Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:29, реферат
Новые проблемы, возникшие в науки в 20-30-е годы ХХ в., привели к возникновению – неопозитивизма. Суть этих проблем заключалась в необходимости осмысления роли знаково-символических средств научного мышления в связи с математизацией и формализацией научных исследований, отношения теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Неопозитивизм сформировался почти одновременно в трех европейских странах – Австрии (“Венский кружок”), Англии (Б.Рассел), Польше (Львовско-Варшавская школа).
Неотомизм — обновленное учение средневекового схоласта Фомы Аквинского. Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума — два способа достижения одной и той же цели — познания бога. Высшим актом веры является божественное откровение, которое является также и высшим способом познания мира. Неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию, теологию. Низшей из них является наука. Она только описывает явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия — более высокая ступень рационального познания. Она является учением о бытии, сущности каждой вещи. Главной задачей философии является познание бога как первопричины и конечной цели всех вещей. В неотомистском учении о бытии (онтологии) различают бытие само по себе (бога) и бытие существующего. "Бытие как таковое" является бытием бога. Все, сотворенное богом, образует иерархию бытия. человек, как и всякое бытие, понимается как единство потенции и акта, материи и формы. Бессмертная душа человека — его форма, определяющая человеческое бытие. Душа более совершенна и благородна по сравнению с человеческим телом.
Персонализм является философским течением, ставящим в центр своего изучения личность человека и личность Бога. Персонализм утверждает единство материального и духовного начала, и это единство находится в человеке, поэтому именно человек и является центром познания, центром всех ценностей и всей деятельности. А поскольку в каждом человеке это единство проявляется по-своему, каждый человек есть личность, неповторимое создание, то и этих центров может быть столько, сколько людей на земле. Личность должна быть вписана в некоторое бытие, она не может быть замкнута сама на себя, она должна быть возведена к некоему личному началу, объединяющему все личности, т. е. к Богу. Истоки каждого человека как личности находятся в том, что человек есть образ и подобие Божие, творение Божие. Именно поэтому человек есть личность.
4.Философская герменевтика о месте знания и понимания в жизни человека и общества
Герменевтику часто определяют как способ философствования, центром которого является интерпретация, понимание текстов. центральный для нее термин "понимание". В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Понимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-напросто абстрагируется. Для герменевтика самое главное - это познать суть дела. Стремясь постигнуть сущность человеческого бытия, герменевтика выступает как своеобразная философская антропология.
Герменевтика является несциентистским, иррационалистическим, языкоцентристским учением, которое поднимает важные философские проблемы понимания культуры, интерпретации, методологии гуманитарного познания, истины, межличностного и межкультурного общения и вплотную приближается к переходу от модернистского стиля мышления к философии постмодернизма.
Эмилио Бетти (1890-1970) выдвигает требование автономности текста как обладающего собственной логикой. Отсюда следует необходимость ввести в метод исследования принцип так называемого герменевтического круга, когда единство целого проясняется через отдельные части, а смысл отдельных частей проясняется через единство целого. Из герменевтического круга невозможно выйти, тем более логическим путем. Здесь помогает только интуиция. Еще один канон – канон актуальности понимания – говорит о бессмысленности устранения субъективного фактора. Суб. Понимание дает «правильности» и «объективности» герменевтической интерпретации.
Мартин Хайдеггер (1889-1976) пошел по пути онтологизации герменевтики, способствуя превращению ее в учение о бытии и тем самым закрепляя ее философский статус. Хайдеггер сделал понимание не столько инструментом, сколько структурой, конституирующей (бытие человека), внутренним онтологическим измерением человеческого бытия, формой человеческой жизни, тем самым специфически человеческим «просветом» бытия. Понимание, как онтологическая характеристика бытия, по мнению Хайдеггера, избавляет философию от ненужных усилий познавать мир: человек находится в рамках своего собственного мира и познает именно его.
Ганс Георг Гадамер (1900-2002), ученик Хайдеггера, опубликовал ставшую классической работу «Истина и метод» (1960). Человек, читающий текст всегда имеет («пред-понимание»), т.е. свой социальный, исторический, личный опыт, знания, мнения. Причем по мере погружения в текст у интерпретатора меняется и сам предрассудок. Тот, кто ищет понимания, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений. Лишь последующий анализ текста и контекста покажет, насколько верен первый проект. Если текст оказывает сопротивление, рождается второй проект, и так до бесконечности, поскольку бесконечны возможности герменевтики. Растут знание и понимание контекста. Изменения, более или менее существенные, в сфере пред-понимания дают повод для прочтения заново, поэтому новые интерпретации текста не иссякают. Однако надо учитывать, что понимание приходит лишь тогда, когда изначальные предположения не во всем произвольны. Позитивный смысл рождается в подлинном контакте с текстом. Текст сам, со своей стороны, задает условия понимания. Интерпретатор подходит к тексту со своими предрассудками. Так происходит слияние «горизонтов». Возможно ли абсолютное понимание (истина)? Нет, т.к. понимание всегда есть интерпретация и слияние горизонтов. Любое сообщение – предмет множества интерпретаций, которые находятся за пределами мыслительных намерений автора. По Гадамеру, автор – «элемент почти случайный», однажды созданный им текст начинает жить независимо от своего творца. Смысл начинает зависеть от интерпретаторов. Поэтому понимание есть не только открытие смыслов, но их постоянное и многократное порождение. Более того, интерпретатор может понять автора даже лучше, чем он сам.
Другими представителями современной философской герменевтики являются Поль Рикёр (род.1913), который распространяет герменевтический метод на познание археологической и теологической символики; Луиджи Парейсон (1918-1991), который говорит о необходимости понимания любой философии как личностной интерпретации духа своего времени; Джанни Ватимо (род.1936) и т.д.
5.Проблемы природы общества,
цивилизационного подхода к
Разные течения социальной философии предлагают разное понимание природы человеческого общества.
номиналисты отказывают обществу в онтологической реальности, отличной от суммарной жизнедеятельности индивидов.
Социологический реализм - общество как надындивидуальную систему, которая, складываясь во взаимодействии людей, обладает интегральными свойствами, отсутствующими у индивидов. Социальная реальность включает в себя устойчиво воспроизводимые системы отношений общественных, возникающих в процессе распределения труда, собственности и власти; безличные роли и статусы, фиксирующие место индивидов в подобных отношениях; системные совокупности ролей, образующие социальные институты надындивидуальные стереотипы культуры — шаблоны мышления и чувствования и т. д.
Некоторые философы и социологи (Э. Дюркгенм и его последователи)общество - самостоятельного интегративного субъекта с собственной системой потребностей, интересов, целей, отличных от потребностей и целей индивида. Это стремление вызывает резкую критику сторонников “методологического индивидуализма” (от М. Вебера до К. Поппера), отвергающих идею коллективного субъекта. Такой “индивидуализм” не отрицает наличие социокультурных структур влияющих на его поведение; он лишь настаивает на том, что эти структуры не могут действовать сами по себе, что способность к целенаправленной деятельности дарована только людям, а не обществу, государству или социальным законам.
Важнейшей задачей социальной философии является построение системно-структурной модели “общества вообще”, которая должна свести воедино универсальные признаки общественной организации, независящие от пространственно-временных форм ее существования. Исходной задачей становится структурный анализ общества — установление реестра образующих социальную систему частей, выделение уровней структурной организации общества (его подсистем, компонентов и элементов), находящихся в отношениях иерархического соподчинения.