Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:54, творческая работа
Философию Древней Греции и Древнего Рима называют термином «античная Философия». В широком смысле слова термин «античность» означает «древность». В узком смысле слова понятие античность связывают истории и культуру древнего мира и Древней Греции.
Другим выдающимся центром как торговой и политической, так и культура жизни малоазийской Греции был Эфес.
Образ античной философии: Гераклит
Вступление, о жизни Гераклита
Образование природных явлениях
Единство и борьба противоположностей
Материальные основы
Близкое понимание «творческого отрицания»
Детерминизм
Мир к познанию отношений между субъектом и объектом
Заключение Гераклитовой философии
2 Образ античности философии: Сократ
2.1 Учение Сократа
2.2 Задача философии Сократа
3 Образ античности философии: софисты
3.1 Проблемы софистов
3.2 учения софистов
Заключение.
Литература
Версия шаблона |
1.1 |
филиал |
Современная Гуманитарная Академия (НАЧОУ ВПО СГА) |
Вид работы |
Творческая работа (теле эссе) |
Название дисциплины |
Философия |
Тема |
Образ античной философии: Гераклит, Сократ, софисты. |
Фамилия студента |
Чернышова |
Имя студента |
Светлана |
Отчество студента |
Валерьевна |
№ контракта |
0690011400301066 |
2 Образ античности философии: Сократ
2.1 Учение Сократа
2.2 Задача философии Сократа
3 Образ античности философии: софисты
3.1 Проблемы софистов
3.2 учения софистов
Заключение.
Литература
1.1 Вступление о жизни Гераклита
Философию Древней Греции и Древнего Рима называют термином «античная
Философия». В широком смысле слова термин «античность» означает
«древность». В узком смысле слова понятие античность связывают истории и культуру древнего мира и Древней Греции.
Другим выдающимся центром как торговой и политической, так и культура
жизни малоазийской Греции был Эфес. Здесь также приблизительно во второй
половине 6 века до н.э. возникает сильная фолософская школа, связана с именем
философа Гераклита из Эфеса(540-480гг до н.э.). Гераклит видимо был знаком со
многими взглядами милетских философов. Согласно Диогену Мэрскому он знал
по крайне мере основную часть философии Пифагора, знал учения Ксенофоба.
Однако он провозглашал, что не был ничьим слушателем, и заявлял, что сам себя
исследовал и сам от себя научился.
О его жизни сохранилось относительно много сведений. Он выступал как оратор,
бескомпромиссный критик. Однако он отошел от политической жизни. Диоген
Лаврский со ссылкой на. Анти сфена приводит как доказательство его гордыни тот
факт, что «он уступил свою царскую власть брату» (должность басилевса, которую
наследовали члены рода Гераклита).
1.2. Из труда Гераклита, который согласно одним источникам, назывался «о природе»,
согласно другим – «музы», сохранилось примерно 130 фрагментов. Среди них есть
фрагменты, объясняющие природные явления «Солнце, согласно им, так велико, как нам
кажется, и, когда не было бы солнца, была бы ночь, не смотря на то, что существуют
звезды». Естественным образом он объясняет и другие природные явления. Так
Гераклит полагает, что гром возникает путем столкновения ветров и туч и проникновение
ветров в тучи, молнии возникают путем воспламенением испарений, а зарницы-
-загоранием и потуханием облаков. Из сохранившихся мыслях Гераклита для нас
самые важные те, которые относятся к способу объяснения сущности и развитии мира как
целого. Основой всего Гераклит считал огонь. Огонь есть элемент, все является видом
и все происходит путем разрежения и сгущения. В понимании Гераклита, огонь с
одной стороны подобен праматери у представителей милетской школы и является
как первоосновой мира, так и основным элементом. С другой стороны, это понятие
у Гераклита представляет и определенный методологический принцип. Огонь для
него является адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных
изменений. Об этом свидетельствует его изречение, что мир возникает из огня и опять
сгорает в определенные периоды в течение всего века, свершается согласно судьбе.
1.3. В интуитивном понимании развитие, как единства и борьбы противоположностей
из всех до сократовских мыслителей Гераклит продвинулся далеко. Его вклад в развитие
диалектики исключителен. Диалектика не излагается в ясных и упорядоченных понятиях.
это скорее отдельные гениальные наблюдения, направленные на постижения значения
принципа единства и борьбы противоположностей, который В.И. Ленин определил,
как ядро диалектики. « Война является отцом и королем всего, одних она сделала богами
других людьми, одних рабами других свободными». Столкновение и единство
противоположностей полагает типичными для взглядов Гераклита и Аристотель:
Гераклит говорит, что противоположное соглашается, из несогласного является самая
прекрасная гармония.
1.4 Гераклитова стихийная
диалектика весьма тесно
Материализмом и глубоко пронизывает его. Рядом с однозначным подчеркиванием,
материальной основы всякого бытия и с контатацией бесконечности этого материального
принципа мы находим у Гераклита и мысль, подчеркивающую бесконечность материи
в неуничтожимой: « Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов или людей,
но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере
угасающим согласно мере».
1.5 Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями,
происходящими в исходной, праматерии. Одна материя согласно ему, «живет смертью»
другой: «Огонь живет смертью земли, воздух смертью огня, вода смертью воздуха,
земля смертью воды». Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию
«творческого отрицания».
1.6. Очень важное значение во взглядах Гераклита придает, используя современный
термин, детерминизм. Гераклит употребляет другое понятие. Все согласно ему
правится судьбой или необходимостью. С понятием необходимости весьма тесно
связано понимание закономерности-закона (логос). Логос по Гераклиту также вечен
как и несотворенный
и неуничтожимый мир. Его
закономерного развития мира как борьбы и единства противоположностей.
1.7 Гераклит придавал значение оценке отношений мира к познанию. Он подчеркивал,
что все состояния и свойства мира всегда
релятивные: «Море наполнено водой наичистейшей и наигрешнейшей: для рыб полезна и
пригодна, для людей грязна и губительна. Он отличал также относительность
употребляемых
понятий: прекраснейшая из
её с человеческим поколением. Здесь можно обнаружить и определенные признаки
субъективной диалектики, хотя в несколько ином смысле, чем у элеатов. Гераклит
отмечает некоторые объективно существующие аспекты отношений между субъектом
и объектом в процесе
познания. Ряд из них лишь
Обратите внимание мысль
о том, что плохими
людей, если они имеют варварские души. В ней есть акцент чувственного и рационального .
1.8 Афинах и имел ряд сторонников и учеников. Гераклитова философия является
вершиной стихийно диалектического понимания мира в античной философии вообще.
Ни у кого из мыслителей не было такого универсального воззрения как у Гераклита.
Тесная связь
диалектики стихийного материализма
позволила Гераклиту
продвинуться вперед, по сравнению с милетскими философами. Во взглядах на
общество, Гераклит выдвинул ряд критических претензий в адрес противников
аристократии. В
Эфесе он жил в удалении
от общественных дел.
2.1 Годы жизни Сократа (469-399гг. до н.э.). Отец Сократа был скульптором, Сократ
перенял у отца эту профессию, Сократ был военным, но он ушел из этой сферы.
Он оказал огромное
влияние на античную
но и образом жизни: не стремление к активной общественной деятельности, вел жизнь
философа: проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии.
Сократ не записывал ни мыслей, ни диалогов. Потому всё, что знаем о Сократе, знаем
от его учеников - историка Ксенофонтов и философа Платона. Сократ исследовал
проблему человека, рассматривая его как существо нравственное. Поэтому философия
Сократа называется этическим антропологизмом.
Есть все основания согласиться с Аристотелем в том, что Сократ занимался вопросами
нравственности, природу же не исследовал. Будучи критиком и врагом софистов, Сократ
считал, что каждый человек может иметь своё мнение, но это не тождественно истинам,
которые у каждого свои, истина для всех должна быть одна. На достижение такой истины
направлен метод Сократа, названный им маевтикой и представляющий субъективную
диалектику - умение вести диалог так, что в результате движения мысли через
противоречивые
высказывания позиций
точек зрения каждого преодолевается истинам, Сократ в процессе беседы, диалога
помогал истине
родиться в душе собеседника.
Красноречиво говорить о
и не мочь дать ей определения – не знать, что такое добродетель, потому что цель
майевтики, цель всестороннего обсуждения какого- либо предмета заключается в
определении, выраженном в понятии. Сократ первым вывел знание на уровень понятия 2.2 Сократ утверждал, что природа – внешний по отношению к человеку мир - непознаваем,
а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается по Сократу
задача философии. Познать самого себя - значит найти понятия нравственных качеств,
общие для всех
людей, убеждение в
Сократа, что есть
объективные моральные нормы, ч
не относительно,
а абсолютно, Сократ
добродетелью. Но делать добро можно, лишь зная, в чем оно: «тот храбр, кто знает,
что такое хорошо и что такое плохо, человек не сможет поступать дурно».
Нравственность – следствие знания. Безнравственность - следствие незнания доброго.
Сократ совершил радикальную переориентацию философии с изучения природы на
на изучение человека, его души и нравственности.
3 глава Образ античности философии: софисты.
3.1. В софистах античный дух впервые обращается к самому себе, внутрь себя, рефлекс-
тирует над самим собой, при всём софисты всячески нападают на философию и
высмеивают её. Например, Георгий пишет: «Трактат о небытии в пику Парманину».
Парманин говорит: «бытия есть оно познаваемо и может быть выражено адекватно».
Софисты древнегреческие философы(5- 6 вв. до н. э.). В учении софистов главное
место отводилось искусству красноречия. Общим для софистов является коренная
переориентация от натурфилософской проблематики этико - политической и
гносеологической проблемам. Софисты впервые поместили человека в центр внимания
философиияи, осуществили
анализ его познавательных
развитию просвещения и освобождению от религиозных предрассудков. Разработанные
софистами принципы
релятивизма и скептицизма
древнегреческого идеализма.
3.2. Несмотря на весь негативизм устремлений софистов, на их устремление все подвергать
сомнению, разрушать незыблемые святыни, учение софистов несет с собой и нечто
положительное. Греческие софисты не просто отрицание предшествующего
космологического
этапа философии, это
следующий шаг. В самом деле, после ухода в заоблачные выси первоначал софисты
вполне законно
ставят вопрос о том, что
это знание может дать
для решения
технически конкретных проблем,
Именно софисты впервые соотнесли абстрактное философское знание с контекстом
жизни. А также
начали анализировать те
приходит к
своим истинам. Частности
человеческого слова - который может, как привести человека к истине, так и заставляет
его поверить заведомой лжи; может, как явиться точнейшим выражением мысли, так и
оказаться совершенно пустой речью.
Информация о работе Образ античной философии: Гераклит, Сократ, софисты