Общее понятие софистики и периодизация софистских школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 14:18, реферат

Краткое описание

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:
старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Вложенные файлы: 1 файл

12.docx

— 16.43 Кб (Скачать файл)

Софиты – философская  школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:

старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

 младших софистов –  Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал  к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал  софистику в практической деятельности.

2. Характерные черты философии  софистов.

Для софистов характерно:

критическое отношение к  окружающей действительности;

стремление все проверить  на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как  предмет критики;

субъективизм в оценках  и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что  действительность существует только в  мыслях человека.

3. Софизм как основной  логический прием софистов.

Свою правоту представители  данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым  правильное с первого взгляда  умозаключение оказывалось в  итоге ложным, и собеседник запутывался  в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения  является «рогатый» софизм:

«То, что не потерял, ты имеешь,

ты не потерял рога;

значит ты их имеешь».

Данный результат достигается  не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а  в результате некорректного использования  логических смысловых операций. В  указанном софизме первая посылка  ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

 

4. Значение деятельности  софистов.

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

критически взглянули  на окружающую действительность;

распространили большое  количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались  древнегреческими просветителями).

5. Философия Протагора.

Видным представителем старших  софистов являлся Протагор (V в. до н.э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

вне человеческого сознания ничего не существует;

нет ничего раз и навсегда данного;

что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

если завтра то, что хорошо сегодня станет плохим, то, значит, оно  является вредным и плохим в действительности;

вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека («То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется  горьким»);

окружающий мир относителен;

объективное (истинное) познание недостижимо;

существует только мир  мнения.

Одному из современников  Протагора приписывается создание произведения «Двоякие речи», которое  также подводит к мысли об относительности  бытия и познания («Болезнь есть зло для больных, но благо для  врачей»; «Смерть есть зло для  умирающих, но благо для могильщиков  и гробовщиков») и учит молодого человека достигать победы в споре  при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение  Протагора к борам: «О богах я  не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию – и вопрос темен, и людская жизнь коротка».

6. Философия Сократа.

Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к  софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

 Сократ вел свою  философию и просветительскую  работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой  были злободневные проблемы того  времени, актуальные и ныне: добро;  зло; любовь; счастье; честность  и т.д. Философ был сторонником  этического реализма, согласно которому:

любое знание есть добро;

любое зло, порок совершается  от незнания.

Сократ не был понят  официальными властями и воспринимался  ими как обычный софист, подрывающий  устои общества, сбивающий с толку  молодежь и не чтящий богов. За это  он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

способствовал распространению  знаний, просвещению граждан;

искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.;

открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

ввел диалогический метод  нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов;

воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».

7. «Сократические школы».

«Сократические школы» - философские  учение, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ»  относится:

Академия Платона;

школа киников;

киренская школа;

лигарная школа;

элидо-эритрийская школа.

Академия Платона –  религиозно-философская школа, созданная  Платоном в 385 г. до н.э., имевшая целью  исследование философских проблем, почитание богов и муз и  просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет).

Киники – философская  школа, которая обосновывала идею свободы  вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали  традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках.

Наиболее известными представителями  киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»).

Киренская школа – основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики):

выступали против изучения природы;

высшим благом считали  наслаждение;

соответственно целью  жизни видели наслаждения, счастье  воспринимали как совокупность наслаждения, богатство – как средство для  достижения наслаждения.

Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители – Евбулид, Диодор Крон.

Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.

Помимо философских теоретических  изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище «спорщики».

Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество.

Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к  нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте  возникает куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после  добавления одного зерна?»

Апория «Лысый»: «Если  из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становиться лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»


Информация о работе Общее понятие софистики и периодизация софистских школ