Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 15:35, реферат
Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой, т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.
В. Немецкая классическая философии - (конец 18 - середина 19 века).
Исторические условия.
1. Мир в Европе и
Америке энергично и
индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует развитие
техники:
1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;
1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;
1807 г. - первые пароходы;
1825 г. - первые паровозы;
1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;
1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.
2. В естествознании механика
утрачивает свою прежнюю
-к концу 18 века сформировалась
химия как наука о
природных веществ;
-формируются биология и учения об электромагнетизме.
3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых
Европейских странах не затронули Германию:
-Германия в отличие
от Франции и Англии того
периода оставалась
-она сохраняла цеховой
строй, остатки крепостного
-жёсткий политический
порядок канцлера Бисмарка
сферу разума.
Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции 1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической немецкой философии) идеалистической диалектики.
Черты немецкой классической философии:
1. Несмотря на разнообразие
основных философских позиций,
немецкая классическая
2. Возрождение диалектических
традиций (через обращение к античному
наследию). Если у Канта диалектика
имеет ещё негативное значение
«софистики» чистого разума, то
у последующих философов, и
в особенности у Гегеля, она
возвышается до целостной
3. Переход от объективного
и трансцендентального
4. Критика традиционной
«рассудочной» метафизики и
5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем диалектического метода к исследованию истории.
Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:
* Кант
* Фихте
* Шеллинг
* Гегель
* Фейербах
а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической
философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.
В его философском учении
отчётливо проявляются два
и критический.
Докритический этап (стихийно-материалистический):
-разрабатывает
Критический этап (начиная с 1770 г.).
Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического
разума», «Критика способности суждения».
Идеи:
1. Центральная проблема -
проблема возможностей
-Процесс познания - активный
творческий процесс
-Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания.
«Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».
-Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в разуме человека и составляют основу знания.
-Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал воспринимаемые человеком:
-явления вещей;
-вещи сами по себе.
Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы видим явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно, она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности познания мира, т.е. агностицизм.
2. Рассмотрена схема
-Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность -
самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя
общего блага).
-Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других.
Поступок
-не является моральным, если в его основе лежит стремление счастью, любви, симпатии и т.д.;
-является моральным, если
он основан на следовании
уважении морального закона.
В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует
безусловного подчинения нравственному долгу.
б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского университета. Субъективный идеалист.
Идеи:
1. Фихте любую теорию,
любое созерцание считал
производным от практически-деятельного отношения к предмету.
2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся
процессом.
3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной
силой воображения
4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип
единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и другие категории диалектики.
5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.
-«Я» - это дух, воля, нравственность
-«Не - Я» - это природа и материя.
6. Основная проблема человека - нравственность.
7. Главная форма жизни - общественный культурный труд.
в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского университета, объективный идеалист.
Идеи:
1. Распространил понятие
диалектики не только на
-Природа - не средство для реализации нравственных целей
человека, не «материал» для человеческой деятельности.
-Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально
наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа -
«окаменелый интеллект».
2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если не признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют - тождество
идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).
г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского
университета - апогей немецкого идеализма.
Труды: «Феноменология духа»,
«Энциклопедия философских
«Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории»
и т.д.
Идеи:
1. В «Феноменологии духа»
рассмотрел эволюцию
(феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их историческом
развитии).
2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля - это путь вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта, поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой объективной действительности:
-идея первична;
-она активна и деятельна;
-её деятельность состоит в самопознании.
В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:
1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» -
логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и
переходящих друг в друга логических категорий;
2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы -
философия природы; природа не развивается, а служит лишь внешним
проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную
сущность;
3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа -
Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к самой
себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого
сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:
1-я - субъективный дух (личность)
2-я - объективный дух (семья, гражданское общество, государство)
3-я - абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого является
искусство, религия, философия).
Система закончена.
Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее слово не
только в истории человечества, но и во всей мировой истории.
Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё
действительное - разумно, всё разумное - действительно».
3. Создал диалектику как
науку, как систему, как
д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического
материализма.
Идеи:
1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной
религией.
2. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не «Абсолютный
дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и родовых
характеристик.
3. Человек тесно связан с природой. Природа - основа духа. Она же
должна явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность
человека.
Выводы:
Немецкая классическая философия:
1. Показала людям роль, место и значение философии в осознании своей эпохи,
её достижения и просчёты. Продемонстрировала важность философии для
осмысления будущего.
2. Ею были развиты
диалектический и исторический, которые благодаря своей уникальности
позволили резко продвинуться вперёд в познании мира.
3. Философия впервые предстала
в виде целостной научной
позволяющей с научных позиций подходить к исследованию мира.
Информация о работе Немецкая классическая философии - (конец 18 - середина 19 века)