Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 05:37, реферат
Гегель
теория эволюционизма представляет собой переходы от низшего к высшему, от одного качества к другому, и остающиеся в одном качестве, то есть неразвивающиеся, неизменные. Ещё одно характерное для эволюционизма положение, связанное с признанием западной культуры вершиной цивилизации, - европоцентризм. Эволюционизм - это течение, признающее лишь одну форму развития - непрерывную, протекающую без скачков, прерыва постепенности, за счёт количественных изменений. Применительно к культуре эволюционизм утверждает, что: 1) Культура создаётся сознательно, осознанно, она "творится", её создатель - "творец".
Гегель
теория эволюционизма представляет собой переходы от низшего к высшему, от одного качества к другому, и остающиеся в одном качестве, то есть неразвивающиеся, неизменные. Ещё одно характерное для эволюционизма положение, связанное с признанием западной культуры вершиной цивилизации, - европоцентризм. Эволюционизм - это течение, признающее лишь одну форму развития - непрерывную, протекающую без скачков, прерыва постепенности, за счёт количественных изменений. Применительно к культуре эволюционизм утверждает, что: 1) Культура создаётся сознательно, осознанно, она "творится", её создатель - "творец". Эволюционизм утверждает постулат "сотворённости" культуры - "креационизм" культуры. У каждого культурного предмета есть свой создатель, творец, утверждает эволюционизм.
2) Эволюционизм утверждает также
тезис о том, что творцы культуры
путём творения, обогащают её, преумножают.
Эволюционизм признает, что культура
имеет свои стадии, ступени развития.
Но утверждает тезис о том,
что переход от одной стадии
к другой - непрерывен и постоянен,
ибо движущей силой такого
рода переходов является
Шпенглер
Вслед за Данилевским Шпенглер приходит к выводу о том, что никакой общечеловеческой истории не существует. История многолинейна, т.е. существет множество историй отдельных, замкнутых, уникальных культур, которые никак не взаимодействуют, не сообщаются между собой. Культуру Шпенглер понимает предельно широко, по-существу отождествляет ее с обществом. Каждая культура, по Шпенглеру, представляет собой единство экономической, политической, религиозной и художественной жизни народов, т.е. некий сложный организм. В основе каждой культуры лежит идея души, общая идея или стиль культуры, которые понятны лишь человеку, принадлежащему к данной культуре. Шпенглер выделяет 9 таких культур: египетскую, вавилонскую, китайскую, индийскую, аполлоновскую (греко-римскую), магическую (византийско-арабскую), фаустовскую (западно-европейскую), культуру майи (мексиканскую), а также пробуждающуюся русско-сибирскую культуру.
Далее Шпенглер высказывает идеи, также близкие взглядам Данилевского. Он считает, что развитие культуры происходит по образцу живого организма. В своем развитии культура проходит стадии детства, юности, зрелости, старости и смерти. На первых этапах происходит собирание сил для будущей деятельности, формирование уникальных особенностей культуры. На стадии зрелости осуществляются заложенные в культуре возможности, идеи. Затем наступает старость, т.е. угасание, и смерть. Это означает, что творческие возможности культуры исчерпаны, она изживает себя. Такова судьба каждой культуры. Ее развитие подчинено жесткому биологическому ритму. Цикл развития каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал - тысячелетие.
Продолжительность каждой из фаз составляет 200 - 300 лет. Шпенглер делает акцент на последней стадии развития культуры, когда она переживает кризисное состояние. Фазу упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией. Европа в XX веке, как следует из названия книги, вступила в период своего заката. На смену динамичной культуре пришла статичная цивилизация с омертвелыми государственными формами, скудостью мысли, гибелью высокого искусства.
Так же, как и Данилевский, Шпенглер отказывается от европоцентризма. Он утверждает, что античный мир и Западная Европа не занимают привилигированного положения по сравнению с Индией, Китаем и другими восточными культурами. В истории человечества эти самостоятельные миры равноценны, а грандиозностью своих духовных концепций и силой роста они даже превосходят эллинскую культуру.
Оригинальную концепцию исторической динамики культуры предложил А. Тойнби (1889 - 1975), английский философ, историк, автор 12-томного труда ''Исследование истории'' (1934 - 1961). Содержание цивилизации составляют три компонента социальной жизни - экономический, политический и культурный. Их соотношение в различные периоды истории было неодинаковым. Основу же цивилизации в концепции Тойнби составляет религия.
В начальный период исследования Тойнби
выделяет 21 цивилизацию, а в завершающий
период работы он называет 37 цивилизаций.
Большинство из них умерло и забыто. В
настоящее время сохранилось лишь 5 цивилизаций:
1. Западная христианская (страны Западной
Европы, Америки, Австралии, где получил
распространение католицизм или протестантизм).
2. Православная христианская (страны Юго-Восточной
Европы и Россия).
3. Исламская на Ближнем Востоке.
4. Буддистская на Дальнем Востоке (в Китае
и Японии).
5. Индуистская в Индии.
В отличии от Шпенглера Тойнби не исключал взаимосвязи, взаимодействия различных цивилизаций. Более того, он считал эту взаимосвязь важным фактором исторического развития и даже сформулировал '' закон встреч цивилизаций ''.
Среди стимулов природной среды Тойнби
выделяет:
1) стимул бесплодной земли;
2) стимул новой земли.
По мнению Тойнби, неблагоприятные природные
условия стимулируют возникновение и
рост цивилизации. Только в борьбе человека
с природой может родиться цивилизация.
Феномен же ''новой земли'' обретает у Тойнби
многозначную трактовку..
Кроме стимулов природной среды Тойнби
выделяет стимулы человеческого окружения;
которые включают:
1) стимул удара (реакция на нападение);
2) стимул давления (''форпост'');
3) стимул ущемления (бедность, рабство,
национальная дискриминация).
Таким образом, именно стимулирующее воздействие со стороны природы или окружающих народов способно вывести примитивное общество из стационарного состояния и заставить его развиваться.
По мнению Тойнби, выработка нужной реакции на вызов среды - это функция творческого меньшинства, которое выдвигает новые идеи, проводит их в жизнь, увлекает за собой остальных.
Таким образом, общество состоит из двух взаимодействующих частей: творческого меньшинства и пассивного большинства. Механизм их взаимодействия Тойнби называет мимезисом, т.е. социальным подражанием.
Информация о работе Немецкая классическая философия". Скачать бесплатно и без регистрации