Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:26, реферат
Краткое описание
Известно, что люди приобретали необходимые им знания о свойствах и качествах вещей и явлений, с которыми они сталкивались в повседневной практической деятельности, задолго до возникновения науки. И сейчас немало нового для себя мы узнаем с помощью обыденного познания. Нередко, отмечая качественное отличие научного знания от обыденного, забывают о связи и преемственности между ними. Эта связь состоит прежде всего в том, что они имеют общую цель – дать объективно верное знание о действительности – и поэтому опираются на принцип реализма, который в обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом.
В истории философии под обыденным
сознанием и знанием понималось обычно
вся совокупность стихийно формирующихся
в процессе повседневной обыденной жизни
и практики массовых и индивидуальных
представлений людей, ограниченных, как
правило, рамками узкого житейского опыта.
Обыденное сознание является
регулятором человеческого поведения
и общения, выступая объектом изучения
социологии и социальной психологии. Отличительными
негативными признаками его являются
(по сравнению с теоретическим) поверхностный,
несистематизированный характер, не критичность
в отношении собственных продуктов, косность
предрассудков и стереотипов и т. п.
Наиболее распространено, особенно
в популярной литературе, понимание обыденного
сознания как формы духовной жизни, включающей
в себя три основных элемента – накопленный
опыт трудовой деятельности, повседневные
представления о мире и народное художественное
творчество.
Обыденное сознание является
также естественной стадией общественного
сознания, как и научное мышление. Обыденное
сознание в жизнедеятельности человеческого
общества решает свои задачи, и эти задачи
не решаются средствами научного мышления.
Обыденное познание в некоторой
степени схоже с познанием научным: приходится
опираться на определенные выявленные
закономерности жизни; при взаимодействии
с новым – на определенные гипотезы, не
всегда осознанно формулируемые; эти гипотезы
проверяются практикой, при не подтверждении
меняются, и соответственно им производятся
действия. Обыденное познание сопутствует
человеку на протяжении всей его жизни,
в которую часто включают и перинатальный
период. Однако, несмотря на относительную
простоту обыденного познания, существует
несколько различных его трактовок.
Научное познание имеет специфические
познавательные процедуры и операции,
способы образования абстракций, понятий,
особый стиль научного мышления. Все это
позволяет связывать теоретический и
эмпирический уровни познания (подробнее
специфика научного познания рассматривается
в отдельной лекции).
Одним из критериев, по которому
можно различать виды, формы, способы познания
– является определение того, что именно
познается: явление или сущность.
Явление – внешняя сторона
предмета, события, чувства, процесса.
Чаще всего, это факт. Но за внешними явлениями
скрывается их сущность, то, что лежит
в глубине этих явлений. Сущность сама
по себе, как факт, не существует, ее нельзя
увидеть, услышать, взять в руки. Для понятийного
мышления, сущность – это совокупность
существенных свойств и качеств вещей,
ядро сущего. В науке сущность изучаемого
обычно выражают в понятиях. Обыденное
познание больше ориентировано на познание
фактов, познание явлений [4].
5 Отличительные особенности
научного познания в сравнении
с обыденным
Стремление изучать объекты
реального мира и на этой основе предвидеть
результаты его практического преобразования
свойственно не только науке, но и обыденному
познанию, которое вплетено в практику
и развивается на ее основе. Признаки,
отличающие науку от обыденного познания,
удобно классифицировать сообразно той
категориальной схеме, в которой характеризуется
структура деятельности (прослеживая
различие науки и обыденного познания
по предмету, средствам, продукту, методам
и субъекту деятельности) (рис.3).
Рисунок 3 – Критерии различия
науки и обыденного познания по структуре
деятельности
Тот факт, что наука обеспечивает
сверхдальнее прогнозирование практики,
выходя за рамки существующих стереотипов
производства и обыденного опыта, означает,
что она имеет дело с особым набором объектов
реальности, не сводимых к объектам обыденного
опыта. Если обыденное познание отражает
только те объекты, которые в принципе
могут быть преобразованы в наличных исторически
сложившихся способах и видах практического
действия, то наука способна изучать и
такие фрагменты реальности, которые могут
стать предметом освоения только в практике
далекого будущего. Она постоянно выходит
за рамки предметных структур наличных
видов и способов практического освоения
мира и открывает человечеству новые предметные
миры его возможной будущей деятельности.
Эти особенности объектов науки
делают недостаточными для их освоения
те средства, которые применяются в обыденном
познании. Хотя наука и пользуется естественным
языком, она не может только на его основе
описывать и изучать свои объекты. Во-первых,
обыденный язык приспособлен для описания
и предвидения объектов, вплетенных в
наличную практику человека (наука же
выходит за ее рамки); во-вторых, понятия
обыденного языка нечетки и многозначны,
их точный смысл чаще всего обнаруживается
лишь в контексте языкового общения, контролируемого
повседневным опытом. Наука же не может
положиться на такой контроль, поскольку
она преимущественно имеет дело с объектами,
не освоенными в обыденной практической
деятельности. Чтобы описать изучаемые
явления, она стремится как можно более
четко фиксировать свои понятия и определения.
Выработка наукой специального языка,
пригодного для описания ею объектов,
необычных с точки зрения здравого смысла,
является необходимым условием научного
исследования. Язык науки постоянно развивается
по мере ее проникновения во все новые
области объективного мира. Термины “электричество”,
“холодильник” когда-то были специфическими
научными понятиями, а затем вошли в повседневный
язык.
Наряду с искусственным, специализированным
языком научное исследование нуждается
в особой системе средств практической
деятельности, которые, воздействуя на
изучаемый объект, позволяют выявить возможные
его состояния в условиях, контролируемых
субъектом. Средства, применяемые в производстве
и в быту, как правило, непригодны для этой
цели, поскольку объекты, изучаемые наукой,
и объекты, преобразуемые в производстве
и повседневной практике, чаще всего отличаются
по своему характеру. Отсюда необходимость
специальной научной аппаратуры (измерительных
инструментов, приборных установок), которые
позволяют науке экспериментально изучать
новые типы объектов.
Научная аппаратура и язык науки
выступают как выражение уже добытых знаний.
Но подобно тому, как в практике ее продукты
превращаются в средства новых видов практической
деятельности, так и в научном исследовании
его продукты – научные знания, выраженные
в языке или овеществленные в приборах,
становятся средством дальнейшего исследования.
Спецификой объектов научного
исследования можно объяснить и основные
отличия научных знаний как продукта научной
деятельности от знаний, получаемых в
сфере обыденного, стихийно-эмпирического
познания. Последние чаще всего не систематизированы;
это, скорее, конгломерат сведений, предписаний,
рецептур деятельности и поведения, накопленных
на протяжении исторического развития
обыденного опыта. Их достоверность устанавливается
благодаря непосредственному применению
в наличных ситуациях производственной
и повседневной практики. Что же касается
научных знаний, то их достоверность уже
не может быть обоснована только таким
способом, поскольку в науке преимущественно
исследуются объекты, еще не освоенные
в производстве. Поэтому нужны специфические
способы обоснования истинности знания.
Ими являются экспериментальный контроль
за получаемым знанием и выводимость одних
знаний из других, истинность которых
уже доказана. В свою очередь, процедуры
выводимости обеспечивают перенос истинности
с одних фрагментов знания на другие, благодаря
чему они становятся связанными между
собой, организованными в систему.
Таким образом, мы получаем
характеристики системности и обоснованности
научного знания, отличающие его от продуктов
обыденной познавательной деятельности
людей.
Из главной характеристики
научного исследования можно вывести
также и такой отличительный признак науки
при ее сравнении с обыденным познанием,
как особенность метода познавательной
деятельности. Объекты, на которые направлено
обыденное познание, формируются в повседневной
практике. Приемы, посредством которых
каждый такой объект выделяется и фиксируется
в качестве предмета познания, вплетены
в обыденный опыт. Совокупность таких
приемов, как правило, не осознается субъектом
в качестве метода познания. Иначе обстоит
дело в научном исследовании. Здесь уже
само обнаружение объекта, свойства которого
подлежат дальнейшему изучению, составляет
весьма трудоемкую задачу.
Поэтому в науке изучение объектов,
выявление их свойств и связей всегда
сопровождается осознанием метода, посредством
которого исследуется объект. Объекты
всегда даны человеку в системе определенных
приемов и методов его деятельности. Но
эти приемы в науке уже не очевидны, не
являются многократно повторяемыми в
повседневной практике приемами. И чем
дальше наука отходит от привычных вещей
повседневного опыта, углубляясь в исследование
“необычных” объектов, тем яснее и отчетливее
проявляется необходимость в создании
и разработке особых методов, в системе
которых наука может изучать объекты.
Наряду со знаниями об объектах наука
формирует знания о методах. Потребность
в развертывании и систематизации знаний
второго типа приводит на высших стадиях
развития науки к формированию методологии
как особой отрасли научного исследования,
призванной целенаправлять научный поиск.
Наконец, стремление науки к
исследованию объектов относительно независимо
от их освоения в наличных формах производства
и обыденного опыта предполагает специфические
характеристики субъекта научной деятельности.
Занятия наукой требуют особой подготовки
познающего субъекта, в ходе которой он
осваивает исторически сложившиеся средства
научного исследования, обучается приемам
и методам оперирования с этими средствами.
Для обыденного познания такой подготовки
не нужно, вернее, она осуществляется автоматически,
в процессе социализации индивида, когда
у него формируется и развивается мышление
в процессе общения с культурой и включения
индивида в различные сферы деятельности.
Занятия наукой предполагают наряду с
овладением средствами и методами также
и усвоение определенной системы ценностных
ориентаций и целевых установок, специфичных
для научного познания. Эти ориентации
должны стимулировать научный поиск, нацеленный
на изучение все новых и новых объектов
независимо от сегодняшнего практического
эффекта от получаемых знаний. Иначе наука
не будет осуществлять своей главной функции
– выходить за рамки предметных структур
практики своей эпохи, раздвигая горизонты
возможностей освоения человеком предметного
мира. Две основные установки науки обеспечивают
стремление к такому поиску: самоценность
истины и ценность новизны.
Любой ученый принимает в качестве
одной из основных установок научной деятельности
поиск истины, воспринимая истину как
высшую ценность науки. Эта установка
воплощается в целом ряде идеалов и нормативов
научного познания, выражающих его специфику:
в определенных идеалах организации знания
(например, требовании логической непротиворечивости
теории и ее опытной подтверждаемости),
в поиске объяснения явлений исходя из
законов и принципов, отражающих сущностные
связи исследуемых объектов, и т.д..
Не менее важную роль в научном
исследовании играет установка на постоянный
рост знания и особую ценность новизны
в науке. Эта установка выражена в системе
идеалов и нормативных принципов научного
творчества (например, запрете на плагиат,
допустимости критического пересмотра
оснований научного поиска как условия
освоения все новых типов объектов и т.д.).
Ценностные ориентации науки
образуют ее фундамент, который должен
усвоить ученый, чтобы успешно заниматься
исследованиями. Всякое отступление от
истины в угоду личностным, своекорыстным
целям, любое проявление беспринципности
в науке встречало у них беспрекословный
отпор. В науке в качестве идеала провозглашается
принцип, что перед лицом истины все исследователи
равны, что никакие прошлые заслуги не
принимаются во внимание, если речь идет
о научных доказательствах.
Не менее важным принципом научного
познания является требование научной
честности при изложении результатов
исследования. Ученый может ошибаться,
но не имеет права подтасовывать результаты,
он может повторить уже сделанное открытие,
но не имеет права заниматься плагиатом.
Институт ссылок как обязательное условие
оформления научной монографии и статьи
призван не только зафиксировать авторство
тех или иных идей и научных текстов. Требование
недопустимости фальсификаций и плагиата
выступает как своеобразная презумпция
науки, которая в реальной жизни может
нарушаться. В различных научных сообществах
может устанавливаться различная жесткость
санкций за нарушение этических принципов
науки. В идеале научное сообщество всегда
должно отторгать исследователей, уличенных
в умышленном плагиате или преднамеренной
фальсификации научных результатов в
угоду каким-либо житейским благам. К этому
идеалу ближе всего стоят сообщества математиков
и естествоиспытателей. Показательно,
что для обыденного сознания соблюдение
основных установок научного этноса совсем
не обязательно, а подчас даже и нежелательно.
Человеку, рассказавшему политический
анекдот в незнакомой компании, не обязательно
ссылаться на источник информации, особенно
если он живет в тоталитарном обществе.
В обыденной жизни люди обмениваются самыми
различными знаниями, делятся житейским
опытом, но ссылки на автора этого опыта
в большинстве ситуаций просто невозможны,
ибо этот опыт анонимен и часто транслируется
в культуре столетиями.
Наличие специфических для
науки норм и целей познавательной деятельности,
а также специфических средств и методов,
обеспечивающих постижение все новых
объектов, требует целенаправленного
формирования ученых специалистов. Эта
потребность приводит к появлению “академической
составляющей науки” – особых организаций
и учреждений, обеспечивающих подготовку
научных кадров. В процессе такой подготовки
будущие исследователи должны усвоить
не только специальные знания, приемы
и методы научной работы, но и основные
ценностные ориентиры науки, ее этические
нормы и принципы.
При выяснении природы научного
познания можно выделить систему отличительных
признаков науки, среди которых главными
являются:
а) установка на исследование
законов преобразования объектов и реализующая
эту установку предметность и объективность
научного знания;
б) выход науки за рамки предметных
структур производства и обыденного опыта
и изучение ею объектов относительно независимо
от сегодняшних возможностей их производственного
освоения (научные знания всегда относятся
к широкому классу практических ситуаций
настоящего и будущего, который никогда
заранее не задан) [5].