Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 13:47, доклад
Роман «Идиот» (1868) принято считать «самым загадочным» из произведений Достоевского, ставшим в последнее время своеобразным «центром притяжения» для исследователей. Из многочисленных проблем, исследующих христианскую основу романа, наиболее важной и актуальной представляется в настоящее время проблема духовного воскресения человека. Идея спасения и воскресения пронизывает собою все пространство русской литературы и творчество Достоевского, как православно ориентированного писателя, несомненно, несет в себе все эти «пасхальные» (т.е. направленные на спасение) переживания.
Образ Иисуса Христа в романах Достоевского
Роман «Идиот»
(1868) принято считать «самым загадочным»
из произведений Достоевского, ставшим
в последнее время своеобразным
«центром притяжения» для
Общеизвестно, что все
романы «великого пятикнижия»
Впервые о романе «Идиот» как о своеобразной структурной трансформации евангельского фрагмента, повествующего о Страстной седмице, было упомянуто Г. Ермиловой в статье «Трагедия русского Христа». Она же указывает на более раннюю неопубликованную работу Е.А. Трофимова «Метафизика художественного времени в романе «Идиот».
Итак, евангельская идея о Воскресении Иисуса Христа обозначилась в произведении Достоевского как смысловой центр, определяющий всю идейнокомпозиционную структуру романа «Идиот», как, впрочем, и почти всех произведений писателя. Идею воскресения человека сам Достоевский определял как идею “восстановления погибшего человека – мысль христианскую и высоконравственную”.
Тем не менее, многие исследователи до настоящего времени считают роман «Идиот» «самым мрачным произведением» Достоевского, в котором «великая миссия Мышкина терпит провал» и надежда на воскресение в произведении отсутствует. Основой такого пессимизма и стало наличие в романе интерпретации евангельского фрагмента, повествующего о распятии Христа, который Достоевский якобы «проецирует на трагический финал романа».
Данное евангельское повествование отражено в тексте романа, но главное заключается в том, что определяют основную идею произведения не страдание и смерть Спасителя, а Его Воскресение (на третий день после смерти). Поэтому финал романа указывает нам не на «провал миссии Мышкина», а на надежду, которая зарождается в сердцах молодого поколения романа, друзей князя Мышкина, а деяние главного героя стало действительно звеном в цепи надежды. На это указывают и слова самого писателя в набросках к роману: «…цепь и надежда…» (Т. 9. С. 241). Именно так определяет Достоевский главную идею своего произведения.
Поэтому идея воскресения является определяющей в романе «Идиот», а евангельский фрагмент о Воскресении Иисуса Христа (а не только о муках и Его казни), – как представляется, той сюжетной схемой, по которой «строится» роман писателя.
Прежде всего, композиционные
принципы, объединяющие роман и евангельское
повествование о Страстной
Господь наш Иисус Христос после своего воплощения и жизни на земле возносится на небо, князь же Мышкин в романе в конечном итоге оказывается в Швейцарии, которую он когдато покинул, уехав в Петербург «к людям». Все как будто в романе становится «на круги своя». Но идеи князя Мышкина, его вера, любовь и милосердие к людям продолжают жить и развиваться на новом уровне, в сердцах молодого поколения романа – Коли Иволгина, Веры Лебедевой, Евгения Павловича Радомского. Продолжение развития идей князя Мышкина идеи воскресения человека находит отражение в сердцах его молодых друзей.
Об этом же свидетельствуют и ключевые события в сюжете. Первая часть романа – это приезд князя Мышкина в Петербург, неоднократные упоминания о некой своей миссии: «Теперь я к людям иду; я, может быть, ничего не знаю, но наступила новая жизнь. Я положил исполнить свое дело честно и твердо». Возможно, эти слова могут напомнить нам слова Иисуса Христа, пришедшего спасти мир. В Евангелии от Иоанна читаем: «Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю» (Ин. 12, 28)
.
Кроме того, первая часть романа может
напомнить нам о событиях Великого Понедельника,
Великого Вторника и Великой Среды Страстной
седмицы. В эти три дня Святая Церковь
вспоминает последние беседы Господа
Иисуса Христа с народом и учениками и
«торжественный въезд» Его в Иерусалим,
– как указывает митрополит Иерофей (Влахос)
в книге «Господские праздники».
Эти последние беседы Иисуса с народом и учениками («Иисус говорил притчами» (Мк. 12, 1); «весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» (Лк. 21, 38) напоминают нам о многочисленных разговорах князя Мышкина с героями романа в первой части произведения («проэкзаменовка» князя в доме Епанчиных; история о детях, рассказанная самим Мышкиным и т.д.).
Вторая часть романа, особенно сцена разговора князя Мышкина с Рогожиным в его доме, когда главный герой угадывает в собеседнике своего будущего убийцу, по структуре, возможно, напоминает нам Великий Четверг Страстной седмицы, когда Святая Церковь вспоминает Тайную Вечерю, где Спаситель предсказывает Свою смерть и указывает на Своего будущего предателя. Или, например, внутренне чувствуя потерю веры Рогожиным, Мышкин пытается побудить его к покаянию и спасти любовью своей: «Ты мне дорог. Я сильно тебя люблю, Парфен» (Т. 8. С. 173). В Евангелии же от Иоанна сказано: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34).
Структурная модель третьей части романа в некотором роде может иметь сходство с Великой пятницей и Великой Субботой Страстной седмицы, когда святая Церковь вспоминает о крестных страданиях Спасителя и Его смерти. «Тело Христа пребывало в погребальной пещере, как в недрах земли, пятницу (с вечера), субботу и часть следующей ночи», – пишет в работе «Великие христианские праздники» архимандрит Рафаил (Карелин). Данный евангельский фрагмент воплощается, быть может, вернее всего в «необходимом объяснении» (исповеди) Ипполита Терентьева, когда у Ипполита возник «любопытный вопрос» при взгляде на картину «Мертвый Христос» в доме Рогожина: «Но странно, когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один интересный вопрос: если такой точно труп видели все ученики Его… и стоявшие у Креста, то каким образом они могли поверить, смотря на такой труп, что этот Мученик воскреснет?» Эти сомнения и неверие в будущее воскресение Христа, возможно, граничит с неверием и насмешками фарисеев из евангельского повествования. В Евангелии от Матфея читаем: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: “Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого, если Ты Сын Божий, сойди со Креста… Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет со Креста, и уверуем в Него”» (Мф. 27, 4042).
Наконец, «Заключение», которое завершает роман, напоминает нам Пасху, которая венчает в евангельском повествовании события Страстной недели. Именно в «Заключении» можно увидеть воплощение евангельской идеи Воскресения Христова. В евангельском фрагменте – продолжение идей и спасительной миссии Иисуса в учениках, будущих апостолах: «Господь… вознесся на небо… А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии» (Мк. 16, 1920), – такими словами завершается Евангелие от Марка.
Возможно, подобно Христу, вознесшемуся на небо, князь Мышкин в некотором роде покидает этот мир и, подобно Спасителю, оставляет после себя «учеников», своих продолжателей – молодое поколение, в сердцах которого идеи Мышкина оставили глубокий след. «Коля был поражен происшедшим… Отчасти по его старанию устроилась и дальнейшая судьба князя» (Т. 8. С. 508), – замечает в конце романа автор. Евгений Павлович Радомский принял самое горячее участие в судьбе князя, он объединяет всех «учениковдрузей» Мышкина.
Идея воскресения реализуется и в системе образов романа, быть может, в какойто степени соотносимой с образами евангельского фрагмента. В евангельском повествовании о Страстной седмице можно выделить три группы персонажей: в центре – Иисус Христос, вблизи Которого, с одной стороны, – ученики Его, с другой, – неверующие фарисеи. Проследив духовную эволюцию Мышкина в романе, можно прийти к выводу о том, что Достоевский воплощает в образе главного героя мысль о высочайшем назначении человека. Оно заключается в бескорыстном и любовном служении людям. По существу, Достоевский попытался воплотить в князе Мышкине представление об идеальном человеке, носителе завещанных Спасителем качеств. В романе «Идиот» один князь Мышкин, «положительно прекрасный человек», противостоит всем потерявшим веру героям, олицетворяющим «неверующих фарисеев» в романе. Грехом неверия охвачены и Рогожин, и Настасья Филипповна, и Аглая Епанчина, и многие другие персонажи. Судьба каждого из них – путь нераскаявшегося грешника, не захотевшего отойти от бесовской гордыни, не сумевшего покаяться. На другом полюсе – группа персонажей, «олицетворяющих» в какойто мере как бы «учеников» Иисуса Христа. Это люди, поверившие в православнохристианские идеи Мышкина, – Коля Иволгин, Вера Лебедева, князь Радомский. Благодаря им, продолжают жить мысли и слова князя Мышкина, верившего в возможность спасения и воскресения даже самого погибшего грешника.
Таким образом, роман «Идиот», как и все произведения Достоевского, несет в себе «светлую» идею, то есть веру и надежду на спасение человека. Быть может, именно в этом, казалось бы самом трагичном романе писателя, с наибольшей полнотой воплотилась главная мысль Достоевского о воскресении и «восстановлении» человека благодаря именно внутренней соотнесенности всего художественного строя «Идиота» с евангельским фрагментом о Воскресении Христа, повествующего о событии, без которого невозможно было бы и воскресение грешной души человека. Вопреки мнению многих исследователей, всетаки представляется, что роман «Идиот» – не одно из «самых мрачных», а одно из самых «светлых, жизнерадостных произведений Достоевского» (по выражению финского исследователя Оскара фон Шульца).
Возможно, это и определяет «загадочность» и «непостижимую» глубину романа Достоевского на все времена.
Информация о работе Образ Иисуса Христа в романах Достоевского