Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:42, контрольная работа
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся раз¬ных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Введение 2
Общая характеристика эпохи 3
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 5
Эпоха Возрождения и Реформация 8
Социально-философская мысль эпохи Возрождения 10
Натурфилософия эпохи Возрождения 12
Учение Кузанского о безграничности космоса 13
Натурфилософия Джордано Бруно 14
Заключение 15
Литература 16
Тема: Общая характеристика философии эпохи Возраждения
вариант 27
Содержание
Введение 2
Общая характеристика эпохи 3
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения 5
Эпоха Возрождения и Реформация 8
Социально-философская мысль эпохи Возрождения 10
Натурфилософия эпохи Возрождения 12
Учение Кузанского о безграничности космоса 13
Натурфилософия Джордано Бруно 14
Заключение 15
Литература 16
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.
Сами деятели Ренессанса
противопоставляли новую эпоху
Средневековью как периоду
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.
Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи — некоронованный правитель Флоренции — говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.
Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).
Особое место в духовной
культуре этого времени занимает
философия, и ей присущи все те
черты, о которых было сказано
выше. Важнейшая особенность
Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV—XVI вв. становится общеевропейским явление
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения
Термин «гуманизм» происходит
от латинского «humanitas» (человечность),
употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным
римским оратором Цицероном (106—43 до
н. э.). Для него humanitas — это воспитание
и образование человека, способствующее
его возвышению. В совершенствовании
духовной природы человека основная
роль отводилась комплексу дисциплин,
состоящему из грамматики, риторики, поэзии,
истории, этики. Именно эти дисциплины
стали теоретической базой
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.
В упомянутом трактате проявляется
принципиально новый подход к
оценке античного наследия. По убеждению
Петрарки, прийти к новому расцвету
литературы, искусства, науки позволит
не слепое подражание мыслям замечательных
предшественников, а стремление подняться
до высот античной культуры и в
то же время переосмыслить и в
чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная
Петраркой, стала ведущей в отношении
гуманизма к античному
Первый гуманист считал,
что содержанием подлинной
Своими рассуждениями
Петрарка заложил основу формирования
личностного самосознания эпохи
Возрождения. В разные эпохи личность
осознает себя по-разному. Средневековый
человек воспринимался тем
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404—1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира:
«Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению».
Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.
«Человек укрощает ветры
и побеждает моря, знает счет времени...
Кроме того, он с помощью светильника
ночь превращает в день. Наконец, божественность
человека раскрывает нам магия. Она
руками человека творит чудеса — как
те, которые может сотворить
В подобных рассуждениях Джанноццо
Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499),
Томмазо Кампанеллы (1568—1639), Пико (1463—1494)
и др. проявилась важнейшая характеристика
гуманистического антропоцентризма —
тенденция к обожествлению
Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374—1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XV в. на папский престол.
Надо сказать, что до середины XVI в. преследования гуманистов со стороны католической церкви — явление крайне редкое. Поборники новой светской культуры не боялись костров инквизиции и слыли добрыми христианами. И только Реформация заставила церковь перейти в наступление.
Начало XVI в. ознаменовалось крупнейшим кризисом римско-католической церкви. Апогеем ее нравственного упадка и предметом особого возмущения стала продажа индульгенций — грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок.
«95 тезисов против индульгенций»,
вывешенные в 1517 г. на дверях церкви в
Виттенберге немецким богословом Мартином
Лютером (1483—1546), имели огромный резонанс.
Они послужили мощным стимулом для
выступлений против официальной
церковной идеологии и
Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства — протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы. Теоретические положения, выдвинутые Мартином Лютером и его последователями — швейцарским священником Ульрихом Цвингли (1484—1531) и французским богословом Жаном Кальвином (1509—1564), имели не только религиозный смысл, но были наполнены и социально-политическим и философским содержанием.
Отношения же Реформации и Ренессанса противоречивы. С одной стороны, гуманистов Возрождения и представителей Реформации роднила глубокая неприязнь к схоластике, жажда религиозного обновления, идея возврата к истокам (в одном случае — к античным, в другом — к евангельским). С другой стороны, Реформация — это протест против ренессансного возвеличивания человека.
В полной мере эта противоречивость
проявляется при сопоставлении
взглядов родоначальника Реформации Мартина
Лютера и голландского гуманиста
Эразма Роттердамского. Мысли Эразма
часто перекликаются с
Культурные и социально-
Информация о работе Общая характеристика философии эпохи Возрождения