Научное познание. Методы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности. Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития. Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение.

Содержание

Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция.
Происхождение сознания.
Познание как процесс. Два уровня познания: эмпирический и рациональный. Формы познания.

Вложенные файлы: 1 файл

фил.docx

— 32.24 Кб (Скачать файл)

Научное познание. Методы и формы.

Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний о природе, обществе и сознании.  
В структуре науки выделяются уровни - эмпирический и теоретический - и методы организации научного познания.  
Эмпирическое знание - совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний. Под научным фактом понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. По словам А. Эйнштейна наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.  
Существует два основных метода эмпирического познания:  
1.      Наблюдение - целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта (его результат - первичная информация).  
2.      Эксперимент - это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.  
Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов. Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория.  
1.      Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических фактов. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.  
2.      Гипотеза - это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании  
Закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена практикой. Невозможность такой проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.  
3.      Теория - это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.  
Ключевые понятия и слова: гносеология, познание, эмпирический уровень, рациональный уровень познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм, классическая концепция истины, истина, абсолютная истина, относительная истина, наука, теория, гипотеза, научная проблема, эксперимент, наблюдение.

 


Информация о работе Научное познание. Методы и формы