Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:18, доклад
Конечно, Достоевский не является философом в обычном и банальном смысле слова, — у него нет ни одного чисто-философского сочинения. Он мыслит как художник, — диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных “героев”. Высказывания этих героев, часто имеющие самостоятельную идейную ценность, не могут быть отрываемы от их личности, — так, Раскольников, независимо от его идеи, сам по себе, как личность, останавливает на себе внимание: его нельзя отделить от его идеи, а идеи нельзя отделить от того, что он переживает... Во всяком случае, Достоевский принадлежит русской — и даже больше — мировой философии.
Нравственно-философская концепция человека в творчестве Ф. М. Достоевского
Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) принадлежит столько же литературе, сколько и философии. Он по сей день вдохновляет философскую мысль. Комментаторы Достоевского продолжают реконструировать его идеи, — и самое разнообразие этих комментарий зависит не от какой-либо неясности у Достоевского в выражении его идеи, а, наоборот, от сложности и глубины их.
Конечно, Достоевский
не является философом в обычном
и банальном смысле слова, — у
него нет ни одного чисто-философского
сочинения. Он мыслит как художник,
— диалектика идей воплощается у
него в столкновениях и встречах
различных “героев”. Высказывания
этих героев, часто имеющие самостоятельную
идейную ценность, не могут быть
отрываемы от их личности, — так,
Раскольников, независимо от его идеи,
сам по себе, как личность, останавливает
на себе внимание: его нельзя отделить
от его идеи, а идеи нельзя отделить
от того, что он переживает... Во всяком
случае, Достоевский принадлежит
русской — и даже больше —
мировой философии.
Творчество Достоевского сосредоточено
вокруг вопросов философии духа, — это темы антропологии,
философии истории, этики, философии религии.
В этой области обилие и глубина идей у
Достоевского поразительны, — он принадлежит
к тем творческим умам, которые страдают
от изобилия, а не от недостатка идей. Не
получив систематического философского
образования, Достоевский очень много
читал, впитывая в себя чужие идеи и откликаясь
на них в своих размышлениях. Поскольку
он пробовал выйти за пределы чисто-художественного
творчества (а в нем, несомненно, был огромный
дар и темперамент публициста), он, все
равно, оставался мыслителем и художником
одновременно всюду.
Философское
творчество Достоевского имеет не
одну, а несколько исходных точек, но наиболее
важной и даже определяющей для него была тема о человеке.
Вместе со всей русской мыслью Достоевский
– антропоцентричен,
а его философское мировоззрение есть,
прежде всего, персонализм,
окрашенный, правда, чисто этически, но
зато и достигающий в этой окраске необычайной
силы и глубины.
Нет для Достоевского
ничего дороже и значительнее человека,
хотя, быть может, нет и ничего страшнее
человека. Человек
– загадочен, соткан из противоречий,
но он является в то же время – в лице самого
даже ничтожного человека — абсолютной
ценностью. Поистине – не столько Бог
мучил Достоевского, сколько мучил его
человек, – в его реальности и в его глубине,
в его роковых, преступных и в его светлых,
добрых движениях. Обычно – и справедливо,
конечно, – прославляют то, что Достоевский
с непревзойденной силой раскрыл “темную”
сторону в человеке, силы разрушения
и беспредельного эгоизма, его страшный
аморализм, таящийся в глубине души.
Антропология
Достоевского, прежде всего, посвящена
“подполью” в человеке. Было бы, однако,
очень односторонне не обращать внимания
на то, с какой глубиной вскрывает Достоевский
и светлые силы души, диалектику добра
в ней. В этом отношении Достоевский, конечно,
примыкает к исконной христианской антропологии.
Не только грех, порочность, эгоизм, вообще
“демоническая” стихия в человеке вскрыты
у Достоевского с небывалой силой, но не
менее глубоко вскрыты движения правды
и добра в человеческой душе, “ангельское”
начало в нем. В том-то и сила и значительность
антропологического антиномизма у Достоевского,
что оба члена антиномии даны у него в
высшей своей форме.
Мы назвали персонализм
Достоевского этическим,
— и это значит, прежде всего, что ценность
и неразложимость человеческого существа
связаны не с его “цветением”, не с его
высшими творческими достижениями, - они
присущи и маленькому ребеночку, еще беспомощному
и бессильному, еще не могущему ничем себя
проявить. Персонализм Достоевского относится
к онтологии, а не к психологии человека,
- к его существу, а не к эмпирической реальности.
Но само восприятие человека у Достоевского
внутренне пронизано этической категорией,
- он не только описывает борьбу добра
и зла в человеке, но он ищет ее в нем. Человек,
конечно, включен в порядок природы, подчинен
ее законам, но он может и должен быть независим
от природы.
Как раз в “Записках
из подполья” с поразительной
силой высказана эта
«Все-то дело человеческое, кажется, действительно
в том только и состоит, чтобы человек
поминутно доказывал себе, что он - человек,
а не штифтик», - читаем в тех же “Записках
из подполья”. Это самоутверждение есть
утверждение своей независимости от природы,
- все достоинство человека в этом как
раз и состоит.
Но именно потому подлинное в человеке
и состоит лишь в его этической жизни -
здесь, и только здесь, человек есть по
существу новое, высшее, несравнимое бытие.
В этом смысле уже в “Записках из подполья”
мы находим такой апофеоз человека, который
превращает его если не в центр мира, то в важнейшее
и драгоценнейшее явление.
Основная
тайна человека в том и состоит, по
Достоевскому, что он есть существо
этическое, что он неизменно и непобедимо
стоит всегда перед дилеммой добра и зла,
от которой он не может никуда уйти: кто
не идет путем добра, тот необходимо становится
на путь зла. Эта этическая сущность человека,
основная его этическая направленность
есть не предвзятая идея у Достоевского,
а вывод из его наблюдений над людьми.
“Записки из подполья” говорят о том,
что «человек есть
существо легкомысленное», действующее
менее всего для собственной выгоды. «Я хочу жить, - продолжает
свои замечания человек из подполья,
- для того, чтобы удовлетворить
всей моей способности жить, — а не для
того, чтобы удовлетворить одной только
моей рассудочной способности».
Психологический
волюнтаризм переходит у Достоевского
незаметно в иррационализм, в признание,
что ключ к пониманию человека лежит глубже
его сознания, его совести и разума, —
в том “подполье”, где он “сам”. Этический персонализм
Достоевского облекается в живую плоть
действительности: “ядро” человека,
его подлинная суть даны в его свободе,
в его жажде и возможности его индивидуального
самоутверждения .
Онтология
человека определяется этой жаждой свободы,
жаждой быть “самим собой”, - но именно
потому, что Достоевский видит в свободе
сокровенную суть человека, никто глубже
его не заглядывал в тайну свободы, никто
ярче его не вскрывал всю ее проблематику,
ее “неустроенность”.
Вот,
например, Раскольников: разложив
в работе разума все предписания традиционной
морали, он стал вплотную перед соблазном,
что “все позволено”,
и пошел на преступление. Мораль оказалась
лишенной основания в глубине души, свобода
оборачивается аморализмом, напомним,
что и на каторге Раскольников долго не
чувствовал никакого раскаяния. Поворот
пришел позже, когда в нем расцвела любовь
к Соне, а до этого в его свободе он не находил
никакого вдохновения к моральному раздумью.
Это вскрывает какую-то загадку в душе
человека, вскрывает слепоту нашей
свободы, поскольку она соединена только
с голым разумом. Путь к добру не определяется
одной свободой; он, конечно, иррационален,
но только в том смысле, что не разум движет
к добру, а воля, сила духа. Оттого-то в
свободе, оторванной от живых движений
любви, и есть семя смерти.
Почему именно смерти? Да потому, что человек
не может по существу отойти от Добра,
- и если, отдаваясь свободной игре страстей,
он отходит от добра, то у него начинается мучительная
болезнь души. Раскольников, Ставрогин,
Иван Карамазов по-разному, но все страдают
от того, что заглушили в себе живое чувство
Добра (то есть Бога), что остались сами
с собой. Свобода, если она оставляет нас
с самими собой, раскрывает лишь хаос в
душе, обнажает темные и низшие движения,
то есть превращает нас в рабов страстей, заставляет
мучительно страдать... Это значит,
что человек создан этическим существом
и не может перестать быть им. С особенной
силой и болью говорит Достоевский о том,
что преступление совсем не означает природной
аморальности, а, наоборот, свидетельствует
(отрицательно) о том, что, отходя от добра,
человек теряет нечто, без чего ему жить
нельзя. Еще в “Записках из Мертвого дома”
он писал: «сколько великих
сил погибло здесь даром. Ведь надо уже
все сказать: да, это был необыкновенный
народ, может быть, самые даровитые, самые
сильные из народа».
Несомненно, что
это были люди, наделенные не только
большой силой, но и свободой - и
свобода-то их и сорвала с путей
“традиционной” морали и толкнула
на преступление. Вот и семя смерти!
В “Дневнике писателя” за последние годы
Достоевский писал: «зло
таится в человеке глубже, чем предполагают
обычно». Достоевский
показывает неустроенность человеческого
духа или лучше — расстройство его, а вместе
с тем и невозможность для человеческого
духа отойти от этической установки. “Семя
смерти”, заложенное в свободе, означает,
что расстройство духа имеет корень не
на поверхности, а именно в последней глубине
духа, ибо нет ничего глубже в человеке
его свободы. Проблематика
свободы в человеке есть вершина идей
Достоевского в антропологии; свобода
не есть последняя правда о человеке -
эта правда определяется этическим началом
в человеке, тем, к добру или злу идет человек
в своей свободе. Оттого в свободе есть,
может быть, “семя смерти” и саморазрушения,
но она же может вознести человека на высоты
преображения. Свобода открывает простор
для демонизма в человеке, но она же может
возвысить ангельское начало в нем.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:
Информация о работе Нравственно-философская концепция человека в творчестве Ф. М. Достоевского