Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:55, контрольная работа

Краткое описание

Само понятие «немецкая классическая философия» было введено немецким мыслителем, общественным деятелем, одним из основоположников марксизма Фридрихом Энгельсом (1820-1895). И именно в марксистских работах это понятие утвердилось, обозначая ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII в. – первой половины XIX в., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

Вложенные файлы: 1 файл

Немецкая классическая философия.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Философия Гегеля считается вершиной немецкой классической фило-софии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшест-венников.

  Основной заслугой Гегеля  является разработанные  им: теория объек-тивного идеализма, а также всеобщий философский метод – диалектика.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия при-роды», «Философия духа». «Философия права».

В учении о бытии Гегель отождествляет  бытие и мышление. Разум, соз-нание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное дейст-вительно, а все действительное разумно. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является пер-вопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает само-сознанием и способностью творить.

Человек в онтологии Гегеля играет особую роль. Он носитель абсо-лютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю,  личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.

Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:

  • субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;
  • объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;
  • абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная ис-тина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Величайшая  заслуга Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и  имеет следующий механизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Гегеля называется идеалистической.

Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Философия природы – распадается у Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику.

В «механике» Гегель рассматривает такие фундаментальные  фило-софские категории, как материя, движение, пространство, время; из частно-научных понятий – притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и другое. Самая фундаментальная положительная идея, предвосхитившая в определенной степени теорию относительности, сформирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны.

В «физике» речь идет об общих и частных свойствах  материи и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия рассматриваются не хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах.

«Органическая физика» содержит три последовательно  восходящих один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и жи-вотный организм. Здесь соответственно рассматривается история и жизнь Зем-ли как планеты, специфика формообразовательного процесса у растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида.

Гегель высказал немало рациональных философско-методологических и научных идей (необходимость единства философского и частнонаучного изучения природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).

Социально-философская  концепция Гегеля заслуживает самого пристального внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии истории» Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества   Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по  Гегелю, прог-ресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.

Гегель различает  гражданское общество, как сферу  реализации частных целей и интересов отдельной личности и политическое государство. Граж-данское общество и государство, согласно гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество – это «внешнее государство», подлинное же государство – разумно, оно есть основание гражданского об-щества. Формирование гражданского общества Гегель связывает с развитием буржуазного, строя при этом философ говорит о диалектическом характере взаимосвязи социально – экономической и политической сфер гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ  ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА

 

Общий вывод (и  величайший пафос) гегелевской философии состоит в признании разумности мира. «Все действительное – разумно, все разумное – действительно».[3, с.79] Однако разумен, истинен не результат развития (сам по себе); истинно, разумно само развитие, включающее в себя и свой 
результат. Зло и несовершенство мира могут и должны быть преодолены, ибо неразумие должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая, но (благодаря своему последовательному рационализму) – оптимистическая философия. В то же время это абсолютный 
идеализм, поскольку творческой силой он признает лишь 
мысль, дух, идеальное. Философия Гегеля оказала огромное, чарующее воздействие на европейское (а затем не только на европейское) сознание. Она отвечала общему умонастроению эпохи. Однако высшая точка развития нередко означает и начало его упадка, наступление кризиса. Так 
произошло и с гегельянством.

Уже к середине века оно было подвергнуто критике  с 
двух противоположных сторон: «слева» – со стороны материализма (Фейербах,Маркс) и «справа» – со стороны идеалистического иррационализма(Шопенгауэр, Кьеркегор,Ницше). Людвиг Фейербах (1804-1872) выпустил в 1841 г. большую книгу, сразу ставшую знаменитой, – «Сущность христианства». Вместе с другими произведениями философа («Лекции о сущности религии», «Основные положения 
философии будущего») это сочинение знаменовало собой 
радикальный переворот в мысли: решительный отказ от дуализма и идеализма, становление, утверждение антропологического материализма.

Главной темой  творчества философа была критика религии (прежде всего христианской). И эту критику он вел как бы «параллельно» с критикой философского идеализма (главным образом идеализм Гегеля), что не было случайным. Религия и идеализм имеют, согласно Фейербаху, один 
корень, одну основу: наделение самостоятельной сущностью 
одного из реальных атрибутов человеческого рода – мышления, которое лишь в фантазии, а не в действительности может быть оторвано от самого человека и противопоставленоему. Тайну «святого семейства», по словам Маркса, Фейербах увидел на земле. На «земле» же, в реалиях человеческой жизни, увидел немецкий философ и тайну идеализма. 
Именно потому, что человек есть родовое существо, а в его 
деятельности результат лишь весьма опосредованным образом связан с целью, общее преобладает над единичным (частным), а сами люди, как правило, не узнают «авторства» собственных творений, приписывая его сверхестественной, сверхчеловеческой сущности (Богу, идее).

Так будет до тех пор, считает Фейербах, пока не будет 
преодолен дуалистический взгляд на человека, пока не будет признано, что человек един в своей природе, что в нем 
нет ничего над- и сверхприродного, что мышление есть такой же естественный акт, как и другие проявления природного мира. Поэтому универсальным предметом философии, настаивает Фейербах, должен быть не дух (противопоставленный природе) и не природа (противопоставляемая 
духу), а человек – в единстве своей телесной и духовной 
сущности. В загадке человека – загадка всех мировых проблем. Философия должна изучать человека, следовательно, она должна стать антропологией. С позиций антропологизма немецкий философ критикует идеализм (в том числе гегелевский), требует отбросить все умозрительные спекуляции о сверхчувственном. Все мистерии идеализма, считает он, исчезнут сами собой, если мы поймем их природу: обожествление человеком своих собственных потенций. Союзником в борьбе против мистики и спиритуализма Фейербах считал для себя естествознание. И действительно, многие крупные естествоиспытатели - биологи и врачи (как на Западе, так и в России) с большим сочувствием отнеслись к его философской антропологии.

Но человек  у Фейрбаха – природное существо, а связаны 
люди между собой только природными, естественными связями. Ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая (сословная, национальная, профессиональная) принадлежность человека, с точки зрения антропологического материализма, значения не имеют. По 
справедливому замечанию Маркса, Фейербах слишком большое значение придавал в своем взгляде на человека природе и слишком малое – политике. А Энгельс, характеризуя философскую позицию Фейербаха в целом, показал, что автор «Сущности христианства» в своей критике идеализма не был последователен. Защищая материализм «внизу» (во взглядах на природу), он остался идеалистом «вверху» (в понимании человеческой истории). Антропологический материализм не мог вывести ни самого Фейербаха, ни 
его последователей за границы пассивно-созерцательного отношения к миру, а вместе с тем за границы традиционных представлений о том, что конечную причину общественных изменений надо искать в новых идеях, в новых взглядах и идеалах.

Однако Фейербах был первым материалистическим критиком класссичес-кого немецкого идеализма, первым крупным материалистом XIX в.[3, с.81]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов  Просвещения. Одним из наиболее глубоких критиков просветительского понимания  науки и разума выступил родоначальник  немецкого идеализма Иммануил Кант, чье мировоззрение сформировалось в русле просветительских идей. Он создает гносеологическое направление в философии, именуемое агностицизмом (непознаваемость «вещей в себе»), развивая этику, базирующуюся на понимании человека как высшей ценности. 

Классическая  немецкая философия получила наиболее полное выражение в философских  системах. Основными ее заслугами  принято считать: развитие и применение диалектического метода в познании (Георг Гегель конструирует диалектику как систему, формируя основные законы и категории диалектики применительно к развитию Абсолютной идеи); использование принципа историзма в идеалистических системах (так, Гегель создает грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа).

Несмотря на то, что немецкая классическая философия  в основном развивалась в русле  идеалистических систем, в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощнейших материалистических концепций. Это материализм Людвига Фейербаха, который за начало бытия берет природу как конечное, определенное, реальное; в центре его философской системы находится человек, как высшее творение природы.[1, с.11]

Таким образом, классическая немецкая философия сыграла  выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII – XVIII вв.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Введение в философию. История философских учений: учебно-метод. Пособие. /Авт.-сост. Г.Л.Терехова, Г.М.Дробжева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн.ун-та, 2004, 44 с.
  2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.,1986 – 356 с.
  3. Кохановский В.П. Философия: учебник для высших учебных 
    заведений. - Ростовн/Д.: «Феникс»,1998-576 с.
  4. Краткий справочник по философии / Составитель Петров Г.В. Псков: ПГПИ, 2004. – 52 с.
  5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов.-М.: Высш. шк., 1989.-480 с.
  6. П.В. Алексеев, A.B. Панин. Философия. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М. «Проспект», 1999. — 576 с.
  7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с.
  8. Философия.    Основные    идеи    и    принципы:    Попул. очерк/Под общ. ред. А. И. Ракитова.— 2-е изд., переработ, и доп.— М.:  Политиздат,  1990.— 368 с.
  9. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов. /В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов,Е.З. Волчек и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина. 3-е изд., доп. и испр. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 416 с.

Информация о работе Немецкая классическая философия