Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:52, реферат
Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.
1. Общая характеристика немецкой классической философии………………3
2. Критическая философия И. Канта……………………………………………3
3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга…………………..…5
4. Объективный идеализм Г. Гегеля……………………………………………..7
5. Антропологический материализм Л. Фейербаха…………………………....10
Литература……………………………………………………………………….13
5. Антропологический материализм Л. Фейербаха
Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.
В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:
· единственно существующими реальностями является природа и человек;
· человек является частью природы;
· человек есть единство материального и духовного;
· человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии;
· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
· природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;
· все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.
В атеистическо-
· Бога как самостоятельной реальности нет;
· Бог – порождение сознания человека;
· мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;
· Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума;
· религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;
· корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.
В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания – это ощущения, источником которых является материальный мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.
С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.
Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII – XVIII вв.
Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.
Литература
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – СПб, Наука, 1994.
2. Канке В.А. Философия. – М., 1996.
3. Кант И. Критика чистого разума. // Мир философии. М., 1991.
4. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону, 1995.
5. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. Ставрополь, 2000.
6. Несмелиев Е.Е. основы
философии в вопросах и
7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996.
8. Рефераты по истории философии для студентов вузов / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 2002.
9. Спиркин А.Т. Философия. М., 2001.
10. Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Анатомия мудрости. Симферополь, 1995.
11. Фейербах Л. О «начале философии» // Мир философии. М., 1991.
12. Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Мир философии. М., 1991.