Научное познание как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 01:24, реферат

Краткое описание

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.
Неудивительно, что проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и её перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентистские движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Научное познание как социокультурный феномен.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

2) Оценка современного этапа и глобальная перспектива.

Перечень этапов и  общие закономерности, которые наблюдаются  при их смене, уже приводились  в 4хуровневой концепции. Напомню, что  в целом, эпоха цивилизации состоит  из 4х этапов, каждый продожительностью около 1500-2000 лет, и в настоящий момент мы находимся в переходном периоде от 3го этапа, соответствовавшего эмоциональному мировоззрению и характерным для него мотивам и ценностям, к 4му, которому будет соответствовать разумное мировоззрение. В настоящий момент цивилизация практически полностью исчерпала свой потенциал развития в рамках старой системы ценностей и движется в своём теперешнем виде к неизбежному краху. Фактически, мы вступаем в новое средневековье, третье по счёту, за т. н. "тёмными веками" 1200-600 днэ., случившимися после краха первой модели цивилизации и закончившимися формированием античной (в Европе) цивилизации и "средними веками" 500-1200 нэ., случившимися после краха античной цивилизации и закончившимися формированием современной западноевропейской цивилизации. В настоящее время западноевропейская цивилизация, в свою очередь, находится на стадии закономерного и необратимого разложения. Основными признаками подобного разложения (что описывалось и в 4хуровневой концепции) являются - атомизация общества, крушение существовавших традиций и ограничений, возведение в абсолют основополагающих для господствующего (т. е. эмоционального, в данном случае) мировоззрения мотивов и ценностей и доведение их до логического абсурда, при котором они становятся самоцелью, не зависящей совершенно ни от каких условий. Зацикленность членов общества на получении для себя любым путём примитивных удовольствий и приятных эмоций неизбежно ведёт к уничтожению гибкости и конструктивного потенциала общества и неспособности его адекватно оценивать и решать стоящие перед ним задачи. Взглянув на современное состояние западноевропейской цивилизации, нетрудно увидеть очевидные параллели между ним и состоянием римской цивилизации в период её упадка. Процессы, протекающие в современных западных странах, практически копируют аналогичные процессы, протекавшие в римской империи. Разложение римского общества точно так же начиналось с морального упадка, крушения традиций, падения интереса граждан к общественной жизни и увлечения их погоней за материальными благами, дешёвыми массовыми развлечениями и т. д.; происходила культурная и идейная примитивизация, взамен традиционной религии распространялись заимствованные с Востока различные культы, суеверия и т. п., многообразие которых не только не осуждалось, но и поощрялось. В империи начался демографический спад, происходящий параллельно с разложением института семьи и падением рождаемости (в западной европе отрицательный естественный прирост наблюдается с начала 70-х годов), затем происходит массовый приток варваров (в европе и США - мигрантов из стран третьего мира), замещающих коренное население, не желающее занимать не слишком престижные места, при этом всем им предоставляется римское гражданство и различия между варварами и коренным населением ликвидируются. При этом, если поначалу происходила хоть какая-то ассимиляция варваров, то впоследствии варвары стали жить в империи в отдельных сообществах по своим законам, не желая принимать установленные у римлян порядки (и это мы тоже уже наблюдаем в западных странах). "Глобализация", которую мы наблюдаем сейчас, есть тоже, по сути, повторение глобализации, в своё время происходившей на пространстве Римской империи. На огромном пространстве, от Шотландии до Мессопотамии, Рим устанавливал единые законы, насаждал (и делал это успешно) единые порядки взамен принадлежащих местным этносам традиций, переплавлял в рамках своей империи культуры разных народов. В римской империи сложилось (так же, как в современном мире) разделение труда между провинциями, при этом Италия, бывшая центральной провинцией империи, к концу существования Рима совершенно утратила экономическую автономность, став полностью зависимой от поставок из других провинций империи (то же самое мы наблюдаем сейчас на примере США и стран Западной Европы, производственные мощности в которых опустошаются всё больше и больше, вследствие переноса в Китай и т. д., не говоря уже о зависимости этих стран от импорта сырья). Видим мы и застой и упадок фундаментальной науки при переносе акцента лишь на прикладные технологии, что тоже наблюдалось в своё время в Риме... Со всей однозначностью и неизбежностью, глобальная перспектива ближайшего будущего заключается в том, что это будет временем падения с большим грохотом всей выстроенной на настоящий момент системы миропорядка и всех институтов цивилизации старого западноевропейского образца - мира цивилизации, содержащей в своей основе систему ценностей, основанную на эмоциональном мировоззрении. Это будет концом современной культуры, современной науки, современных экономических и социальных моделей, причём концом не с выраженным плавным переходом к чему-либо их заменяющему, а крахом, упадком, коллапсом, с приходом вместо этого стихийно складывающихся новых форм и зачатков общественных институтов, которым только предстоит развиться во что-то более сложное и высокоорганизованное, и подняться впоследствии до более высокого, по сравнению с современностью, уровня, затратив на это весьма продолжительный период времени. Почему не существует никакой практической возможности избежать подобного развития событий? Во-первых, как показывает история, побудить неразумное человечество отказаться от пагубных, но привычных мотивов и стереотипов поведения практически невозможно, пока не начинаются видимые последствия, которые люди испытывают на собственной шкуре. Но даже, если бы люди и осознали необходимость изменения системы ценностей и добровольно приняли бы в качестве руководства иные мотивы и устремления, невозможно было бы осуществить никакой плавный переход от существующей системы, включая все её институты, законы, принципы отношений между людьми и т. п., к новой, более правильной, т. к. новая, более правильная система только должна сформироваться, и формироваться она должна, начиная со своего фундамента, совершенно иначе, чем та, которая существует на настоящий момент.

3) Локальные цивилизации и их перспективы.

Прежде всего введём такие понятия, как "старые" и "новые" цивилизации. Что такое старые и  новые цивилизации? Как уже упоминалось  в 4хуровневой концепции, хотя цивилизации и возникают локально, но в регионах, где они контактируют друг с другом (а на сегодняшний день в отличие от 5 в. нэ, где ещё были изолированные друг от друга регионы цивилизаций - Евразия с Африкой и Америка, весь мир представляет собой единое целое), эти цивилизации согласованно переживают этапы - в одни периоды времени возникая и в одни периоды переживая упадок. Все такие цивилизации, возникающие в начале какого-либо этапа (скажем, Египет, Вавилон, государство хеттов и Микенская и Критская цивилизации в Греции), имеют культуру, содержащую в основе одну и ту же систему ценностей, один и тот же тип мировоззрения и развиваются параллельно, и, таким образом, рассматривать их нужно не по отдельности, а как группу, причём как группу, принадлежащую именно к определённому этапу и определяющую его "лицо". Конечно, теория Гумилёва, согласно которой каждая цивилизация, возникнув в результате пассионарного толчка, переживает один всплеск своего могущества и гибнет в вырождении и упадке, не вполне верна, но, тем не менее, часто всё происходит именно так. "Старые" цивилизации, которые развивались на протяжении всего этапа и переживают упадок в его конце, имеют слишком большой груз традиций, пропитанных духом данного этапа, духом соответствующей ему системы ценностей, который делает их инертными, мало способными к перестройке и, зачастую, по этой причине гибнут. В результате, на место старых цивилизаций приходят "новые" цивилизации, цивилизации, не имеющие подобного груза, которых был бы их собственным наследием, эти цивилизации обычно успешно стартуют и развиваются, занимая место старых и перемалывая их наследие. В своё время современные западные цивилизации, созданные варварскими германскими племенами, были "новыми" по отношению к античной римской цивилизации, и заняли её место. Сейчас же эти цивилизации, возникшие около 1500 лет назад, уже являются старыми, а на их место претендуют другие. Старыми являются также восточноевропейские культуры, созданные в раннем средневековье славянскими племенами, в т. ч. и Россия, и Япония с Китаем, и США, которые, несмотря на то, что возникли по историческим меркам совсем недавно, представляют собой не самостоятельную, а всего лишь расширившуюся западноевропейскую цивилизацию. "Новыми" цивилизациями являются большинство стран т. н. "третьего мира", т. е. бывшие колонии западных стран, включая Латинскую Америку, Африку и существенную часть Азии. Именно выходцы из эих стран, как мы можем видеть сейчас, проникают в Западную Европу и США, претендуя на то, чтобы стать новыми "варварами". Западные политико-экономические модели распространены в этих странах в значительной мере формально, не будучи способными значительно потеснить местные традиции и порядки и сделать приверженными европейским социальным образцам существенную часть населения, в то время как в США и Западной Европе эти модели и социальные образцы пронизывают общество сверху донизу (за исключением всё тех же прибывающих из стран третьего мира мигрантов). Т. о., "старые" цивилизации столкнутся в ближайшее время с жестоким кризисом и упадком, угрожающим их существованию, "новые" же имеют по отношению к этому кризису практически гарантированный иммунитет.  
Рассмотрим теперь перспективы "старых" цивилизаций более подробно. Любые существующие и существовавшие на Земле культуры, этносы и цивилизации можно разделить на три типа. Будем условно обозначать эти типы как а-тип, б-тип и в-тип. В рамки данной статьи не входит подробное описание данных типов. Здесь для нас имеет значение только то, насколько эти типы цивилизаций отличаются между собой по степени устойчивости к кризису, происходящему на переходе из одного этапа в другой. Цивилизации а-типа имеют разновидность культуры, которую обычно принято ассоциировать с Востоком. В менталитете подобных цивилизаций преобладает субъективное восприятие, априори предполагается, что, в основном, картина мира и ход вещей зависят от самого человека и его субъективных, внутренних качеств. Япония и Китай, например, являются цивилизациями а-типа. Подобные цивилизации наиболее устойчивы к кризису, ибо людям этих цивилизаций, всегда полагающим, что внутренние качества человека играют определяющую роль, проще всего изменить свои мотивы и ценности. Цивилизации б-типа имеют разновидность культуры, которую принято ассоциировать с Западом. В менталитете подобных цивилизаций преобладает материалистическое, тяготеющее к объективизации любых вещей, включая, в т. ч. внутренние склонности и мотивы людей и ход исторических событий, восприятие мира. Западная Европа и США - типичный пример цивилизации подобного рода. Эти цивилизации не имеют практически никаких шансов пережить кризис. Люди этих цивилизаций в период кризиса ведут себя исключительно пассивно, беспомощно наблюдая за ходом событий и не будучи в состоянии ничего предпринять. Их тактика, как правило, до конца направлена лишь на попытки удержания имеющегося и не обнаруживает никаких побуждений к реформе сложившейся системы. Цивилизации в-типа имеют культуру, подобную культуре классической греческой цивилизации (эллинистической). Эти цивилизации в своём восприятии мира склонны к идеализации, т .е. решающую роль отдают не объективным и не субъективным факторам, а неким идеям, моделям, схемам и абстрактным закономерностям. Люди подобных цивилизаций полагают, что решающую роль играют не субъективные установки и не внешние условия, а правильность выбранного алгоритма поведения. На самом деле, как уже упоминалось выше, поведенческие образцы и алгоритмы складываются уже на основе определённой системы ценностей, определённого выбора мотивации, но понимание этого факта в значительной мере ускользает от людей этих цивилизаций, в результате чего необходимая перестройка мотивационно-ценностной системы в должном объёме не производится. Вместе с тем, в отличие от цивилизаций б-типа, подобные цивилизации при наступлении кризиса не полагают свою участь заранее предопределённой и обнаруживают существенно большую гибкость. Вследствие этого, при наступлении кризиса, судьба цивилизаций в-типа может быть различной. В случае безответственного и легкомысленного поведения лидеров этих цивилизаций они могут сгинуть, так же, как и цивилизации б-типа. Во время упадка античной цивилизации это произошло, например, с цивилизацией кельтов, разделивших участь римлян. В то же время, при условии принятия достаточно энергичных мер и непассивности населения, эти цивилизации способны пережить кризис и даже испытать временный подъём и усиление своего могущества (типичные примеры - Византия, а также Ассирия, пример, который приводился в 4хуровневой концепции). Россия, которая, как и все славянские цивилизации, является цивилизацией в-типа, в преддверии наступающего глубокого кризиса, должна, для того, чтобы не стать его жертвой, приложить максимальные усилия для возрождения своего духовного потенциала, переоценки сложившейся за долгие века господства пагубного эмоционального мировоззрения системы ценностей, а также взять курс на максимальное дистанцирование от гибельного заимствования западных моделей и социальных стереотипов.

Обсудить этот сценарий ближайшего будущего цивилизации на форуме

Предсказание  и прогноз. Особенности социального  прогнозирования



В ходе наблюдения и эксперимента осуществляется описание, протоколирование. Основное научное  требование к описанию — его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. 
Объяснение — это мыслительная операция, ориентированная на выявление причинной зависимости объекта исследования, постижение закономерностей его функционирования и развития и, наконец, раскрытие его сущности. 
Объяснить — значит осмыслить объект в свете уже существующих, исторически накопленных знаний, определенных принципов, законов, категорий.

Теория познания различает структурные объяснения, отвечающие на вопрос, как устроен объект; функциональные объяснения — как действует и функционирует объект; причинные — почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в процессе объяснения мы используем уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, которые служат основанием для объяснения называются объясняющими. Знания, которые ими обосновываются — объясняемыми.

Что же дает нам  процесс объяснения. Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между различными системами знаний. Во-вторых, позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов. 
Социальное прогнозирование — некоторое вероятностное знание о будущем состоянии общества и отдельных его сторон. В отличие от умозрительных представлений основывается по определенных познавательных процедурах. Можно выделить три их вида:

* экстраполяция  — мысленное прослеживание в  будущее тенденций без каких-либо  изменений; 
* моделирование — построение некоторых будущих состояний общества исходя из каких-либо теоретических предложений о их изменении; 
* сценарий будущего — (при прогнозировании социальных отношений и действий).

Применяемость тех или иных методов и степени  их вероятности зависит от срока, на который делается прогноз (ближайшего будущего — 20-25 лет, обозримого будущего до 100 лет и отдаленного будущего — более 100 лет). 
Социальный прогноз — вид знаний специфичный по функциям, поскольку во многих случаях егоцелью является знание о будущем, которое не наступит или хотелось, чтобы не наступило. И в этом случае само корректирование человеческой деятельности должно носить вероятностный, ориентировочный характер. В развитии общества планирование является гибким процессом. 
Прогнозирование вероятностно в двойном смысле: поскольку само социальное развитие многовариантно, постольку любой прогноз описывает одну из возможных состояний системы (не всегда самое вероятное). Само знание, воплощенное в прогноз является вероятностным по своей природе.

Нажмите для подписки на уведомления

Что такое утопия?

Это место, которого нет, но которое может быть создано. В греческом языке есть четкое различие между приставкой «у» и  «ме». Место, которого нет, но которое  может быть – это метопия. Утопия – это место, которого в принципе быть не может. 

 

Второй смысл: утопия также является идеальным  обществом, но идеальным в значении как «идеальный газ». Социологи в  данном случае используют термин «идеально-типическое» - (термин Макса Вебера), т.е. идеальное  при прочих равных условиях. 

 

Вопрос о  мифе и утопии

Между утопией  и мифом существует парадоксальная, но почти неразрывная связь. Иногда это напоминает картинку Инь и  Янь, они очень тесно соседствуют  друг с другом. Там, где у утопии «плюс», у мифа – «минус», и где  у мифа «минус», там всегда «плюс» у утопии.

Миф – это первооснова, он предшествует социальной организации, создает ее.

Утопия – это место, которого в принципе быть не может.

Утопия имеет некоторое авторство. Даже если авторство забыто, даже если автор опубликовал текст под псевдонимом, мы, тем не менее, понимаем, что это некоторое авторское произведение.

 

.


 

 

В случае с  мифом авторство, как правило, приписывается  самому сообществу.

В мифе не надо искать логики. Мифы дологичны и  внелогичны, там может произойти  все, что угодно. Главное, нужно знать, как устроено это сообщество, и какие мифы оно о себе рассказывает.

Каждый  раз, когда мы начинаем изучать утопии, мы приходим к тому, что создаем  свои собственные утопические конструкции  для того, чтобы понять другие утопические  конструкции. Так возникает утопическое воображение.

 

Отличительная черта утопий

Практически все утопии могут реализоваться, но ни одна из них не реализуется  так, как была задумана. Пример: Этьен  Кабе и его замечательная утопия «Икария». Написав этот текст, Этьен  Кабе поехал в Штаты, купил кусок земли и создал-таки там сообщество, которое незадолго до этого описал. Оно развалилось через несколько лет, никто не захотел жить в этом прекрасном обществе.

 

Утопия  Маслоу и Гоббса

Маслоу  придумал эопсихею. Он описал ее в книге: «Введение в гуманистический менеджмент». 100 правильных, самоактуализировавшихся семей надо вывезти как можно дальше от грехов цивилизации, поселить на необитаемом острове.


Информация о работе Научное познание как социокультурный феномен