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. Его произведения, дошедшие до нас, посвящены самым различным наукам: политике, логике, биологии, физике, механике, ботанике, математике. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и натурфилософы, особенно Демокрит. Достижения прежней философии Аристотель критически переработал, углубил и систематизировал в своей философской системе. Важным в учении Аристотеля являются взаимоотношения формы и материи. Процесс развития выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. И именно форма является тем началом, которое придает определенность бесформенной и мертвой материи. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материи. Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, логике. Как и Платон, он сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Конечной целью всех человеческих поступков он признавал счастье, которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы. Аристотель оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени. Его учение, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений. В аристотелевской натурфилософии фундаментальное место занимает учение о движении. Движение он понимает в широком смысле, как изменение вообще, различая изменения качественные, количественные и изменения в пространстве. Кроме того, в понятие движения он включает психологические и социальные изменения - там, где речь идёт об усвоении человеком знаний или об обработке материалов. Понятие движение включает в себя также переход из одного состояния в другое, например, из бытия в небытие.
Все механические движения Аристотель делит на три вида: круговые, естественные и насильственные. Круговое движение - это самое совершенное движение, присущее только небесному миру. Это движение вечно и неизменно, и причиной его является перводвигатель - бог, живущий за сферой неподвижных звёзд, где кончается материальная Вселенная.
Уже в глубокой древности для подъема тяжестей человек стал применять простые механизмы: рычаг, ворот и наклонную плоскость. Классические расчеты действия рычага, наклонной плоскости и блока принадлежат выдающемуся античному механику Архимеду из Сиракуз. Архимед изучил механические свойства подвижного блока и применил его на практике. По свидетельству Афинея, "для спуска на воду исполинского корабля, построенного сиракузским тираном Гиероном, придумывали много способов, но механик Архимед один сумел сдвинуть корабль с помощью немногих людей; Архимед устроил блок и посредством него спустил на воду громадный корабль; он первый придумал устройство блока". Из этого свидетельства видно, что Архимед не только изучил свойства простых механизмов, но и сделал следующий шаг - стал сооружать на их основе более сложные машины, преобразующие и усиливающие движение.
Архимед (около 287- 212до н. э.) был одним из самых замечательных ученых Древней Греции. Этот человек соорудил невиданные до той поры метательные военные машины для обороны города Сиракузы на острове Сицилия (где он родился и жил), которые сеяли панику и ужас в рядах римских легионеров и обращали их в бегство. Придумал он и способ поджигать вражеские корабли с помощью тысячи больших зеркал, которые держали в руках воины осажденного города. Этими зеркалами солнечные зайчики были сфокусированы в единый луч, который и воспламенил суда неприятеля.
Параллелограмм сил или скоростей, о котором говорят на уроках физики, также изобретение Архимеда. Теория простых механизмов, разработанная великим ученым, привела к развитию важных разделов механики. Винт Архимеда применяется в различных машинах, служит для подъема сыпучих грузов, перемещает детали на заводах. Архимедово правило рычага и сейчас называют иногда золотым правилом механики.
Знамениты также другие ученые: Евклид (III в. до н. э.), создавший элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 276-194 до н. э.), довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом установивший истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (конец IV в. -1-я пол. III в. до н. э.), доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (180/190-125 до н. э.), установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (ок. I в. до н. э.), создавший прообраз паровой турбины. Птолемей, Клавдий (около 87-165) - один из крупнейших ученых Древней Греции, географ, оптик, астроном. Разработал геоцентрическую систему мира. Автор трактата «Альмагест».
5.1. Ученые в России
Петр I давно мечтал организовать в своей столице Академию. Он тщательно продумывал, как это лучше сделать, как создать ученое сообщество. Петр понимал, что нужна солидная финансовая, материальная база, нужно пригласить в новую Академию крупных ученых (своих в России не было), предоставить им хорошие условия для работу и хорошие деньги, иначе в Россию они добровольно не отправятся. Приглашения ученым приехать на работу в Петербург были разосланы во многие университеты Европы. Нужно отдать должное тем, кто приехал. Ведь люди по доброй воле отправились в Россию, известную в Европе как страна варваров, дикарей, церковных схизматиков. Но, снимаясь с насиженных мест в уютных университетских городках Европы, они ехали не только за полновесным тогда русским рублем. Главным образом их воодушевляла любовь к знаниям, открывшиеся перспективы настоящей работы на благо науки, общеевропейской цивилизации. Они хорошо знали, что Россия - неизведанная, богатейшая и совершенно неисследованная страна. В ней можно сделать так много открытий, прославить на века свое имя! Пример немецкого ученого Даниэля Готлиба Мессершмита, еще за семь лет до открытия Академии отправившегося в свою Сибирскую экспедицию, воодушевлял многих. Оказывается, он побывал в девственных, неисследованных местах, видел неизвестные «дикие народы», собрал уникальные научные коллекции, гербарии растений, о существовании которых в Европе даже не подозревали! От мысли о неизведанном звездном небе России, о ее неизмеренных и неположенных на карту пространствах замирало сердце астронома и картографа Иосиф-Никола Делиля. «А какие древние рукописи о начале Руси пылятся в монастырских библиотеках!» - мечтал историк Герард-Фридрих Миллер. «И вообще, лучше быть академиком в России, чем всю жизнь кропателем и ассистентом бездарного профессора в знаменитом европейском университете», - думал, отправляясь в Петербург, молодой студент-биолог Леонард Эйлер. И он стал именно здесь, в Петербурге, мировой знаменитостью, гениальным математиком! Большинство талантливых людей, приехавших из Европы в Россию не ошиблись: эта страна открыла перед ними многие двери. Для некоторых она стала второй родиной, где к ним пришли слава, почет и уважение. Эти ученые возвеличили Россию как страну, не чуждую наукам и культуре.
Заключение
Научные взгляды, которые ставили на первый план экспериментальную проверку, а потом уже умозрительные заключения, появилась относительно недавно. Первые ученые, которые начали формировать современную науку, появились в XVIII веке. Из инструмента познания существующего мира она превратилась в источник знаний для создания необходимых человеку технических новшеств, благодаря которым произошли научная и научно-техническая революции. Благодаря деятельности таких ученых как Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Стивен Хоккинг, Поль Дирак и многие другие, человечество получило множество устройств упрощающих быт, осваивает космос, опустилось на океанические глубины и создало беспрецедентные систему связи и транспортную систему, которые упростили и ускорили жизнь человечества на Земле.