Неоплатонизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:15, доклад

Краткое описание

Последней крупной и по-своему эпохальной философской системой
западной античности является неоплатонизм. Философия неоплатонизма
возникает в III н. э. и развивается вплоть до начала VII в. Неоплатонизм
связан, прежде всего, с именами Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха.

Вложенные файлы: 1 файл

неоплатонизм.docx

— 33.33 Кб (Скачать файл)

есть ведь душа, часть мировой  Души.  И  в  человеческой  душе  есть  низшая

вожделеющая и высшая возносящаяся часть. У  обыденного  низменного  человека

эта часть  тоже есть, но она загнана угрожающей и агрессивной  низшей  частью

души. Однако  победа  разума  над  вечно  алчущей  чувственностью  возможна.

Низший  человек может стать более  высоким.

      Но  есть  нечто  большее,  чем  вторая,  интеллектуальная  ступень   в

состоянии человеческой души, а именно  жизнь в экстазе.  Экстаз  означает

«исступление», т.е. состояние, когда душа как бы исступает из тела. На  этой

ступени душа уже не только действует независимо от тела, но и пребывает  вне

тела. Это  состояние слияния души с Единым как богом,  состояние  присутствия

в душе бога, состояние растворения в боге как Едином. Таким образом,  Единое

доступно  человеку, но  не  как  реально  чувствующему  и  реально  мыслящему

существу, а как существу переживающему. А  это  не  что  иное,  как  мистика,

т.е. внеинтеллектуальное, непосредственное  слияние души  с богом,  высшее

состояние, по  мнению  мистиков,  которое  может  достичь  человек  в  своей

бренной жизни.

      Плотин достигал такого состояния,  по крайней мере,  четыре  раза,  его

ученик, Порфирий – один раз. Неоплатоники считали, что  там, в  этом  слиянии

с богом, и есть «истинная жизнь», тогда  как жизнь без бога, жизнь  «здесь  и

теперь», есть лишь мимолетный след истинной жизни. 

      Последователи Плотина.

      Плотин завещал своему ученику,  Порфирию (ок. 233 – ок.  304)  привести

в порядок  и издать его сочинения. Порфирий вошел  в  историю  философии  как

комментатор  Аристотеля  и  Плотина.  Но  он  гораздо  больше,  чем  Плотин,

интересовался  практической  философией,  которую  понимал  как   учение   о

добродетелях, очищающих от различного рода  аффектов.  Порфирий  призывал  к

тому, чтобы  ум был образцом для всей духовной жизни.

      Идеи Плотина и Порфирия были  развиты Проклом (ок. 410 – 485),  который

считал, что  высший  тип  знания  возможен  только  благодаря  божественному

озарению; любовь (эрос), по Проклу,  связывается с божественной  красотой,

истина  открывает  божественную  мудрость,  а  вера  соединяет  человека   с

благостью  богов.  Историческое  значение  учения  Прокла,  по  словам  А.Ф.

Лосева, не столько в интерпретации мифологии, сколько  в  тонком  логическом

анализе,  непосредственно   не   связанном   ни   с   какой   мифологией   и

представляющем огромный материал для изучения  истории диалектики.  Большое

значение  имела  разрабатываемая  им  диалектика  Космоса.  Философия  Прокла

оказала громадное влияние на всю средневековую  философию.

      Ученик Порфирия, сириец Ямвлих (ок. 280  – ок.  330)  анализировал  и

систематизировал  диалектику древней мифологии. Он  обращал  преимущественное

внимание  на практически-культовую сторону  философии,  разъясняя  сущность  и

методы  пророчества, чудотворения,  ведовства  и  внутреннего  экстатического

восхождения в сверхъестественный мир. 
 
 

                                 Заключение 

      Наиболее значимым моментом в  философии неоплатонизма  является  учение

о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего

сущего  и  о  мистическом  экстазе  как   средстве   приближения   к   этому

первоначалу. В лице Плотина античная  философия  приходит  к  тому,  с  чего

начала  индийская  философия  в  «Упанишадах»  с  их  непознаваемыми  разумом

атманом и брахманом.

      Неоплатонизм выходит даже за  пределы философии,  если  под   философией

понимать  разумное   мировоззрение.   Неоплатонизм   сверхразумен.   В   нем

наблюдается возврат к мифологии  или  ремифологизация.  Гегель  не  случайно

использовал неоплатонизм как иллюстрацию своего закона отрицания  отрицания:

философия сперва отрицала религию (мифологию), а  затем в своих самых зрелых

формах, отрицая саму  себя,  постигла  внутреннее  содержание  мифологии и

образовала  с ней синтез. Итак, по Гегелю, неоплатонизм не столько  философия

как антипод  мифологии, сколько синтез философии  и мифологии.

       Философия  неоплатонизма   является  последовательным   монистическим

идеализмом  и даже  сверхидеализмом.  В отличие от  бога  Платона,  который

доступен  разуму, бог неоплатоников ускользает от  мысли.  Это  уже  мистика.

Пафос их учения заключается в сведении  многого  к  единому  и в выведении

этого единого  за пределы  многого.  Это  схема  тоталитаризма.  Тоталитаризм

выносит присущее многому единое за пределы многого и затем привносит единое

во многое извне как некую высшую силу.

      Согласно учению неоплатонизма,  во главе  иерархии  сущего  стоит  одно

начало,  единое  как  таковое,  сверхбытийное  и сверхразумное,  постижимое

только  в состоянии  экстаза  и  выразимое  только  средствами  апофатической

теологии. Мировая система  является  строго  иерархичной,  она  строится  не

снизу вверх, а сверху вниз.

      Неоплатонизм радикально отличается  от своего первообраза  -  философии

Платона.  Несколько  веков  послеплатоновской  идейной эволюции  не  прошли

даром. Тем  не менее, ретроспективно он позволяет  многое понять как в  учении

Платона, так и в философии его лучшего  ученика, Аристотеля. 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

Бучило  Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия  в двух частях. Часть 1: История

философии. – М.: Юристъ, 1996.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая

школа, 1991.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД

“ГРАНД”, 1998. 
 

Информация о работе Неоплатонизм