Общая характеристика русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:16, реферат

Краткое описание

Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, эзопов язык (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Вложенные файлы: 1 файл

Teorii proishogdeniya gosudarstva.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: Общая характеристика русской философии

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса, 3 группы

энергетического факультета

специальности 140106.65

Исаков А.А

Проверил:

к.и.н., доцент

Бондаренко О.В

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012

Введение

Усиление интереса к  истокам и развитию отечественной  философской  мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и  целях истории, где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.

 Характерными чертами русской философии являются: сильная  подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, эзопов язык (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; конкретность; широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской  философии составляли: проблема человека; космизм (восприятие космоса как  единого целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); проблема власти; проблема государства; проблема социальной справедливости (данной проблемой пропитан значительный пласт русской философии); проблема идеального общества; проблема будущего.

 

 

Основные этапы  развития русской философии и  их общая характеристика.

Начальный период становления русской философии  – XI-XVII в.

Русская философия этого времени  очень близка по своему типу к западноевропейскому  Средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительная особенность – отсутствие самостоятельного статуса и пронизанность религиозным мировоззрением. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Можно вычленить более конкретные периоды:

1) XI-XIV вв.- процесс формирования древнерусской философии и  раннехристианской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Основными темами ранней русской философии были: моральные и  нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство; право; природа.

Весьма распространенным было учение о стихиях как первоэлементах,  ведущее свое начало из античной философии. Уже в «Изборнике» 1073 г. в статье Иустина Философа «О правовой вере» сообщается, что тело человека, как и весь мир, «сложено есть от огня, и от воздуха, и от воды тоже, и от земли». И различные природные явления, и человеческое естество связывались с борьбой, сочетанием и взаимопереходом этих четырех первичных стихий. Особенно много подобных идей было в апокрифической (несовпадающей с официальным вероучением и запрещаемой церковью) литературе. Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

Илларион (основное произведение - Слове о Законе и Благодати, в  котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

Владимир Мономах (основное произведение — Поучение,  своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

2) Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига,  становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для  данного периода философии,  являлись: сохранение русской духовности; христианство; борьба за освобождение; устройство государства; познание.

Среди видных философов  данного периода:

Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами  которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христианского  богословия, отстаивал идею преемственности христианства (Москва - Третий Рим) по линии Рим - Константинополь — Москва. Нельзя заметить великий патриотизм автора, выражающего необходимость сильного государства и сильной державной власти. Причем Филофей высказывает явную поддержку царской власти и утверждает ее вечность в случае сохранения приверженности православной вере. Эта теория по существу была призвана идеологически обосновывать необходимость объединения Руси вокруг Москвы.

Максимилиана  Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные  ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость. В социальной области он выступал за отмену монастырской собственности и обличал роскошь, праздность, «стяжательство» в монашеской жизни.

Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в  идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной. В середине XVII в. (1653-1655) он провел церковно-обрядную реформу, вызвавшую раскол в церкви. Аввакум — за сохранение старых обрядов. В факте раскола как идеологического явления на стороне православия было больше исторической трезвости и осторожности, а на стороне старообрядчества оставалась и отделялась от православия утопия «святой Руси»  

 Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее  распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

3) Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем  развитии: философию эпохи петровских реформ и материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.

К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество  Феофана Прокоповича, В. Н. Татищева, А. Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии  была социально-политическая:

вопросы устройства монархии; императорской  власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира.

М. В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником  механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад. Отношение   М. В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной  стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял

 А. Н.Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

Русская философия XIX в.

Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:

Историческая философия  П. Я. Чаадаева  Историческая философия была представлена творчеством

П. Я. Чаадаева  (1794 – 1856) Основными направлениями его философии были: философия человека; философия истории.

Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной  субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное  Провидение. Воплощение Божественной воли – христианство. Христианство стержень, двигатель истории. Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия «выпала» из мирового исторического процесса.

Н. В. Федоров (1828 – 1903) сделал основными темами своей философии:

единство мира; проблему жизни и  смерти; проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым  и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым большим злом – смерть.

Другим представителем религиозного направления русской философии  был К. Н. Леонтьев (1831 – 1891). Одно из основных направлений философии Леонтьева – критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение для Росси – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.

Философия Ф. М. Достоевского (1821 – 1881) будущее России  видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую «национальную почву» - обычаи, традиции. Ключевую роль, как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть «панцирь», оберегающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано  все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества; путь богочеловека.

Философия Л. Н. Толстого (1828 – 1910), создал особую  религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть толстовства в следующем: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть; смысл жизни – самосовершенствование; главное зло на Земле – смерть и насилие; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; в основе поведения человека должно быть непротивление злу; государство – отживающий институт и, поскольку оно аппарат насилия, не имеет права на существование; всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

Революционно-демократическая философия  Общая черта данных направлений – социально-политическая  направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.

Н. Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего  капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни. Народности ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя  капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения, существующего стоя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор. В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в  сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед. Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и  Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью. Либеральная философия  Наиболее ярким его представителем является русский философ В. С. Соловьев (1853 – 1900). Основными идеалами его философии были: идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь); идея прогресса – как всеобщей связи поколений; идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, в которой должно стремиться человечество; идея Бога как выражения добра; идея «богочеловека» - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии – всеобщей божественной мудрости; русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).

Информация о работе Общая характеристика русской философии