Научное и религизное мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 14:25, реферат

Краткое описание

Мировоззрение человека, определяя его подход к предметам и явлениям мира, не может не оказывать влияния (порой очень серьезного) на все стороны его жизни, на трудовую деятельность и духовные запросы. Отсюда вытекает необходимость воспитания у всех советских людей научного, материалистического мировоззрения, дающего возможность правильно подходить к явлениям действительности, познавать их, раскрывать закономерный характер развития природы и общества, преобразовывать их в своих интересах.

Вложенные файлы: 1 файл

Научное и религизное мировоззрение.docx

— 51.47 Кб (Скачать файл)

Отношение научного и религиозного мировоззрения к  разуму

Научное мировоззрение с  неизбежностью опирается на объяснения действительности с позиций разума. Противоположную позицию по отношению  к разумному, рациональному занимает религия. Она несовместима с требованиями разума, иррациональна по своему существу. Там, где беспредельно господствует слепая вера, не остается места для  разума.

Богословие пытается найти  оправдание религиозному иррационализму. "Даже в природе, в тварном мире, - пишет один из современных богословов, — человек встречает явления, которые кажутся ему абсурдными с точки зрения рассудочной, тем  более проявляется природная  ограниченность рассудочного мышления в царстве духа". Нельзя не заметить, что в данном случае служители  культа пытаются играть на смешении совершенно различных вещей. Дело в том, что "абсурдность" явлений действительности, с которыми встречается наука, является кажущейся. Углубление уровня знания человека о мире в конце концов приводит к выяснению истинных и притом естественных причин этих явлений. Что  касается религиозных предположений, то абсурдность их реальная и никакое  углубление познания в будущем не может превратить ее в "неабсурдность".

Другим доводом в защиту религиозного иррационализма служит ссылка на то, что якобы даже "научные  теории никогда не могут вполне быть свободными от положений, принимаемых  на веру". Но ведь одно дело ни на чем  не основанная, бездоказательная вера в существование таких сил  и явлений, которые противоречат самой природе, ее сущности, и другое - уверенность ученого, опирающаяся на знание законов развития действительности, уверенность, основанная на научном расчете.

Фантастически извращенные  представления религии, как и  все религиозное мировоззрение  в целом, не могут быть обоснованы с помощью логики, являющейся отражением логики вещей Поэтому религия  вынуждена обращаться к превратной, ложной системе доказательств —  к схоластике, казуистике, которые  путем всевозможных уверток уводят человека с пути правильного понимания  действительности. Цепляясь за отдельные, разрозненные факты, паразитируя на внешних, случайных связях, отбрасывая проникновение в сущность явлений, богословы создают лишь видимость  разумности своих доводов в пользу религии.

Общественная  роль религиозного и научного мировоззрения

Всякое мировоззрение  представляет собой ту общую теорию, которой люди руководствуются в  своей повседневной практической жизни. Давая человеку правильное представление  о мире, научное мировоззрение  тем самым помогает ему ориентироваться  в окружающей обстановке, верно находить пути подхода к дальнейшему познанию и преобразованию действительности. Руководствуясь научным мировоззрением, люди подчиняют себе стихийные силы природы, становясь благодаря этому  подлинными ее повелителями. В области  социальной научное мировоззрение  помогает трудящимся осознать свою роль в развитии общественной жизни, уяснить  реальные пути разрушения эксплуататорского  мира и построения бесклассового  общества. Таким образом, научное  мировоззрение - это могучее оружие в руках человека, с помощью  которого он познает и преобразует  мир.

Противоположную роль играет в обществе религиозное мировоззрение. Бесспорно, что верующий видит в  религиозном мировоззрении руководство  для освобождения от гнетущих его  обстоятельств. Но, надеясь на помощь религии, человек в действительности обрекает себя на духовное рабство, ибо  религия не освобождает его от гнетущих обстоятельств, а увековечивает  их незыблемость. Религиозное мировоззрение  ведет человека по неверному пути, уводит его от выявления и познания истинных причин, порождающих несправедливость, социальное неравенство и другие нежелательные явления. Оно учит искать эти причины не в земной жизни, а в воле сверхъестественных сил. Вместе с тем оно заставляет человека возлагать все свои надежды  исключительно на эти силы, в действительности не существующие. Таким образом, религиозное  мировоззрение фактически способствует сохранению в земной жизни тех  гнетущих обстоятельств, от которых  человек пытается освободиться с  помощью религии.

Конкретизируя это положение, обратимся к двум важнейшим проблемам. Одной из таких центральных проблем  человечества, вызвавшей к жизни  религию, была борьба против стихийных  сил природы. Религия была призвана как бы дополнить силы человека в  этой борьбе. Будучи не в силах покорить мир с помощью реальных средств, человек "покорял" его в своем  сознании с помощью воображения. Такая иллюзия покорения мира только закрепляла бессилие человека.

С другой стороны, научное  познание окружающего мира дало и  дает человеку в руки все большие  возможности для преобразования природы в своих целях, для  широкого использования ее могущественных сил в интересах человеческого  общества.

Все религии учат: жди  божьей милости, проси ее — и тебе воздастся, если не здесь, на земле, то обязательно на том свете, после  смерти. Однако практическая деятельность людей уже давно и убедительно опровергла религиозные рассуждения о том, что человеку "без бога - ни до порога". Даже глубоко верующие люди не могут не понимать, что человек, вооруженный знаниями, - хозяин природы. Его могущество очевидно всем. Он не только познает законы, по которым живет природа, но и управляет силами природы, все больше и больше использует их в своих целях.

Человеческое общество развивалось  тем быстрее, чем далее оно  шло по пути покорения природы, совершенствуя  и создавая все новые и новые  орудия труда, осваивая новые материалы. А для этого требовались знания. От грубых каменных орудий до сложнейших современных машин и механизмов, от века камня и дерева до эпохи  синтетических материалов, от беспомощности  перед силами природы до ее смелого  преобразования — таким был путь развития человеческого общества. И  первым помощником людей на этом пути была наука.

Ярким примером наших возможностей преобразования природы служат достижения химической науки. Эта наука позволяет  наиболее целесообразно и экономно использовать природные богатства, превращать естественное сырье - уголь, нефть, отходы сельскохозяйственного  производства — в самые разнообразные  промышленные изделия. Глядя на прочную  и нарядную ткань, трудно представить  себе, что она изготовлена из природного газа. Между тем это обычное, рядовое  достижение химической науки. Духи и  мыло — из угля. Пластмассовые детали машин, не уступающие по прочности металлическим, — из кукурузных кочерыжек. Меховая  шуба — из продуктов переработки  нефти. Каучук - из древесных опилок... Нельзя перечислить все то, что  открыла нам химия, наука "переднего  края" технического прогресса.

Велико ее значение и в  сельском хозяйстве. Химические удобрения, гербициды, ядохимикаты, ростовые вещества обеспечивают высокие, гарантированные  урожаи. Академик Д. Н. Прянишников подсчитал, что, внося в почву в достатке органические и минеральные удобрения, можно увеличить продукцию сельского  хозяйства в шесть-семь раз.

Другой проблемой, извечно  волновавшей умы человечества, является проблема освобождения людей от социального  зла. Религия не может обойти этого  вопроса. Но какой же путь она предлагает?

Провал бесчисленных попыток  задавленного нуждою и горем человека вырваться из гнетущих его обстоятельств  породил религиозное положение  о том, что своими силами человек  не в состоянии устранить социальное зло, что существование последнего предопределяется волей божества, наказавшего  таким образом людей за их грехи. Таким образом, религия снимала  ответственность за все бедствия людей с общественно-экономического и политического строя, с эксплуататорских классов. А это неизбежно способствовало сохранению мира эксплуатации и угнетения.

Религия обещает освобождение людей от земных тягот в потустороннем  мире, в "царстве божьем", где  якобы только и может человек  найти подлинное счастье. Поскольку  все беды на земле, по религиозным  представлениям, ниспосланы богом как  испытание человека в его верности и любви к творцу, постольку  не следует пытаться устранить зло. Так религия и ее служители  объективно способствуют сохранению социальной несправедливости.

Наука и религия  о развитии общества

Материалистическое понимание  истории исходит из того, что причину  социального развития необходимо искать не вне, а внутри самого общества. Эта  причина лежит в условиях материальной жизни людей. Причем главной силой, определяющей общественное развитие, является способ производства материальных благ.

Способ производства состоит  из производительных сил (люди, производящие материальные блага, орудия труда, средства производства) и производственных отношений (т. е. тех отношений, которые складываются между людьми в процессе их производственной деятельности). Одной из особенностей производительных сил является то, что они постоянно совершенствуются, развиваются. Производственные отношения  зависят от производительных сил. С  развитием последних они в  конце концов заменяются новыми, такими, которые соответствуют возросшему уровню производительных сил.

Совокупность производственных отношений представляет собой тот  экономический базис общества, над  которым возвышаются прочие общественные отношения (отношения в области  политики, национальные отношения и  т. д.), философские, правовые и другие взгляды и соответствующие им учреждения. Изменения в базисе влекут за собой изменения надстройки. В  результате все общество в целом  переходит на новую, более высокую  ступень своего развития.

Исторический материализм  исходит из того, что развитие общества - это закономерный, объективный  процесс. Разумеется, поскольку в  эксплуататорском мире всегда имеются  классы, заинтересованные в сохранении старых порядков, постольку утверждение  новой общественно-экономической  формации зависит от того, как скоро  прогрессивные силы обществ а  сумеют преодолеть сопротивление реакционных  классов. Однако новый общественный уклад должен возникнуть неизбежно (рано или поздно — это другой вопрос). Развивая производительные силы, осуществляя процесс производства материальных благ, преодолевая через  классовую борьбу сопротивление  отживших социальных сил, люди тем самым  способствуют развитию общества. Таким  образом, объективная необходимость  общественного развития претворяется в действительность в результате практической деятельности людей, прежде всего трудящихся масс.

Религиозное мировоззрение  в решении вопроса о социальном развитии придерживается противоположной, идеалистической точки зрения. Первопричину всех явлений общественной жизни  оно усматривает в боге, в его  воле. Люди не могут изменить предопределенного  богом хода истории. Они являются лишь игрушкой в руках божества, рока. Бог пользуется ими для осуществления  своей воли. Отсюда видно, что религиозное  мировоззрение стоит на позициях фатализма.

Правда, религия допускает, что люди наделены некоторой самостоятельностью. Они якобы могут даже производить  те или иные изменения в общественной жизни. Однако их действия в конечном счете обусловлены все же божественной волей. Успех этих действий зависит  лишь от того, насколько поведение  людей "богоугодно", насколько  оно совпадает с "божественным планом".

Как известно, некоторые  революционные движения происходили  и происходят под религиозными лозунгами. Чем это объяснить? Ответ дал  еще Ф. Энгельс. Подобное происходит там, где наблюдается засилье, преобладание религиозного мировоззрения. Находящиеся  под влиянием религии трудящиеся массы не видят иных форм общественного  сознания, через которые можно  выразить свои революционные устремления. Они ищут в религии те стороны, высказывания, на которые можно опереться  в революционной деятельности, отвлекаясь при этом от реакционной сущности религиозных вероучений. Таким образом, религия здесь лишь вынужденная форма, в которой осуществляется революция. Причем религия в этом случае неизбежно тормозит процесс революционных преобразований.

О том, что религия, ее поучения не являются основной причиной революционных  потрясений, говорит и тот факт, что одну и ту же религию исповедуют как революционеры, так и реакционеры.

В последнее время некоторые  служители культа выступают против уродливых явлений социальной жизни, в частности против империалистической политики развязывания войны, против колониализма. Но эти выступления, как бы они  ни обосновывались ссылками на "учение Христово" и высказывания "отцов  церкви", можно объяснить лишь теми серьезными сдвигами в общественном сознании народов, которые вызваны  успехами сил социализма и прогресса  на мировой арене.

Мировоззрение и  конкретные науки

Научное мировоззрение выводит  общие принципы строения мира и закономерности его развития, основываясь на данных конкретных наук, обобщая эти данные. Однако связь между научным мировоззрением и конкретными науками не односторонняя. В свою очередь научное мировоззрение  вооружает конкретные науки общей  теорией строения мира, научным методом  познания и преобразования действительности. Это позволяет конкретным наукам более успешно раскрывать тайны  материального мира. Такая двусторонняя связь научного мировоззрения и  конкретных наук является свидетельством их родственности: и то и другое относится  к понятию "наука".

Религиозное мировоззрение, в отличие от научного, претендует на непосредственное отражение мира, минуя данные конкретных наук. Источником своих взглядов на мир оно считает  откровения бога. В этом отказе от связи  с конкретными науками одна из причин того, что религиозное мировоззрение  представляет собой извращенное  отражение действительности. Источником своих взглядов на мир религия  провозглашает откровения бога. Но как показывает анализ этих откровений, в них нашли свое отражение  примитивные представления людей  далекого прошлого.

Информация о работе Научное и религизное мировоззрение