Общественное и индивидуальное сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 13:36, контрольная работа

Краткое описание

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привело людей к заключению, что в их головах происходят процессы, отличные от процессов в окружающей природе. Тогда же появилось представление о «душе» и были поставлены вопросы: что представляет собой «душа»? как она соотносится с предметным миром? С тех пор вокруг сознания ведутся споры о его сущности, возможности и путях познания. Одни исходили из познаваемости сознания, другие утверждали, что понять сознание - столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или стремление человека увидеть из окна самого себя идущим по улице.
Разделились и мнения философов. Идеалисты и богословы отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм вырывает сознание из материального мира и считает его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1.Сознание…………………………………………………………………. 5
2.Функции сознания………………………………………………………. 10
3.Общественное сознание………………………………………………… 13
4.Индивидуальное сознание……………………………………………… 17
Заключение………………………………………………………………… 19
Список литературы……………………………………………………….. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1.Сознание…………………………………………………………………. 5

2.Функции сознания………………………………………………………. 10

3.Общественное сознание………………………………………………… 13

4.Индивидуальное сознание……………………………………………… 17

Заключение………………………………………………………………… 19

Список литературы……………………………………………………….. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Самые первые представления о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привело людей к заключению, что в их головах происходят процессы, отличные от процессов в окружающей природе. Тогда же появилось представление о «душе» и были поставлены вопросы: что представляет собой «душа»? как она соотносится с предметным миром? С тех пор вокруг сознания ведутся споры о его сущности, возможности и путях познания. Одни исходили из познаваемости сознания, другие утверждали, что понять сознание - столь же тщетная попытка, как и стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или стремление человека увидеть из окна самого себя идущим по улице.

      Разделились и мнения философов. Идеалисты и богословы отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм вырывает сознание из материального мира и считает его самостоятельной и созидающей сущностью всех вещей.

      На ложных позициях стоит и дуализм в толковании сознания. Рассматривая душу, сознание и тело как не зависящие друг от друга начала, дуализм не может объяснить взаимосвязи психических и физиологических процессов в организме.

          В отличие от идеализма и дуализма, материализм исходит из того, что материя противоположна сознанию: она существует вне сознания и независимо от него, тогда как сознание не может существовать вне материи. Материя первична и исторически и гносеологически по отношению к сознанию: она есть и носитель и причина его возникновения. Сознание же - нечто производное от материи: как свойство мозга и как отражение мира.

     Материя обладает такими свойствами, которых нет и не может быть у сознания. Сознание связано не со всей материей, а только с человеческим мозгом, да и не со всем мозгом, а только с его частью - корой больших полушарий - и не постоянно, а в определенные периоды времени - во время бодрствования, при этом мыслит не мозг, а человек при помощи мозга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОЗНАНИЕ

      Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

      Считая сознание вторичным по отношению к материи, диалектико-материалистическая философия решительно выступает против искажения природы сознания так называемыми вульгарными материалистами XIX в. допускавшими, будто мысль выделяется мозгом так же, как желчь печенью, и что мышление в этом смысле материально. Их ошибка заключается в отождествлении мышления, сознания, психики с материей, между тем как мысль не есть вид материи.

      Можно ли абсолютно противопоставлять сознание материи? В рамках основного вопроса философии. На самом деле мысль, сознание существуют как реальные явления природы, однако они не тело и не вещество, подобные упомянутым желчи или мозгу.

      Признание материальности мысли ведет к тому, что гносеологическое противопоставление материи сознанию, материализма - идеализму теряет всякий смысл. Назвать мысль материальной, каким-то видом материи - значит отбросить различие первичного и вторичного, отражаемого и отраженного, субстанции и свойства, а, следовательно, отрицать противоположность материализма и идеализма. Нетрудно заметить также, что вульгарный материализм допускает существование мысли без мозга после того, как она «выделена» им. А это в корне расходится с данными науки.

      Критикуя вульгарный материализм, еще Ленин чрезвычайно ясно показал, что в рамках основного гносеологического вопроса (т.е. вопроса о том, что первично — материя или сознание) противоположность материи и сознания, а, следовательно, материализма и идеализма носит абсолютный характер. Но противоположность материи и сознания за пределами решения основного вопроса философии теряет абсолютный характер. За этими пределами относительность данного противоположения становится несомненной, ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и, следовательно, неразрывно связано с материей.

       Абсолютное же противопоставление материи и сознания ведет к дуализму и идеализму, поскольку тогда сознание выступает как некоторая самостоятельная субстанция, существующая наряду с материей, с нервным веществом, с мозгом. Поэтому и безоговорочное утверждение, что мысль нематериальна, также ошибочно, ибо подобное утверждение игнорирует зависимость сознания, от материи, связь психических явлений с материальными процессами. Чрезмерное настаивание на нематериальности мысли, сознания, психики ведет к идеалистическому отрыву сознания от материи, своего материального носителя - человеческого мозга.

      Психика, сознание не могут существовать ни в виде «чистых», отдаленных от мозга идей, мыслей, ни в виде какого бы то ни было вещественного «выделения» мозга. Сознание есть одно из свойств движущейся материи, есть особое свойство высокоорганизованной материи. Это положение означает, что между сознанием и материей существуют и различие, и связь, и единство.

      Различие состоит, во-первых, в том, что сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств, возникающее на определенной ступени ее развития, во-вторых, в том, что составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов как идеальные копии последних.

      Единство и связь между сознанием и материей также раскрываются в двух аспектах. С одной стороны, психические явления и мозг тесно связаны между собой как свойство и материальный субстрат, которому это свойство принадлежит и без которого оно не существует; с другой - возникающие в сознании психические образы сходны, тождественны по содержанию с вызывающими их материальными объектами.

     Глубочайшей сущностью сознания в гносеологическом плане является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие сознание образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли.

     Идеальность сознания есть не что иное, как отражение действительности в форме знаний, эмоций, воли, видов и способов (логики) практической деятельности человека.

     Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру, отношения, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями, - способностью прежде всего отражать в материальных формах языка, знаков и превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

     Идеальное не является чем-то самостоятельным по отношению к сознанию в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане понятие «идеальное» позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения и тем самым конкретизировать материалистическое понимание сущности сознания, его противоположность материи. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотношения материи и сознания, отношения сознания к материальному миру.

     Идеальное - это предмет, «отчужденный» от самого себя, существующий не в своей собственной конкретно-чувственной форме, а на базе вещества и процессов мозга.

     В то же время идеальное и материальное не разделены непроходимой гранью. Идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Такое преобразование материального в идеальное, как известно, производит мозг, а вернее, человек при помощи мозга.

     Как видим, не только материя (объективная реальность), но и сознание (идеальная реальность) является чрезвычайно сложным объектом философии. И чтобы полнее и конкретнее представить сущность сознания, его обратное воздействие на материю, следует выяснить его предысторию и историю, роль социальных факторов в его становлении и развитии.

     Ключ к разгадке тайны сознания кроется прежде всего в выяснении условий и форм его происхождения. Отказ от постановки вопроса о происхождении сознания, конечно, не способствует прояснению его содержания и сущности. И если нелогично объявлять всю материю сознательной и тем более считать материю и сознание независящими друг от друга субстанциями, то остается испробовать новый, "срединный", путь, предположив, например, что всей материи присуще в качестве предпосылки сознания определенное свойство, которое при соответствующих условиях способно перерасти в сознание. В этом главный смысл ленинской гипотезы об отражении.

      Всеобщность свойства отражения, лежащего в "фундаменте" самого здания материи, обусловлена универсальностью материального взаимодействия. Все предметы объективного мира постоянно воздействуют друг на друга и претерпевают определенные изменения, сохраняя "след" внешнего воздействия.

      В процессе разработки понятия отражения возникла необходимость в соотнесении его с понятием информации. Последнее, применявшееся первоначально только для обозначения сведений, используемых при общении между людьми, постепенно стало приобретать общенаучный статус. Информация в этом плане стала пониматься как свойство явлений быть побудителем известных действий, способствовать активной ориентации в окружающем мире. Существуют две основные концепции информации:

1) как формы отражения, связанной с самоуправляемыми  системами, т.е. живыми, техническими, социальными;

2) как аспекта, стороны  отражения, которая может объективироваться, передаваться, храниться.

     На различных уровнях организации материи отражение имеет свои качественные особенности. Формы отражения совершенствуются по мере усложнения самих явлений, и их роль в бытии соответствующих уровней организации материи непрерывно возрастает.

     В неживой природе отражение представляет собой свойство вещей воспроизводить под воздействием других вещей такие следы, отпечатки или реакции, структура которых соответствует каким-либо сторонам воздействующих на них вещей. Эти отражения отличаются относительной простотой и пассивным характером.

    Сознание тесно связано с языком - наиболее эффективным способом передачи социальной информации. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций. Для него характерны такие функции, как экспрессивна; когнитивная; коммуникативная, состоящая в осуществлении общения между людьми, и кумулятивная.

    Расширение потребностей человека в общении и познании приводит к тому, что он, не удовлетворяясь естественными языками, складывающимися в основном стихийно, создает так называемые "искусственные" языки (язык формул и графиков, "машинный" язык).

    Таким образом, труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется не только в его происхождении, но и в повседневной жизни, ибо вне социальной среды оно не может нормально функционировать. Известны примеры, когда дети, оказавшись в младенческом возрасте на длительное время вырванными из социальной среды, навсегда останавливались в своем умственном развитии и не могли стать полноценными людьми.

 

2. ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ

     Функции сознания - это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.

     Первой функцией сознания является познавательная, или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственного, образного познания и восходит к абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный фактический материал, который потом обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая, таким образом в суть наиболее сложных явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Эта функция является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция носит не пассивный, а активный, эвристический характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.

     Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в том, что в памяти человека «оседают», накапливаются знания, полученные не только из непосредственного, личного опыта, но и от современников или предшествующих поколений людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное решение.

     Следующая функция - аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности становится получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает в себя проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.

Информация о работе Общественное и индивидуальное сознание