Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:52, реферат

Краткое описание

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха.

Содержание

1. Общая характеристика немецкой классической философии………………3
2. Критическая философия И. Канта……………………………………………3
3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга…………………..…5
4. Объективный идеализм Г. Гегеля……………………………………………..7
5. Антропологический материализм Л. Фейербаха…………………………....10
Литература……………………………………………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

классическая немецкая философия.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

5. Антропологический  материализм Л. Фейербаха

Материалистические традиции в немецкой классической философии  развивал  Людвиг Фейербах.

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:

·   единственно существующими реальностями является природа и человек;

·   человек является частью природы;

·   человек есть единство материального и духовного;

·   человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии;

·   идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

·   Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;

·   природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем  не уничтожаема;

·   все, что нас окружает (предметы, явления) есть  различные проявления материи.

В атеистическо-антропологической  теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:

·   Бога как самостоятельной реальности нет;

·   Бог – порождение сознания человека;

·   мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;

·   Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума;

·   религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;

·   корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания – это ощущения, источником которых является материальный мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

С точки зрения методологии,  материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического  мышления, в критическом отношении  к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII – XVIII вв.

Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции  по истории философии. – СПб,  Наука, 1994.

2. Канке В.А. Философия.  – М., 1996.

3. Кант И. Критика  чистого разума. // Мир философии.  М., 1991.

4. Кохановский В.П.  Философия. Ростов-на-Дону, 1995.

5. Магомедов А.А. История  философии. Учебное пособие.  Ставрополь, 2000.

6. Несмелиев Е.Е. основы  философии в вопросах и ответах.  Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.

7. Радугин А.А. Философия.  Курс лекций. М., 1996.

8. Рефераты по истории  философии для студентов вузов  / под ред. В.П. Кохановского, В.П.  Яковлева. Ростов-на-Дону, 2002.

9. Спиркин А.Т. Философия.  М., 2001.

10. Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Анатомия мудрости. Симферополь, 1995.

11. Фейербах Л. О  «начале философии» // Мир философии.  М., 1991.

12. Фихте И.Г. Первое  введение в наукоучение // Мир  философии. М., 1991.




Информация о работе Немецкая классическая философия