Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:55, реферат
Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов. Основу немецкой философии составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.
Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов. Основу немецкой философии составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.
Сейчас хотелось бы рассказать подробней об одном из них- Фридрихе Шеллинге. Место рождения Шеллинга – немецкий город Леонберг. Будущий философ появился на свет 27 января 1775 года, став самым старшим ребенком в семье Шеллингов. Отец философа- магистр богословия, знающий древние языки. Благодаря отцу Шеллинг получил место в монастырском училище.
Далее он поступает в Тюбингенский университет. Здесь пишет ряд сочинений на богословскую тему, сочинения сохранились в рукописях до наших дней. Нужно заметить, что будущему классику немецкой и мировой философии в это время едва исполнилось 17 лет! По степени зрелости указанных сочинений в 1792 году 17-летнему Шеллингу была присуждена ученая степень доктора философии.
В 1795 году он завершил свое обучение в Тюбингенском университете.
В 1795 году Шеллинг переезжает в Лейпциг и поступает в местный Университет, в котором три года изучает математику и естественные науки. Одновременно с этим он нанимается воспитателем детей богатых родителей.
В Лейпциге он написал и в 1797 году – на 22-м году своей жизни - опубликовал один из основополагающих для своей философии труд: «Идеи к философии Природы». Публикация принесла ее автору широкую известность и огромную популярность, открыла двери в круги передовой и просвещенной интеллигенции Германии.
Шеллинг принят за своего в кругах Гетте, Шиллера, Фихте, Шлегеля (классик немецкой поэзии, романтическая школа), Новалиса с которыми очень близко сошелся.
В 1801 Шеллинг уезжает в университетский город Германии Йену, и Гегель приезжает за ним и полностью попадает под философское обаяние своего гениального младшего друга. Они вдвоем начали издавать на протяжении 1802-1806 года “Критический философский журнал”. Исследователи потом установили, что в журнале все статьи, пропагандирующие философию Шеллинга, были, в основном, написаны Гегелем.
В Иене Шеллинг сдружился с женой виднейшего классика немецкого романтизма и поэта Шлегеля - умнейшей для того времени Каролиной, душой местного интеллектуального салона. Каролина, которая была на 12 лет старше Фридриха Иосифа Шеллинга, сразу оценила гениальность молодого друга и боготворила его. Скандал между Каролиной и ее мужем= брак распался. Шеллинг уезжает с Каролиной в Вюрцбург. Здесь читает лекции по философии.
Шеллинг был творческой личностью высшей степени. Еще только знакомясь с философскими сочинениями своих предшественников, он уже, усваивая их достижения, одновременно с этим видел их односторонности и дополнял их.
На формирование философских взглядов Шеллинга, несомненно, огромное влияние оказала философия Канта, Фихте продолжателем которых он и был.
Он соглашался с Кантом и Фихте в том, что действительность дана человеку в образах ощущений, а постигается им, человеком, в понятиях мысли. Но Кант ставил между действительностью и мыслью человека чувства, которые отгораживали познание человека и действительный мир непреодолимым занавесом. Фихте, для преодоления этого размежевания человека и мира выдвинул концепцию о том, что мир вне нас полагается нашим «Я», а поэтому никакого непреодолимого препятствия (пропасти) между Я и Не-я не существует.
Шеллинг исправляет
своих предшественников тем, что
признает и существование
Такой подход к гносеологическим проблемам и их решение этих проблем Шеллинг назвал Философией Тождества. Он утверждал, что первоосновой всего существующего является Абсолютное тождество бытия и мышления, материи и духа, объекта и субъекта.
Вслед за Кантом Шеллинг видит идеал общественного устройства в установлении всеобщего правового строя, который должен распространятся на отношения между государствами. Ни одно государство не может рассчитывать на безопасность, если не будет создана межгосударственная организация, члены которой взаимно гарантировали бы свою неприкосновенность. На случай разногласий народов = должен быть создан общий ареопаг, куда войдут представители всех культурных наций с правом применять совместную силу всех стран.
Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им в течение жизни. Шеллинг придерживался определенным принципам в периоды своего творчества. Периодов 4.
Первый период в развитии философии Шеллинга состоит в исследовании гносеологической проблемы об основном принципе познания и возможности познания с точки зрения видоизмененного Фихте критицизма.
Главной задачей второго периода является конструирование природы, как саморазвивающегося духовного организма.
Система тождества, характеризующая третий период, состоит в раскрытии идеи абсолютного, как тождества основных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного.
В четвёртом периоде Шеллинг излагает свою философию религии — теорию отпадения мира от Бога и возвращения к Богу при посредстве христианства. К этому же периоду примыкает, в качестве дополнения, «положительная» философия, известная только по лекциям Шеллинга, которые он читал. В ней философия религии излагается не как предмет рационального познания, а как интуитивно открываемая истина.
Природа представляется для Шеллинга не
как нечто бездушное, не как торжество
смерти, не как некая неподвижная материя.
В ранних работах он пишет, что в природе
«разлита душа» или, как писал Тютчев под
влиянием этих идей Шеллинга:
Не то, что мните вы природу,
не слепок, не бездушный лик;
в ней есть душа, в ней есть свобода,
в ней есть любовь, в ней есть язык .
Главный принцип, из которого исходит Шеллинг в
своем понимании природы, это принцип
ее единства. Этот принцип был для Шеллинга одним
из наиболее главных эвристических принципов;
он убежден, что все природные явления
связаны друг с другом. Эти идеи Шеллинга оказали
очень серьезное влияние и на современную
ему физику.
Шеллинг философски осмысливал и проблемы геометрии, он объявлял точку равновесием противоположных сил. Точка только определяет место в пространстве. Из-за наличия в абсолютном тождестве бессознательного желания действовать, философствовал Шеллинг в духе своей философии тождества, точка предрасположена к движению. Движение точки образует линию, движение линии – плоскость (поверхность), движение плоскости (поверхности) – объём. Следует сказать, что философские рассуждения Шеллинга о геометрии открыли математикам путь к математическому конструированию многомерных пространств.
Из всего вышесказанного, мы видим, какой вклад внес Шеллинг в немецкую классическую философию. Своим учением о борьбе противоположностей как подходе к любой действительности заложил основы принципиально иного подхода к проблеме бытия и мышления.