Никколо Макиавелли как философ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:15, реферат

Краткое описание

Никколо Макиавелли (Machiavelli) (3 мая 1469, Флоренция - 22 июня 1527, там же), итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале; вместе с тем высоко ценил Данте, Петрарку и Боккаччо - ему был чужд педантизм гуманистов, их преклонение перед античностью.

Вложенные файлы: 1 файл

макиавелли биография.docx

— 35.05 Кб (Скачать файл)

Новосибирский Государственный Университет

Никколо Макиавелли

Доклад выполнила

Студентка 2 курса

Зонова Ксения,гр.1603




 

 

 

 




 

 

Никколо Макиавелли (Machiavelli) (3 мая 1469, Флоренция - 22 июня 1527, там же), итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале; вместе с тем высоко ценил Данте, Петрарку и Боккаччо - ему был чужд педантизм гуманистов, их преклонение перед античностью.

Биография

Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере `золотого века` Флоренции при режиме Лоренцо  Медичи. Немного известно о детстве  Макиавелли. Из его сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции  Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо  Савонаролы.  
В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории - посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции. Макиавелли считал, что следует создать гражданскую армию, способную заменить наемников, в которых крылась одна из причин военной слабости итальянских государств. На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений.  
Хотя Макиавелли не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к  королевским дворам Франции, Священной Римской Империи. Активно участвовал и во многих других событиях того времени.  
В этот «дипломатический» период жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов и человеческой психологии, на которых - как и на изучении истории Флоренции и Древнего Рима - основываются его сочинения. В его докладах и письмах того времени можно обнаружить большинство идей, которые он впоследствии развивал и которым придал более отточенную форму. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав.  
Его собственная карьера пошатнулась в 1512,когда Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи в 1513, его пытали. В конце концов Макиавелли разрешили удалиться в унаследованное от отца скромное поместье Sant’Andrea. Потрясение, испытанное Макиавелли после своего увольнения и крушения республики, которой он служил столь верно и ревностно, побудило его взяться за перо. Характер не позволял долго оставаться в бездействии; лишенный возможности заниматься любимым делом - политикой, Макиавелли написал в этот период работы значительной литературной и исторической ценности. Главный шедевр - Государь (Il Principe), блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513 (издан посмертно в 1532). Первоначально автор озаглавил книгу О княжествах (De Principatibus). Исторический труд Макиавелли Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio) был написан в период 1513-1517. Среди других произведений - Искусство войны (Dell`arte della guerra, 1521, написано в 1519-1520), История Флоренции (Istorie fiorentine, писалась в 1520-1525), две театральные пьесы - Мандрагора и Клиция, а также новелла Бельфагор. Его перу также принадлежат стихотворные произведения.

Спустя некоторое время, когда папа Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе; он принимал активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции).

Долгое время попытки  Макиавелли вернуться к активной политической деятельности оставались безрезультатными. Только в 1526 году он был привлечен к организации  обороны Флоренции, которой угрожали войска императора Карла V. В мае 1527-го Флоренция выгнала Медичи. 58-летний Макиавелли подает свою кандидатуру на пост канцлера. Дело решается на Большом совете республики 10 мая 1527 года. Однако вновь получить пост канцлера в восстановленной после изгнания Медичи Флорентийской республике Макиавелли не удалось

— Макиавелли ел скоромное  в святую пятницу! Он сидит по корчмам  и библиотекам! Он ученый, а отчизне  нужны люди благонадежные, а не ученые! — выкрикивали члены Большого совета.

За него подали 12 голосов, против — 555.

Мечта Макиавелли получить место секретаря Коллегии Десяти не сбылась. Новая власть его более не замечала. Дух Макиавелли был сломлен, здоровье подорвано, и жизнь мыслителя оборвалась во Флоренции 21 июня 1527. 

 

Мировоззрение Николло  Макиавелли.

Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в  основе политического поведения  лежат выгода и сила, и что в  политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.

Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни. 
 
 "Природа создала людей таким образом, - писал Макиавелли, - что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть". Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение.

В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

После написания  трактата "Государь" (1512) Макиавелли становится европейской знаменитостью. Весьма двусмысленная слава преследует его: с одной стороны, Н. Макиавелли сформулировал предмет политической науки, но его осуждают за создание кощунственного произведения (с антихристианской философией). 

Суть трактата "Государь" - учение о политике. 
 
А) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть.  
 
Б) Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения. 
 
В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.  
 
Г) Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку. 
 
Д) Политика автономна по отношению к религии. 
 
Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.

Самый революционный аспект "Государя" не в том, о чем там говорится, а в том, что игнорируется. До Макиавелли для всех политиков-теоретиков главным  вопросом была цель государства. Власть мыслилась только средством достичь  справедливости, благосостояния, свободы  или Бога. Макиавелли утверждает, что  целью является сама власть, и обсуждает  только средства взять, удержать и распространить ее. Макиавелли отделяет власть от морали, религии и философии, устанавливая государство как автономную систему  ценностей, не зависимую от других источников. Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. Все позволительно, даже обязательно - вплоть до тягчайших  преступлений. Макиавелли не считает  мораль ниже государства, просто каноны власти и узы морали не соприкасаются. Для моралиста выше всего этика, для священника - религия, для государственного деятеля - интересы государства. «ЦЕЛЬ  ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА...» Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо  оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Макиавелли нигде не восхваляет аморальность ради аморальности, он не нигилист; он не отрицает общечеловеческих ценностей и не пытается их разрушить. Но у государственного деятеля нужды власти превалируют  над моралью. Добродетели государя - решительность, честолюбие, сила, удачливость, а не богобоязненность, порядочность и целомудрие. Макиавелли видит даже "величие" в изящных и великолепных преступлениях.

Макиавелли критикует христианство, которое "прославляет, скорее, смирение и созерцательность, чем активное действие", идеализируя презрение  к земным благам, подразумевает лишь стойкость мученика, не учит силе, с  помощью которой совершаются  подвиги. Он был убежден, что "христианство своим учением обессилило мир  и отдало общество в руки мерзавцев". Он призывал интересы отдельного человека подчинить интересам всего государства, а государство - отдать в руки монарха. Задача монарха - принудить всех работать на общество и особенно не церемонится  с элитой. Последнюю (дворян, церковников, государственных служащих) он называл "заклятыми врагами гражданской власти". "Кто хочет основать республику в стране, где много элиты, тому надлежит сначала уничтожить последнюю". Монарх во имя интересов общества должен в своей государственной деятельности не руководствоваться моральными принципами, а обязан использовать обман, предательство, хитрость и тому подобное.

В истории  по его мнению три силы : Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории.  
 
 Основные черты его учения:  
 
 1. Гуманизм: "Человек может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории". 
 
 2. Антифатализм: стремление изменить свою судьбу. 
 
 3. Реализм. Описывал то, что есть.  
 
 Основы власти: 
 
 1. Материальные основания - сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца. 
 
 2. Власть должна иметь социальную опору - народ. (Макиавелли рекомендует опираться на народ, аристократию лучше истребить.) 
 
 3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти - ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика "золотой середины". Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком (имидж). 
 
 Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.  
 
 Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. 
Религия должна быть одним из атрибутов государства, должна иметь государственный статус.  
 
 Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения "благ свободы", осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей. 

Афоризмы

  1. «В наши времена уже очевидно, что те государи, которые мало заботились о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили в конце концов тех, кто полагался на свою честность.»
  2. Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.
  3. Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле
  4. Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
  5. Добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными.
  6. Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне.
  7. Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием.
  8. Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
  9. Люди не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им.
  10. Заблуждается тот, кто думает, что новые благодеяния могут заставить великих мира сего позабыть о старых обидах.
  11. Основой власти во всех государствах - как унаследованных, так и смешанных и новых - хорошие законы и хорошее войско.
  12. Я хочу попасть в ад, а не в рай. Там я смогу наслаждаться обществом пап, королей и герцогов, тогда как рай населен одними нищими, монахами и апостолами.

                            Список литературы:

 

  1. Коротец И. Д., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Человек и общество. Философия – Ростов н/Дону, Феникс, 1996.
  2. http://www.portal-slovo.ru/history/35549.php
  3. http://vpn.int.ru/index.php?name=Biography&op=page&pid=295
  4. http://www.krugosvet.ru/?q=enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MAKIAVELLI_NIKKOLO.html

 


Информация о работе Никколо Макиавелли как философ