Немецкая классическая философия – антропологический материализм (Л. Фейербах)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 01:50, реферат

Краткое описание

Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии.

Содержание

I. Общая характеристика немецкой классической философии………………. 3
II. Формирование философской концепции Л.Фейербаха. (Биографические
этапы)…………………………………………………………………………….. 4
III. Материализм…………………………………………………………………. 6
IV. Антропологический принцип………………………………………………. 8
Заключение……………………………………………………………………… 11
Список использованной литературы………………………………………….. 12

Вложенные файлы: 1 файл

Моя работа; Немецкая классическая философия – антропологический материализм (Л. Фейербаха.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

Российский государственный социальный университет

филиал в г. Воронеже

юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по философии:

 

”Немецкая классическая философия – антропологический материализм (Л. Фейербах)”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса 2 группы заочного отделения юридического факультета

А.В.Иванова

Проверила: доц. А.Ю.Лихачёва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж - 2008

Оглавление

 

I. Общая характеристика немецкой классической философии………………. 3

II. Формирование философской концепции Л.Фейербаха. (Биографические

 этапы)…………………………………………………………………………….. 4

III. Материализм…………………………………………………………………. 6

IV. Антропологический принцип………………………………………………. 8

Заключение……………………………………………………………………… 11

Список использованной литературы………………………………………….. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  Общая характеристика немецкой  классической философии.

 

Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени и соответственно пять ведущих философских направлений: 1. Критический идеализм Иммануила Канта.

2. Субъективный идеализм  Иоганна Фихте.

3. Объективный идеализм Фридриха Шеллинга.

4. Абсолютный идеализм Георга Вильгельма Гегеля.

5. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

- Своеобразным пониманием  роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы  полагали, что философия призвана  быть критической совестью культуры, "конфронтирующим сознанием", "усмехающимся над действительностью", "душой" культуры.

- Исследовались не только  человеческая история, но и человеческая  сущность. У Канта человек рассматривается  как нравственное существо. Фихте  подчеркивает активность действенность  сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха единственным реальными вещами являются природа и человек, как часть природы.

- Все представители  классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг - натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию "наукоучением", видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и другие. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы  
истории и религии.

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем:

1. учения немецкой классической  философии способствовали разработке  диалектического мировоззрения;

2. немецкая классическая философия  значительно обогатила логико-теоретический аппарат;

3. рассматривала историю как  целостный процесс, а так же  обратила серьезное внимание  на исследование человеческой  сущности.

II. Формирование философской концепции Л.Фейербаха. (Биографические этапы)

Философские концепции не рождаются вне человеческого разума. Они отражают как личный опыт философа (его происхождение, его окружение, историческую эпоху), так и переработанный философом с учетом специфики его эпохи капитал знаний, накопленный до него. Поэтому я считаю важным проследить, как у Людвига Фейербаха - последнего представителя так называемой немецкой классической философии -  зарождалась материалистическая  мысль. Родился он 28 июля 1804 года в городе Ландсгуте, в Баварии, в передовой и антифеодально настроенной семье известного и очень образованного по тому времени криминалиста. По окончании местной гимназии, он поступил в 1823г. в Гельдельбергский университет на богословский факультет, где изучал теологию. Родители прочили ему стезю священнослужителя. Однако, в следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Примечательно, что Фейербаха уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук.

С 1828г. Фейербах в качестве приват-доцента Эрлангенского университета начинает читать курс лекций по истории философии, логике и метафизике. Хотя и в этих лекциях Фейербах продолжает оставаться последователем Гегеля, но в то же время он пытается изложить логику «не как Гегель, не в смысле абсолютной, высочайшей, последней философии».

В 1830г. анонимно выходит сочинение Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии». Однако вскоре стало известно, кто является автором этого смелого для того времени произведения. Оно тот час же было конфисковано, и началась травля его автора. Основное содержание этой работы шло вразрез с догматикой ортодоксального христианства. Философ отрицал личное бессмертие. Жизнь отдельного человека, доказывал он, временна, преходяща: человек смертен. Вера в загробную жизнь таит в себе большой вред, так как она снижает в глазах человека ценность его реальной жизни. Необходимо, «чтобы человечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и на своем настоящем».

«Мысли о смерти и бессмертии» завершили карьеру Фейербаха на поприще официальной академической философии. За издание этой работы, содержавшей отрицание идеи бессмертия души, Фейербах был лишен права преподавания и жил на средства от небольшой фарфоровой фабрики, которая принадлежала его жене. Думаю, что столкновение свободолюбивой натуры философа с несвободой совести его эпохи дало вектор в сторону развития материалистической мысли и возникновение антагонизма его с религией. Сосредоточившись на научной деятельности, жил уединенно, не принимая участия в политических дебатах и общественной жизни того времени. Все его попытки получить кафедру в каком-либо из германских университетов встретили отпор со стороны казенных жрецов науки. Однако Фейербах не прекращал своих философских занятий. В 1833г. он опубликовал книгу «История новой философии от Бэкона до Спинозы», затем большие монографии «О Лейбнице» (1837г.), «о Пьере Бейле» (1838г.). Историко-философские труды доставили Фейербаху некоторую известность. По предложению журнала правогегельянцев он пишет рецензии на «Историю философии» Гегеля и «Философию права» Шталя. В своем отзыве на последнее сочинение Фейербах резко критикует точку зрения автора, выводившего все правовые учреждения из принципов христианской религии.

В серии юмористических философских афоризмов «Писатель и человек» (1834г.) Фейербах снова возвращается к проблеме смерти и бессмертия. Отрицая индивидуальное бессмертие, философ отстаивает идею морального бессмертия. Человек достигает его тем, что творит непреходящее дело; писатель приобретает бессмертие благодаря влиянию своих сочинений.

Убедившись в полной невозможности проявить себя на официальном академическом поприще, Фейербах в 1837г. переселился в небольшую деревню Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вдали от культурных центров Германии, он жил почти безвыездно 25 лет. Длительное уединение Фейербаха явилось одной из причин его отставания от уровня науки того времени.

Природа становится объектом его размышления: он учится читать и понимать ее. Из деревенской глуши Фейербах стремится принять деятельное участие в духовной жизни страны и очень скоро он становится активным сотрудником органа младогегельянцев. В их журнале он печатает ряд своих произведений и через него приобретает большое влияние на радикальные круги немецкого общества. Цезура всеми средствами препятствовала появлению работ Фейербаха. Запрещены были «О философии и христианстве» (1839г.) и «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842г.). Последнее произведение было опубликовано за границей.

Началом нового материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839г. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. В произведении «К критике философии Гегеля» (1839г.) Фейербах впервые целиком и навсегда переходит на позиции материализма. Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства» (1841г.) была уже настоящим триумфом материалистической философии. После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд других произведений: «Основные положения философии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) и др. В этих сочинениях он дает строгое изложение и обоснование своих материалистических взглядов. Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848г., уже не оказывали такого глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочинения. Так, например, вышедшая в 1857г. «Теогония» не оставила почти никакого следа.

Под старость Фейербах жил в большой нужде. Фарфоровую фабрику в Брукберге, принадлежавшую его жене Берте Лев, пришлось закрыть. Потеряв состояние, Фейербах с семьей переселился в Рахенберг, недалеко от Нюрнберга. В это время он усиленно занимался социалистической литературой, изучал «Капитал» К.Маркса и в 1870г. вступил в ряды немецкой социал-демократической партии. Умер Фейербах 13 сентября 1872г. и похоронен в Нюренберге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Материализм

Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).

В вечном споре материализм представляет собой противовес идеализму.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция – Демокрит и Эпикур; Англия нового времени – Бэкон, Локк; Франция – просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

-  полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

-  попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

-  материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

-   большой интерес к социально-политическим вопросам;

-   убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

Фейербах строит свою философию на базе противопоставления философии и религии как форм мировоззрения, которые, как сам он считал, несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переосмыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что «божественная сущность - не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая и почитаемая, в качестве посторонней, отдельной сущности».

Источник религии, как отмечал Фейербах, лежит в страхе и бессилии человека перед природой, что и порождает в его сознании фантастические религиозные образы. В результате Бог как творение человеческого духа превращается в сознании людей в творца, от которого зависит человек. Все это придает религии античеловеческий характер, так как она, с его точки зрения, «парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздания». В результате Фейербах создает концепцию, фактически отрицающую Бога, но выступающую как некий вариант религии.

Информация о работе Немецкая классическая философия – антропологический материализм (Л. Фейербах)