Общее благо философии права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 13:03, реферат

Краткое описание

Общее благо как категория философии права. Это - одно из фундаментальных понятий европейской культуры. Идея общего блага появляется в античном обществе. Ее выразителями были Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон. Развивали эту концепцию и в средние века (Фома Аквинский, Гуго Гроций). Античные мыслители полагали, что политика является наукой о высшем благе человека и государства (полиса). Государство является высшей формой общения людей. В нем человек достигает своей высшей цели, которой является благая жизнь. В государстве представлено высшее благо и справедливость, выражающие политическую природу человека. Все это носит естественно-правовой характер.

Содержание

Общее благо как категория философии права…………………………2
Проблема общего блага в постсоветской России………….…………..4
Список используемой литературы……………………………………... 6

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат философия.docx

— 18.85 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление.

  1. Общее благо как категория философии права…………………………2
  2. Проблема общего блага в постсоветской России………….…………..4
  3. Список используемой литературы……………………………………... 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее благо как категория философии права.

Общее благо как категория философии права. Это - одно из фундаментальных понятий европейской культуры. Идея общего блага появляется в античном обществе. Ее выразителями были Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон. Развивали эту концепцию и в средние века (Фома Аквинский, Гуго Гроций). Античные мыслители полагали, что политика является наукой о высшем благе человека и государства (полиса). Государство является высшей формой общения людей. В нем человек достигает своей высшей цели, которой является благая жизнь. В государстве представлено высшее благо и справедливость, выражающие политическую природу человека. Все это носит естественно-правовой характер. Общее благо коренится в естественном праве и является выражением естественно-правовой справедливости. Государство является справедливым с позиций естественного права способом выражения и защиты блага всех членов социума, воплощение того, что есть справедливость и право. В государстве общее благо всех и благо каждого оказывается одним и тем же. Для реализации этой концепции нужны общая власть (государство) и общеобязательные законы (соответствующие требования естественного права и справедливости). Фома Аквинский в сочинении "Сумма теологии" утверждал, что закон должен выражать общее благо всех членов общества. Гуго Гроций отмечал в работе "О праве войны и мира", что государство является совершенным союзом свободных людей, заключенным ради соблюдения права и общей пользы. В работах "Оправдание добра" и "Критика отвлеченных начал" В.С.Соловьев писал, что задача правового государства заключается в осуществлении наибольшей общей пользы. Для этого государство должно возвышаться над всяким личным интересом, заботиться о пользе всех одинаково, то есть обеспечивать справедливость. Он доказывал необходимость того, чтобы свобода других, независимо от ее личного признания индивидом, всегда могла на деле ограничивать свободу индивида в равных пределах со всеми. Это требование принудительной справедливости, полагал он, привносится из идеи общего блага или общественного интереса. Реализация естественного права в позитивном праве может быть выражена, по мнению В.С.Соловьева следующим образом: "Право есть исторически подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага" (В.С. Соловьев. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990. С.452-453)

           Общее благо, государство и законы - необходимые формы выражения  природы человека как социального (политического) и разумного существа. Общая социальность и разумность  людей, лежащая в основе концепции  общего блага, предполагает свободу  и равенство людей как членов  данного социального целого, как  субъектов этого общего правопорядка. Общее благо - правовая модель  выявления, согласования и признания  различных, противоречивых интересов  членов общества как их блага, возможного с точки зрения  единой для всех правовой нормы. Лишь согласованные на основе  этой нормы различные интересы  могут быть квалифицированы как  благо индивидов и общее благо. Общее благо выражает объективно  необходимые всеобщие условия  для возможного совместного бытия  всех членов данного сообщества  в качестве свободных и равных  субъектов и тем самым - всеобщие  условия для выражения и защиты  блага каждого.

           В русле такого подхода в  Европе утвердились идеи всеобщей  свободы и правового равенства  всех людей, неотчуждаемых прав  и свобод человека и гражданина, правового закона и государства. Круг лиц, на которых распространялась  концепция общего блага, исторически  изменялся. В Новое время, со становлением  национальных суверенных государств, этот круг ограничивался рамками  отдельных государств. На лиц, входивших  в этом круг, распространялся  принцип формального равенства  и единство правопорядка. Современная  интеграция европейских обществ  в рамках Европейского Союза также осуществляется на основе концепции общего блага. Но это уже новый, наднациональный способ интеграции и обеспечения общего блага. Объединенная Европы создает единое правовое пространство, в котором все граждане государств-членов ЕС будут обладать равными правами и возможностями защиты этих прав в органах правосудия на всей территории ЕС.

 

  1. Проблема общего блага в постсоветской России.

Проблема общего блага в постсоветской России. Концепция общего блага является достоянием европейской культуры. Она была известна в России, но в истории нашего общества эта концепция не получила своего последовательного практического развития. Это может быть объяснено особенностями истории российского государства и права, до сих пор не преодоленными трудностями в становлении правового государства и развития гражданского общества. Известно, что отношение отечественных мыслителей к европейской культуре носит противоречивый характер "любви-ненависти". Так, в XIX веке важнейшей особенностью российской культуры было сомнение в применимости у нас опыта европейской цивилизации. Под вопрос ставились или даже полностью отвергались как непригодные для России многие элементы цивилизации (государство, право, частная собственность, городская жизнь, наука). Примером может служить спор В.С.Соловьева и Л.Н.Толстого в 90-е гг. XIX в., в котором первый выступал в основном в роли защитника ценностей цивилизации, а второй - в роли их страстного обличителя. С позиций христианского гуманизма В.С.Соловьев с осуждением воспринимал российское общество, в котором было слабое развитие личностного начала и гражданской жизни: "…при подавленности личного начала из людей образуется не общество, а стадо. Тут уже нет речи о законности, о праве, о человеческом достоинстве, о нравственности общественной - все это заменяется произволом и раболепством. И вот культ сильной и только сильной власти… возводит в принцип коренное бедствие нашей жизни, указывает в нем наше главное превосходство над западною цивилизацией, погибающей будто бы от доктринерских идей законности и права" (В.С.Соловьев. Национальный вопрос в России // В.С.Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.1.- М.: Изд-во "Правда", 1989. С.477).

           В Конституции РФ 1993 года признаны  права и свободы человека и  гражданина, закреплены основы правового  государства, принципы демократизма, допущен политический плюрализм, многообразие форм собственности. Это открывает путь к утверждению  в России идей общего блага  в их правовом смысле. Однако  движение в этом направлении  осуществляется медленно и трудно. Новая конституция еще не стала  в полной мере новым "общественным  договором", выражающим в конституционно-правовой  форме общее согласие населения  об общем благе, о путях проводимых  преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Алексеев С.С. Философия права. - М., 1998.
  2. Моисеев С.В. Философия права. Курс лекций. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2003.
  3. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. - М., 1997.

 

 


Информация о работе Общее благо философии права