Некоторые философско-методологические аспекты пробемы мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 23:08, реферат

Краткое описание

Образование – это одна из основ прогресса человечества. Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию на глобальном уровне, укрепляет основы демократического общества и уважение законности.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 83.88 Кб (Скачать файл)
     
  1. Пути  сохранения и повышения  мотивации студентов
 

     Одно  из наиболее часто встречаемых препятствий  процесса обучения состоит в утрате учащимися мотивации к продолжению  обучения. Потеря мотивации может  представлять собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее становится готовиться к выполнению тестовых заданий, к сдаче экзаменов и завершению проектов. Именно мотивация провоцирует  человека преодолевать по ходу учебы  различные трудности, чувство скуки  или утомления. Без мотивации  сама задача обучения теряет смысл. Однако тех, кто опасается возможной  потери мотивации, можно легко успокоить. Желание и способность учиться  могут быть простимулированы искусственными приемами.

     Методы  стимулирования мотивации могут  быть следующие:

     Поставить перед учащимся точную цель, чтобы работать над ее достижением. Очень полезным является сосредоточить внимание на небольших задачах, которые можно выполнить без труда. Развивать мотивы достижения цели чрезвычайно важно. Поэтому обязательным является организация такого учебного процесса, где ставится цель, которую нужно достичь. То есть на каждом занятии при изучении темы или решения проблемы должна быть нацеленность на результат, который позволяет студентам переживать успех в деятельности.

     Мотивировать  учащихся к активности на других местах движения информации (интернет-форумах, посвященных курсу; он-лайн курсам).

     Предоставить  учащимся возможность  общаться между собой путём таких альтернативных форм, как конференции, посещения музеев, профессиональных учреждений, компаний, на работу в которых студенты устраиваются.

     Симулированные  ситуации в реальной жизни при процессе обучения.

     Создание  благоприятного психологического климата для развития личности.

     Включаются  также следующие пути повышения  мотивации:

  • введение системы рейтинговой оценки студентов,
  • введение системы публикации успехов студентов и награды за их замечательные успехи и стремление,
  • расширение возможности самореализации студентов,
  • возможность ввести индивидуальную систему обучения студентов.

     Время также объективно требует изменения  роли и места преподавателя в  учебном процессе или процессе обучения. Студент должен быть действующим  лицом, а преподаватель - его партнером  в обучении и развитии. Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения. Максимальная ориентация на формирование самодостаточной личности необходимая для компетентностного  учебно-воспитательного процесса. Для  этого в прошлом нужно оставить авторитарную педагогику, субъектно-объектный  тип взаимоотношений между студентом  и преподавателем.

     Для повышения мотивации студента к  обучению необходимо осознавать, что  новые учебные программы построены  на принципах развивающего обучения и базируются на некоторых совершенно новых принципах обучения, среди  которых:

     - Принцип личностного центризма  в значении внимания к конкретному  студенту с его сущностными  характеристиками;

      - Принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития;

     - Коммуникативно-деятельностный принцип; 

     - Социокультурный принцип; 

     - Принцип полифункциональности образования;

      - Принцип практической направленности  обучения;

     - Компетентностный принцип направленности  образования.

     В дополнение к помощи создания позитивных ожиданий, стратегии мотивации —  это процедуры, которые помогают людям заглянуть в свой внутренний источник мотивации и управлять  им. Стратегии мотивации обычно формируются  вокруг ключевых ценностей или «критериев». Для того чтобы понять свои собственные  ценности и критерии, рассмотрите  на мгновение следующие вопросы: «Что вообще Вас мотивирует?», «Что Вас вдохновляет?», «Что побуждает Вас к действию или, что подымает Вас с кровати по утрам?»

     Вот некоторые возможные ответы:

  • успех;
  • похвала;
  • признание;
  • любовь и принятие;
  • формирование собственных взглядов по поводу того, что хочешь сделать своим (дом, образование, более стройное тело, работа, причина);
  • создание различий в мире.

     Это все примеры «критериев» или  «ценностей», которые составляют основу стратегий мотивации человека, которой  можно управлять извне и которой  может управлять сам человек. [19]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В настоящее время перед преподавателями  стоит задача по созданию таких условий, при которых учащиеся за короткие сроки могли усваивать максимально  возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого  применения на практике.

     Именно  мотивация - основное средство, которое  даст возможность повысить уровень  заинтересованности студентов к  учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Как мотивировать студентов к  обучению – это важный и основный вопрос не только педагогов. Мотивы к  обучению могут быть различные - именно социальные, познавательные; профессионально  – ценностные, эстетические, коммуникативные, статусно – позиционные, традиционно  – исторические, утилитарно – познательные, неосознанные.

     В ХХI веке, когда доступ к информации является уже не сложным вопросом, возникает другой вопрос – как  мотивировать учащихся к постоянному  изучению материалов и эффективному выбору и усвоении полезных знании. Особенную роль при возникновении  мотивации играет интерес и возбуждение  интереса к любимой отрасли исследования, обучения. Ответственность за мотивацию  студентов к обучению и её повышению  лежит не только на них самих, их семьях и преподавателях. Степень  мотивации студентов к обучению и их стремление – это зеркало  общества. Надо научить их самих  и их окружающих, как ее создавать  и поддерживать, потому, что ведь именно молодая интеллигенция является основным потенциалом, основой стабильного  развития экономик отдельных стран, основной движущей силой в этом нестабильном мире.

     Ядром личности человека, по мнению большинства  исследователей, является мотивационная  сфера. В психолого-педагогической науке в русле теории учебной  деятельности разработано общее  строение мотивации сферы учения, которая включает социальные, познавательные и творческие побуждения (мотивы), их содержательные и динамические характеристики.

     Мотивация - это сложный механизм, который  регулирует соотнесение личностью  внешних и внутренних факторов поведения, а под мотивом понимается сложное  психологическое образование, побуждающее  человека к сознательной деятельности и действия.

     В процессе формирования познавательной мотивации необходимо учитывать  особенности личности, в частности  личности студентов, для которых  важны мотивы самоутверждения, престижности, долга, необходимости в получении  знаний, достижении определенных результатов.

     Таким образом, на основе анализов результатов  проведенного исследования сформулированы выводы:

  1. Показано, что данная проблема является важной в педагогической науке, так как формирование мотивационной сферы личности, в частности, познавательной мотивации, - это актуальная педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек, т.е. формирование целостной личности. При формировании познавательной мотивации учащиеся вовлекаются в самостоятельную исследовательскую деятельность, творческий поиск. Изучена степень разработанности в педагогической теории проблемы формирования познавательной мотивации учащихся.
  2. Определена сущностная характеристика формирования познавательной мотивации, представляющая собой педагогически организованный процесс, предполагающий создание условий для комплексного воздействия на эмоциональную и когнитивную сферы личности, учитывающий развитие творческого потенциала, познавательных интересов студентов, самостоятельность, как важное качество личности.
  3. Кратко рассмотрена природа понятия мотивация и мотив, такие понятия как потребность, стремление, желание, нужда, теория иерархии Маслоу, а так же интерес, как один из мотивов обучения.
  4. Представлено многообразие мотивов учебной деятельности, включая систему образования, организацию образовательного процесса, субъектные особенности обучаемого, субъектные особенности педагога и др.
  5. Рассмотрены несколько типов классификации мотивации обучения.
  6. Представлены некоторые пути сохранения и повышения мотивации, дающие высокий уровень сформированности познавательной мотивации. Показано, что процесс формирования познавательной мотивации учащихся эффективен при соблюдении взаимосвязанных педагогических условий, среди которых основными являются: развитие у обучаемых потребности расширить профессиональные знания и познавательные творческие возможности, опора на самостоятельную деятельность учащихся; интеграция самостоятельной работы с опытом использования современных педагогических и информационных технологий; взаимосвязь формирования познавательной мотивации и развитие творческой активности личности; личностные качества преподавателя, создающие творческую атмосферу общения.

     Полученные  результаты позволили подтвердить  важность данной проблемы и обозначить моменты, требующие дальнейшей разработки.

     Проведенное исследование не охватывает все вопросы, связанные с формирование познавательной мотивации и требует дальнейшего  изучения. Перспективами исследования может быть разработка такой важной педагогической проблемы, как создание системы формирования познавательной мотивации при обучении различным  дисциплинам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     
  1. Васильева Е.Г., Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие/ Е.Г. Васильева. – Волгоград: Издательство Волг ГУ, 2000. – 64 с.
  2. Аристотель. Сочинения. Том 4. Никомахова этика. М., 1984.
  3. Платон. Сочинения в трех томах. Том 1. - М.: Мысль, 1968. - 624с.
  4. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Под ред. А. Н. Чудинова. — Изд. 3-е, исправ. и доп. — СПб.: Издание В. И. Губинского, 1910.
  5. Радионова С.А. Философский энциклопедический словарь. М., 1973. с. 81.
  6. Леонтьев А. Н.  Деятельность.  Сознание.  Личность. – М.: МГУ, 1975, 304 стр. С. 1, 13-20, 23-28, 35-39.
  7. Большой медицинский словарь on-line URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/medic2/ Автор(ы): Словари и энциклопедии on-line: проект Academic.ru
  8. Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
  9. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.
  10. Леонтьев А. Н.  Деятельность.  Сознание.  Личность. – М.: МГУ, 1975.
  11. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1. М.: Мир, 1992.
  12. Хекхаузен Х.  Мотивации и деятельность.  –  М.:  Педагогика, 1986. С. 33-34.
  13. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  14. Выготский Л.С. : ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ, http://www.klex.ru/t2
  15. Мотивация учебной и педагогической деятельности, Монография, www.rae.ru
  16. http://www.psychological.ru
  17. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  18. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
  19. Роберт Дилтс. Мотивация. Журнал «Вестник НЛП №18».
  20. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности.  //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 1974. С.145-169.
  21. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
  22. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого – педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 – 5-х курсов педагогических вузов. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с.
  23. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1962. – Т. 2. – 476 с.
  24. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. – 198 с.
  25. Занюк Сергей. Психология мотивации. – К.: Эльга-Н, Ника-центр – 2001. – 352 с.

Информация о работе Некоторые философско-методологические аспекты пробемы мотивации