Николо Макиавелли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 15:36, доклад

Краткое описание

Писатель. Его значительные произведения - "Князь", "Рассуждение". Они носят республиканский и либеральный характер.
Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:
человек обладает изначально злой природой;
движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;
совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;
для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;
правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;
правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату.

Вложенные файлы: 1 файл

Макиавелли.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Изучая политические явления своего времени, флорентийский мыслитель обращается к опыту античности. Ретроспективное освоение опыта политического развития древнего мира открывает Макиавелли характер современных политических процессов. «Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было… Это происходит оттого, - пояснял итальянский мыслитель, - что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти, поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты»[39]. Пожалуй, нет ни одной главы «Государя», в которой не было бы ссылки на опыт античности. Современность у него непрерывно вырастает из прошлого и воплощает единство с прошлым. Макиавелли вновь и вновь погружается в античность и анализирует ее эмоционально и страстно; она для него насыщена событиями яркими, она для него - время политических героев. «Он подходил к Ливию и Тациту, к Плутарху и Полибию совсем не так, как гуманисты, - пишет А.Дживилегов. - Их интерес к древним был чисто научный. Практических целей они не преследовали. Они не «беседовали с классиками», и те не «отвечали им благосклонно». Для Макиавелли классики только такой смысл и имели. Все, что в них было ему интересно, интересно было лишь потому, что находило применение в жизни, в делах сегодняшнего дня»[40]. Вместе с тем, Макиавелли блестяще анализирует и современные политические отношения. Наряду с политическими процессами, имевшими место в Спарте, Афинах, Риме, Карфагене, он обращается к Венеции и Флоренции, Милану и Неаполю. Устанавливая единство прошлого и современности, мыслитель ориентируется на рациональное научное описание политической жизни, освобожденное от религиозных догм и моральных сентенций. Откровенное игнорирование соображений морали и нравственности оказывается ни чем иным, как обнажением сути дела. «Автор «Государя» ничего не выдумывал и ни на чем не настаивал.- замечает Э.Я. Баталов. - Будучи хорошо осведомлен о политическом ремесле современных ему властителей: в таких-то случаях принято убивать, в таких-то случаях истреблять род до седьмого колена, в таких-то сравнивать неприятельский город с землей… Иначе говоря, он описывал технологию властвования, какой она была на самом деле»[41].

Каково же было в то время состояние Италии? Она перестала быть государством. Все ее части завоевали суверенитет, многие превратились в сеньории. При этом строе сохранились внешние формы республиканского строя, но фактически города-государства управлялись представителями одного знатного рода, передававшего власть по чисто династическому принципу. Италия превратилась в беспорядочное смешение независимых государств, внутри которых по воле случая устанавливалось монархическое, аристократическое или демократическое правление.
Италия стала ареной войн, которые иноземные державы стали вести за ее земли. Немцы, французы, швейцарцы постоянно нападали на Италию и грабили ее.
В эти страшные годы и появилось произведение «Государь» Никколо Макиавелли, к чтению которого нужно подходить с точки зрения тех исторических событий.
В своем произведении, вызвавшем массу споров, Макиавелли не идет на поводу у тех, кто предлагал умилительный идеал государя, обладающего лишь превосходными положительными качествами. Он рисует картину качеств реалистических, которыми обладали и обладают реальные правители. И совет – каким нужно быть новому государю в реальной жизни – он дает аргументированно, ссылаясь на действительные события мировой истории.
Новый Государь Никколо Макиавелли – это не просто человек, обладающий набором качеств и свойств, не просто идеальный образ. Макиавелли основательно, тщательно, бережно и продуманно выстраивает зримый, живой и притягательный образ Нового Государя.
Макиавелли обстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость и бережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть.
Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. После истощения казны они были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги, что вело к ненависти подданных. Поэтому Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Но тут же автор рассматривает некоторые возможные ситуации, когда подобный совет будет не полезен, а вреден. И, как и в течение всего произведения, приводит конкретные исторические факты, иллюстрирующие его утверждения.
Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким». Другое дело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им.
Именно из-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств.«Государь» является трактатом о роли, месте и значении главы государства, а его объявили пособием для абсолютных монархов и диктаторов. Но Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а исследователем методов и сущности единовластия.
К тому же обвинители «не замечали» в той же главе такие слова автора: «Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив». Применение жестоких мер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах.
При этом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советует опираться только на то, что зависит то него самого.
Советует государю Макиавелли и не быть в политике романтиком. Нужно быть реалистом. Это касается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Надо, но только если это не идет в разрез с интересами его государства. Государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства. «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе». То есть пусть он будет силен, как царь зверей, и в то же время хитер и изворотлив, как лиса. Макиавелли призывает государя к бдительности.
Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяет характер психологии нового государя.
Много внимания уделяет Макиавелли отношениями нового государя с народом.
Прежде всего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием.
Именно в этой главе Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю со стороны народа.
Правителю, по утверждению автора «Государя», может грозить лишь две опасности: извне и изнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство – «не быть ненавистным народу».
Макиавелли четко делит подданных государя на знать и народ. Он считает достижение равновесия между этими группами одной из важнейших задач мудрого правителя. Причем небезосновательно считает, что народ гораздо большая сила, чем знатные подданные.
Макиавелли учил не только устанавливать власть, но и придавал большое значение тому, как эту власть сохранить. Советы автор дает не отвлеченные, а подтвержденные реальными историческими событиями. В вопросе сохранения власти после ее завоевания Макиавелли рассматривает большое количество подходящих способов: выбор друзей и советников, постройка или, наоборот, разрушение крепостей, содержание армии и т.д.
Почитание и уважение государя подданными – одно из главных условий сохранения им власти в стране. «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки», — утверждает Макиавелли. По существу, он излагает своеобразный кодекс поведения и действий нового государя, которые должны быть направлены на повышение его авторитета внутри страны и за рубежом, на прославление его имени, добродетелей и доблестей.
«Государя уважают также, если он открыто заявляет себя врагом или другом», то есть не колеблется, если нужно выступить за или против. Макиавелли рисует многосторонний облик нового государя.
Не обходит автор стороной и такой важный вопрос, как советники правителя — его ближайшее окружение. Хороши они или плохи, «зависит от благоразумия государей». Именно то, каких людей правитель приближает к своей особе, говорит о его мудрости. Макиавелли считает, что первая ошибка или, наоборот, первая удача правителя, это выбор советников.
Выбрав хороших советников, государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей.
В одной из глав своего произведения Макиавелли пытается предостеречь государя от льстецов. Уберечься от них, не попасть под их влияние, не потеряв почтения, не так просто, как кажется.
Макиавелли опровергает и распространенное мнение, что мудрость государя во многом зависит от добрых советов. Это не так, наоборот, «государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы».
Наделяя нового государя неограниченной властью, Макиавелли, в строгом соответствии с

этим, возлагает на него всю ответственность за состояние государства, за сохранение и укрепление власти. Меньше полагаться на судьбу советует автор правителю, а больше уделять внимание правлению, мудрому и умелому. Государь должен рассчитывать прежде всего на свое умение управлять государством и на созданное войско, а не на судьбу.
Хотя Макиавелли и признает , что судьба «повинна» в половине происходящих событий, однако вторую половину он отдает в руки человека.
Не раз и не два, в различных главах различной тематики, Макиавелли возвращается к вопросу о войске государя. Любое войско можно отнести, по его мнению, к одной из четырех групп: собственное, наемное, союзническое и смешанное. И постоянно, рассматривая различные исторические ситуации, автор приходит к выводу, что наемные и союзнические войска опасны для правителя. Макиавелли считает, что собственная сильная армия просто необходима любому правителю, который не хочет потерять власть. Собственную армию автор рассматривает «как подлинную основу любого военного предприятия, потому что нельзя иметь более хороших солдат, чем свои».

Одно из самых важных достижений Макиавелли — вычленение политики в самостоятельную науку. Политика, согласно убеждениям Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении.
Исходя из требований своего времени, Макиавелли формулирует важную историческую задачу — создание единого унитарного итальянского государства. По ходу мысли Макиавелли приходит к выводу, что вести народ к построению нового государства может лишь государь. Не конкретно-историческая личность, а нечто отвлеченное, символическое, обладающее такими качествами, которые в совокупности своей недоступны никакому живому правителю. Именно поэтому Макиавелли большую часть своего исследования посвящает вопросу: каким должен быть государь, чтобы выполнить историческую задачу — построение нового государства.
Исследование построено строго логически, объективно. Макиавелли исходит из реального жизненного опыта и пытается возводить свои теоретические построения на фундаменте этого опыта. «Государь» является живой картиной того времени.
Все упоминаемые лица произведения реальны. Современники автора или исторические деятели выводятся в «Государе» для того, чтобы что-то доказать или опровергнуть. В выборе имен, событий, мест сражений у Макиавелли нет ничего случайного, все выполняет определенную функцию.
Стиль «государя» необычен для научных произведений того времени. Это не стиль трактатов, а стиль человека действия, человека, который хочет вызвать действие.
Произведения Макиавелли — это выражение личности, которая хочет вмешаться в политику и историю своей страны. Макиавелли — это человек, постигающий и раскрывающий основные тенденции своей эпохи, ее главные требования и стремления, решивший коренным образом изменить дальнейшее развитие своей страны.
Весьма показательной в этом отношении является глава IX о гражданском княжестве. В ней Макиавелли раскрывает взаимоотношения государя, знати и народа между собой, их интересы и цели. Власть приобретается благодаря расположению народа или знати. Знатные хотят угнетать народ, а народ не хочет, чтобы его угнетали. В итоге или знатные выдвигают из своих рядов правителя, или народ вручает этот титул своему избраннику. Власть, полученную от народа, Макиавелли считает гораздо более прочной, так как от знати государь может себя обезопасить, но от враждебно относящегося к нему народа — нет.
Убедительно советует Макиавелли государю никогда не навлекать на себя гнев и ненависть народа. Наоборот, мудрый государь всегда найдет способ привлечь народ на свою сторону. Таким образом, расстановка классовых сил, структура политической власти формируют стратегию и тактику всех участников политической жизни государства.
Содержание «Государя» составляет основной стержень мировоззрения Макиавелли. Его сочинения, как высшая точка развития политической мысли позднего Возрождения, сыграли большую роль в истории политического и идеологического развития многих стран Европы.
Политические установки Макиавелли покоятся на фундаментальных социальных основах. Политическая жизнь итальянских городов-государств давала Макиавелли большие возможности для социологических наблюдений.
В XVI – XVII веках к его произведениям обращались за помощью в политическом и дипломатическом искусстве, в XVIII веке — за разъяснениями методов и приемов государственного управления. Для исторической школы XIX века Макиавелли был авторитетным хронистом и историком, в XX веке с ним «советуются» как с классиком политической социологии.

Политические взгляды Никколо Макиавелли

http://www.iskunstvo.info/edu/docladmckiavelli1.htm

Политика и мораль.                           

     Таким образом, не только анализ  политики отделен и освобожден у Макиавелли

от религии, но и сама религия оказывается подчиненной политическим

соображениям. Анализ общественных, политических проблем у Макиавелли отделен от

каких бы то ни было теологических или религиозных соображений. Политика

рассматривается им автономно, как самостоятельная область человеческой

деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы, независимо не только

от религии, но и от морали. Было бы, однако, неверно рассматривать политическое

учение Макиавелли как проповедь безнравственности. Моральные соображения у

Макиавелли всегда подчинены целям политики. Политическая деятельность, т.е.

прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный

критерий оценки, заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех,

достижение поставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь

объявляет все» что содействует укреплению государства, его похвалы

удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми

средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого

насилия.

Государь Макиавелли - герой его политического трактата - это разумный

политик, применяющий на практике правила политической борьбы, ведущие к

достижению цели, к политическому успеху. Имея в виду государственный интерес,

пользу правления, стремясь «написать нечто полезное», он считает «более

верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Он отвергает

распространенные в гуманистической литературе сочинения об идеальных

государствах и идеальных государях, отвечающих представлениям о должном ходе

государственных дел: «Многие измыслили республики и княжества, никогда не

виданные и о которых ничего на деле не было известно».  Цель автора

«Государя» иная - практические советы фактическому политику ради достижения

реального результата. Только с этой точки зрения Макиавелли рассматривает и

вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя. Реальная

политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных

мечтаний: «Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо

погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому князю, желающему

удержаться, необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться

или не пользоваться добродетелями смотря по необходимости». Это не значит,

что государь должен нарушать нормы орали, но он должен использовать их

исключительно в целях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели

на практике «не допускают условия человеческой жизни», государь должен

добиваться лишь репутации добродетельного правителя и избегать пороков,

особенно таких, которые могут лишить его власти, «не отклоняться от добра,

если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». В

сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали

правило «цель оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, - говорит

он о политическом деятеле, -  лишь бы оправдывали результаты, и он всегда

будет оправдан, если результаты окажутся хороши...». Однако целью этой

является, по Макиавелли, вовсе не частный личный интерес правителя, государя,

но «общее благо, которое он не мыслит вне создания сильного и единой

национального государства. Если государство это вы ступает в книге о государе

в форме единоличного правления, то это продиктовано не выбором автора в

пользу монархии в ущерб республике (превосходство республиканского образа

правления он обосновал в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия» и никогда

от этой не отрекался), а потому, что современная ему действительность,

европейская и итальянская, не давала реальных перспектив создания государства

в республиканской форме. Республику он считал порождением «честности» и

«доблести» римского народа, тогда как  наше время нельзя рассчитывать, чтобы

могло быть что-нибудь доброе в такой развращенной стране, как Италия.

Государь, о котором идет речь в знамени той книге, не наследственный монарх-

деспот, а « новый государь», т.е. человек, создающий новое государство

которое в дальнейшем, после достижения поставленной цели, после смерти

правителя может перейти и к республиканской форме правления.

 

 

 

 



Информация о работе Николо Макиавелли