Немецкая классическая
философия.
Иммануила Канта
(1724-1804) считают родоначальником
немецкой классической философии
— грандиозного этапа в истории
мировой философской мысли, охватывающего
более чем столетие духовно-интеллектуального
развития — напряженного, очень
яркого по своим результатам
и чрезвычайно важного по своему
воздействию на человеческую
духовную историю. Он связан
с поистине великими именами:
наряду с Кантом это Иоганн
Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм
Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм
Фридрих Гегель (1770-1831) — все в
высшей степени оригинальные
мыслители. Каждый настолько своеобразен,
что трудно не задаться вопросом,
а можно ли вообще говорить
о немецкой классической философии
как относительно едином, целостном
образовании? И все-таки это
возможно: при всем богатом разнообразии
идей и концепций немецкую
классику отличает приверженность
ряду существенных принципов,
которые преемственны для всего
этого этапа в развитии философии.
Они-то и позволяют рассматривать
немецкую классическую философию
как единое духовное образование.
Первая особенность
учений мыслителей, причисляемых
к немецкой классике, — сходное
понимание роли философии в
истории человечества, в развитии
мировой культуры. Философии . они
вверяли высочайшую духовную
миссию — быть критической
совестью культуры. Философия, впитывая
живые соки культуры, цивилизации,
широко понятого гуманизма, призвана
осуществить по отношению к
человеческой жизнедеятельности
широкую и глубокую критическую
рефлексию. Это была очень смелая
претензия. Но немецкие философы
XVIII-XIX вв. достигли в ее претворении
несомненного успеха. Гегель сказал:
"Философия есть... современная
ей эпоха, постигнутая в мышлении".
И представителям немецкой философской
классики действительно удалось
запечатлеть ритм, динамику, запросы
своего тревожного и бурного
времени — периода глубоких
социально-исторических преобразований.
Они обратили свои взоры и
к человеческой истории как
таковой, и к человеческой сущности.
Конечно, для этого потребовалось
разработать философию весьма
широкого проблемного диапазона
— охватить мыслью существенные
особенности развития мира природы
и человеческого бытия. При
этом через все проблемные
разделы красной нитью была
проведена единая идея высочайшей
культурно-цивилизующей, гуманистической
миссии философии. Кант, Фихте,
Шеллинг, Гегель еще и потому
так высоко возносят философию,
что мыслят ее как строгую
и систематическую науку, правда,
науку специфическую по сравнению
и с естествознанием, и с
дисциплинами, более или менее
конкретно изучающими человека.
И все-таки философия питается
живительными истоками научности,
ориентируется на научные образцы
и стремится (да и должна) строить
себя как науку. Однако философия
не просто опирается на науку,
подчиняясь критериям научности,
но и сама дает науке и
научности широкие гуманистические
и методологические ориентации.
Вместе с тем,
было бы неверно представлять
дело так, будто другие области
человеческой жизнедеятельности
и культуры только от философии
обретают саморефлексию. Критическое
самосознание — дело всей культуры.
Вторая особенность
немецкой классической мысли
заключается в том, что ей
выпала миссия придать философии
облик широко разработанной и
значительно более дифференцированной,
чем раньше, специальной системы
дисциплин, идей и понятий,
системы сложной и многоплановой,
отдельные звенья которой увязаны
в единую интеллектуальную цепь
философских абстракций. Не случайно
немецкая философская классика чрезвычайно
трудна для освоения. Но вот в чем парадокс:
именно эта высокопрофессиональная, крайне
абстрактная, трудная для понимания философия
смогла оказать огромное воздействие
не только на культуру, но и на социальную
практику, в частности на сферу политики.
Итак, немецкая
классическая философия представляет
единство также и в том отношении,
что ее представители Кант, Фихте,
Шеллинг, Гегель строят свои
очень сложные и разветвленные
учения, системы, включающие философскую
проблематику весьма высокой
обобщенности. Они прежде всего
философски рассуждают о мире—о
мире в целом, о закономерностях
его развития. Это так называемый
онтологический аспект философии
— учение о бытии. В тесном
единстве с ним строится учение
о познании, т.е. теория познания,
гносеология. Философия разрабатывается
и как учение о человеке, т.е.
философская антропология. Вместе
с тем, классики немецкой мысли
стремятся рассуждать о человеке,
исследуя различные формы человеческой
деятельности, в том числе социальную
жизнедеятельность человека. Они
размышляют об обществе, общественном
человеке в рамках философии
права, нравственности, всемирной
истории, искусства, религии —
таковы были в эпоху Канта
различные области и Дисциплины
философии. Итак, философия каждого
из представителей немецкой классики
— разветвленная система идей,
принципов, концепций, связанных
с предшествующей философией
и новаторски преобразующих философское
наследие. Всех их объединяет
еще и то, что проблемы философии
решаются ими на базе весьма
широких и фундаментальных мировоззренческих
размышлений, всеобъемлющего философского
взгляда на мир, человека, на
все бытие.
Еще задолго
до Канта такое широкое и
фундаментальное размышление охватывалось
понятием "метафизика". Немецкая
классическая философия критикует
и в то же время преобразует
метафизику, давая образцы "метафизической",
т.е. общемировоззренческой культуры,
образцы концептуальной целостности,
"сплачиваемой" метафизическим
подходом. Немецкой классической
философии была присуща метафизика
в смысле целостного мировоззренческого
подхода, но отнюдь не в смысле
отличного от диалектики метафизического
(или механического) метода.
Напротив, третья
особенность немецкой классической
философии как раз и заключается
в том, что благодаря ей господство
метафизического — недиалектического
— метода было поколеблено.
Именно немецкая классическая
философия проложила путь новому
по отношению к метафизике
методу мышления и познания
— методу диалектическому, разработала
целостную и разветвленную диалектическую
концепцию развития, приложимую
к исследованию всех областей
человеческой жизни: мира природы,
общества и человека, познания, науки,
культуры, нравственности. Тем самым
открылись поистине грандиозные
возможности применения диалектического
метода.
Диалектические идеи
проходят через всю немецкую классическую
философию, обогащаясь и развиваясь
от одного философского учения к другому.
Хотя самую, пожалуй, развитую форму
диалектическому методу, идеям диалектики
придал Гегель, у истоков диалектической
мысли — в форме порой и
более интересной, чем гегелевская,
— лежали размышления именно Канта.
Четвертый момент,
который нельзя обойти, характеризуя
немецкую классическую философию
как относительно единое образование,
— это некоторые общие принципы
в подходе к проблеме исторического
развития. Несмотря на довольно
существенные различия в трактовке
развития истории общества Кантом,
Фихте, Шеллингом и Гегелем,
главное состоит в том, что
к истории и ее пониманию прилагаются
рациональные мерки и критерии: историческое
развитие предполагается исследовать
не с помощью прозрения — интуиции, а научно-теоретически;
считается возможным выделить некоторые
закономерности истории. Законы истории
понимались как принципы исторической
"разумности". Вместе с тем, немецкие
философы полагали, что главным двигателем
истории являются взгляды, идеи, побуждения
людей, т.е. идеальные мотивы, объединяемые
в понятия сознания, "духа"', мышления,
познания, центральных для немецкой классической
философии.
И наконец,
последнее, что объединяет немецкую
классику в единое целое: в
своем рассмотрении человека
и истории эта философия четко
и ясно сконцентрирована вокруг
принципа свободы и других
гуманистических ценностей. При
этом она не просто прокламирует
гуманистические принципы (что само
по себе было несомненной заслугой
мыслителей в те времена, когда
только началось освобождение
народов Западной и Центральной
Европы от крепостного права),
но и пыталась проанализировать
противоречия и трудности, которые
возникали на пути реализации,
воплощения в жизнь этих принципов.
Немецкая классическая
философия остается непреходящим
достижением философской мысли,
к которому примыкают и многие
другие философские достижения
человечества после немецкой
классики. Она потому имеет общечеловеческое
значение, сходное со значимостью
искусства и науки, что пыталась
ответить на вопросы, которые
человечество задавало себе с
самого начала развития философии,
на те вопросы, которые оно
задает себе и сегодня. То
был временем, эпохой обусловленный
ответ, но ответ, который выходит
за пределы эпохи. Он обращен
и к нам, людям сегодняшнего
дня. В немецкой классике есть
очень много проблем, которые
весьма актуальны. Есть много
вопросов, которые не могут не
проникнуть в сердце современного
человека, в наше сердце, потому
что они — общечеловеческие
вопросы. И немецкие классики
по большей части предлагают
на них общечеловеческий тип
ответов.
Философия немецкой
классики и в наши дни продолжает
свою жизнь как относительно
единое образование. Но немецкая
классическая философия — созвездие,
которое состоит из ярчайших
звезд. На всю последующую жизнь
человечества они зажглись на
небосклоне немецкой, европейской,
мировой культуры. И одна из
самых ярких звезд — Иммануил
Кант. Жизнь и поистине бессмертные
идеи Канта станут предметом
наших дальнейших размышлений.
Пусть разговор о Канте, неспешный,
постепенный, основательный, систематический,
поможет отвлечься от суеты,
бешеных скоростей современной
жизни и погрузиться в прекрасный,
интеллектуально богатый, хотя
и сложный мир кантовских идей.
С каждым существенным шагом
вдумчивый читатель наверняка
обогатит свое понимание вечных
для человечества проблем.