Общение как потребность. Феномен одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:52, реферат

Краткое описание

Многие годы и десятилетия без особых доказательств принимали тезис о том, что одиночество – этот неизменный спутник отчуждения – присуще только западному миру, когда у нас, в силу гуманистического характера социалистического общества одиночества быть не может. Тезис этот, однако, все более и более расходиться с действительностью. В последнее время ученые обнародовали одиночество пожилых людей, одиночество стрости, в зону социального риска, вызываемого отчуждением, были включены подростки, молодежь.

Содержание

Введение
Раздел 1 Изучение подходов к пониманию одиночества зарубежных и отечественных авторов;
1.1. Основные аспекты одиночества;
1.2. Общие понятия одиночества;
1.3. Типы одиночества;
1.4. Стратегии психологической помощи в актуализации позитивного потенциала одиночества;
1.5. «Затянувшееся» одиночество;
1.6. Влияние одиночества на личность;
1.7. Выделение когнитивного, эмоционально и поведенческих показателей одиночества с личностными факторами;
1.8. Отражение одиночества на самоотношение, самовосприятие и поведения личности;
1.9. Влияние одиночества на самоотношение личности (влияние факторов самоотношения на одиночество);
1.10. Я- концепция и одиночество;
1.11. Особенности оформления Я-концепции подростка;
1.12. “Эмоциональный и объектный голод” Блосса;
1.13. Наиболее конструктивный вариант одиночества;
1.14. Влияние фактора физического развития. «Корректировка»
Я-концепции;
1.15. Актуализация позитивного потенциала одиночества;
1.16. Стратегии психологической помощи в актуализации позитивного потенциала одиночества;

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Подростки, не желающие подчиниться  принятым в обществе нормам морали и поведения, могут заслужить  некое смешанное с недоброжелательством уважение, но они же обычно становятся мишенью для насмешек. Такому ребенку  приходится тяжко — он разрывается между желанием быть «как все» и стремлением быть тем, кто он есть на самом деле, то есть отличаться от остальных.

Порой они так несчастны  потому, что большинство склонно  судить о людях по чисто внешним  признакам. То есть по внешности.                                                                                                Таким образом, мы вправе сделать вывод, что фактор физического развития (форма тела) играет существенную роль в формировании “Я” и значимо влияет на развитие личности, более того, этот фактор является одним из ведущих для формирования подростком позитивного к себе отношения, а значит, существенным для ситуации одиночества.

Ситуация формирования негативной “Я-концепции” под влиянием семейных условий будет характеризовать одиночество как следствие нарушения неприкосновенности внутреннего мира. Причиной этому будет утрата доверия к родителям, педагогам, друзьям. Этот вариант одиночества, будет представлять более острую форму процесса и является характеристикой нарушенного воспитательного процесса.

С момента попадания  ребенка в условия школы, его  Я-концепция начинает “корректироваться” педагогами, сверстниками, собственным  отражением в зеркале, в конце  концов. Возникновение ощущения одиночества, его закрепление в таких условиях – дело нескольких ситуаций. Именно на этом базируется острейшая необходимость разработки и построения системы, позволяющей предотвращать кризисы одиночества, вести профилактику формирования “комплекса одиночества” вообще.

При переходе от индивидуума к группе, при включении личностной идентичности в групповую, одиночество играет роль изолятора внутреннего “Я” и постепенно выпускает его в виде различных характерологических особенностей, по сути, контролируя процесс адаптации и приспособления к социуму. Одновременно одиночество остается “вариантом отхода”, нишей, которая предназначается личности в случае невключения ее в социумные отношения, либо негативный контакт.

Высшее рассмотренная  типология дала возможность квалифицировать  одиночество как проблему и как ресурс личностного развития и позволила наметить стратегию психологической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества. Общая стратегия психолого-педагогической помощи в развитии личности заключается в организации движения личности от интернального отрицательного одиночества к интернальному положительному.

На основе разработанной  типологии одиночества, юношеское  одиночество квалифицировано как  потенциально интернальное положительное (юноша, в отличие от подростка, начинает понимать или интуитивно угадывает значимую положительную роль одиночества в становлении своей личности и может сознательно выбирать одиночество). Активность юноши по отношению к одиночеству носит конструктивный, глубоко мотивированный характер. К такому выбору располагают интересы, предпочтения и потребности, свойственные юношескому возрасту: потребность в самопознании и самоисследовании, в самоопределении и др. Однако молодому человеку может недоставать внутренних ресурсов для полного использования положительного потенциала одиночества, а мотивы его выбора могут быть ошибочными. В связи с этим ему необходима профессиональная психолого-педагогическая помощь в актуализации позитивного потенциала одиночества.

Одиночество в юношеском  возрасте связано с основными процессами и феноменами самосознания, оказывает влияние на формирование отношения к себе (эмоциональные проявления одиночества), представлений о себе (когнитивные проявления одиночества), на характерологические особенности и выбор способов поведения (поведенческие проявления одиночества). Одиночество связано с жизненными основными событиями личности (отделение от родительской семьи, расширение контекста социальных отношений, планирование своего будущего, установление интимно-личностных отношений) и задачами развития личности в юношеском возрасте.

Внутренними условиями  актуализации позитивного потенциала одиночества являются: осознание  одиночества, формирование положительного восприятия одиночества (отношения  к нему); формирование положительного самоотношения, повышение ценности своей личности; формирование положительного самовосприятия личности, принятие ответственности за свою жизнь, формирование активной позиции по отношению к одиночеству; повышение коммуникативной компетентности старшеклассников, оптимизация отношений с группой сверстников и получение опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями; понимание позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождение мотивов выбора одиночества.

Общая стратегия помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества – это организация движения личности от интернального отрицательного одиночества к интернальному положительному. Реализация стратегии психологической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества и, тем самым – в развитии личности, предполагает выполнение ряда внешних условий. Во-первых, создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности), для понимания того, что развитие индивидуальности возможно только в контексте социальных отношений. Во-вторых, - моделирование в опытно-экспериментальной работе основных жизненных событий и создание условий для экстернализации внутренних противоречий, совершения личностного выбора. В-третьих, это нахождение таких форм работы, в которых было бы возможно движение от интернального отрицательногок к интернальному положительному одиночеству. С целью создания отмеченных условий была разработана и верифицирована модель психолого-педагогической помощи в развитии личности. Модель включила в себя такие формы работы, как: ознакомление учащихся с результатами диагностического обследования; групповая дискуссия с учащимися на тему «Я в мире людей» (с использованием самооценивающего опросника «Я в мире людей»); индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование (с использованием разработанной проективной методики - рисунок на тему «Я в мире людей»); психологический тренинг на тему «Я в мире людей»; индивидуальное психологическое консультирование по результатам тренинга (таблица 1).

Модель психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассника  через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества апробирована в практической работе со старшеклассниками и оценена как результативная.

 

Заключение

Как мы уже заметили, одиночество  очень двулико, стало ясно, что  одиночество – это не то, что  можно увидеть, это то, чего нельзя не увидеть.

В данной работе описано  юношеское одиночество как потенциально интернальное положительное, исходя их психологических особенностей данного  возраста, социальной ситуации развития, основных жизненных событий и  задач развития. Выявлен общий  характер связи юношеского одиночества с основными процессами и феноменами самосознания (самоотношение, самовосприятие и поведение). Подтверждено положение об одиночестве как психическом феномене на основе экспериментальных данных об отражении одиночества в основных аспектах психической деятельности (самоотношение, самовосприятие, поведение). Раскрыто позитивное влияние одиночества на личность, которое заключается в том, что оно служит своего рода «индикатором» неудовлетворенности человека своим положением и побуждает к личностному развитию, является причиной изменений в «Я-концепции» личности.

В последнее время, уже  на основе научных исканий в области  психологии одиночества и с учетом большой практической необходимости, появляются специальные социальные институты, предназначенные оказания конкретной помощи одиноким. Это государственные учреждения и кооперативы «Служба семьи», «Служба знакомств», телефоны доверия, кризисные службы, неформальные объявления, собирающие единомышленников в организационные группы и тем самым выполняя функции профилактики одиночества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.  Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989

2.  Перлман Д., Пепло Л. Э. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989

3.  Пузько В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества // Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества», Владивосток, 1995

4.  Садлер У.А., Джонсон Т. Б. От одиночества - к аномии // Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989

5.  Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1991

6.  Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты, упражнения. М., 2000

7.  Фромм Э. Искусство любви. М., 1995

8.  Хараш А.У. Психология одиночества // Педология/новый век. № 4, 2000 г.

9.  Ялом И. Экзистенциальная психотерапия М., 2000


Информация о работе Общение как потребность. Феномен одиночества