Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:48, реферат
Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.
Введение………………………………………………………………. 3
Глава 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ
1.1 Биологические предпосылки возникновения сознания…………5
1.2 Роль труда в формировании сознания……………………………6
1.3 Роль языка и общения в формировании сознания………………7
1.4 Общественное сознание…………………………………………..8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
СОЗНАНИЯ…………………………………………………………...9
Заключение ………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………….19
Трудовую концепцию или
концепцию происхождения
Наконец, субстанциальная концепция пытается представить сознание как конкретное, на уровне человека выявления исходного положения мира – духа, или идеи, или мирового разума (интеллекта). Эта концепция объясняет, например, направленность эволюционных процессов как движение да полного выявления качеств субстанции мира; определенной степени она объясняет и динамизм процессов бытия (поскольку дух – это движение, энергия), и некоторые характеристики сознания (саморефлексия, трансцендентность). Однако и она награждает нас серией сложных вопросов: например, субстанциальные характеристики по своему качеству должны быть первыми, а, значит, мощными, однако, как мы знаем, сознание держится на постоянном внутреннем усилии. Если сознание изначально является идеальным, тогда зачем для его проявлений нужна несовершенная материальная реальность? Какую роль в субстанциальном процессе отведена человеческому страданию и надеждам на бессмертие?
Итак, анализ основных концепций происхождения сознания позволяет сделать вывод о том, что ни одна из них не может объяснить всех сложностей сознания как явления человеческого бытия, но каждая из них выделяет и акцентирует действительно очень важные черты сознания, поэтому мы должны учитывать их все, понимая и оценивая их как своеобразные элементы единой мозаичной картины: хотя вся картина не складывается, однако имеющиеся ее фрагменты дают возможность представить ее себе достаточно полно и отчетливо.
На основе рассмотрения указанных концепций можно выделить следующие ведущие факторы возникновения и функционирования сознания:
1) общекосмический фактор, удостоверяющий принципиальное родство процессов сознания со всем богатством космических явлений и процессов; это проявляется, в частности, по замеченной еще древними греками способности нашего сознания принять в свое содержание и понять все, что происходит в космосе, каким бы отдаленным оно не было от реальных потребностей человека; сегодня этот фактор проявляет себя уже неоднократно упомянутой способности человеческого мозга впитать в себя всю информацию космоса;
2) трансцендентальный фактор, который можно отнести и на счет связи сознания с абсолютным, так и на счет проявлений в нем признаков субстанциональности; этот фактор проявляет себя в способности сознания производить абсолютные, эталонные измерения сущего, а также в его определенной самовладности, саморефлексивности, в его стремлении и способности выходить за все и всяческие границы, включать всевозможное содержание в свое наполнение;
3) информационный фактор – человеческое сознание способно «снимать» с любого сущего его внутренние и внешние формы, переводя это сущее в процесс формальных соотношений и комбинаторики, а это значит, что человеческое сознание органически связано с информационными процессами и возникает, по мнению некоторых философов, способностью овладевать и оперировать «чистой информацией»;
4) естественно-биологический фактор указывает на то, что человеческое сознание нельзя оторвать от естественных процессов хотя бы в той их части, которая предстает как своеобразие земных планетарных процессов в единстве органических химических процессов, растительного и животного мира. Сознание связано с психикой, а последняя – с общими условиями и особенностями развития нашей планеты, и наконец, необычайная пластичность человеческого организма, его чувствительность, богатоэлементность и т.д.;
5) психологический фактор позволяет осмысливать сознание как в аспекте внутреннего саморегулирования человеком своих жизненных действий и процессов, так и в его единстве с человеческой телесностью, нейрофизиологией и жизненной энергетикой. Сегодня известен целый ряд феноменов, которые свидетельствуют удивительные возможности человеческой психики, однако последняя неотделима от процессов сознания, поскольку все психические процессы человека обусловлены предметным содержанием психики, способно поставлять только сознание;
6) социально-деятельный фактор связан с тем, что человеческое сознание вписано в исторический опыт человечества и, в значительной степени, – в исторический опыт развития человеческой деятельности. В элементарном своем обнаружении сознание предстает как способность человека вести с вещами культуры человеческим образом, уметь их использовать и, по крайней мере, – воспроизводить. Этот фактор позволяет также заметить такой очень важный момент, что сознание реально существует как характеристика способности отдельного человека. По сути, оно предстает явлением социальным, а значит, – общечеловеческим. В определенном смысле сознание неделимо, так и его содержание, и условия его реального бытия создаются совместными человеческими усилиями, а потому между людьми возможны взаимопонимания;
7) культурно-исторический фактор свидетельствует, что принципиальная связь сознания с мыслями, их образованием и функционированием. Культуру часто выводят из понятия культа, а, следовательно, из стремления к высшему, священному, вечному. Культура впитывает все это в свое содержание, а потому для сознания она выступает, с одной стороны, степенью ее творческих самовыявлений, а с другой стороны, вечным источником приобщения к сфере первых и высших жизненных смыслов;
8) антропологический фактор позволяет увидеть сознание в специфически человеческих измерениях и определениях, например, в определение половых ее проявлений, в определение человеческого страдания и стремлений, человеческого здоровья и болезней, нормы и патологии в психике, мистических видений и грез и др.;
9) индивидуально-личностный фактор формирования сознания фиксирует его единство с жизнью и биографией конкретного человека, с событиями жизни, индивидуальными особенностями и характеристиками данного человека, его способностями, достоинствами и недостатками и т.п.
Только учет всех указанных факторов может спасти нас от односторонних и упрощенных подходов к пониманию, оценки трактовок сознания, откроет путь к его надлежащей ценности. Сознание возникает, будто своеобразным перекрестком, где сочетаются силы и тенденции, которые действуют через взаимодействие конкретных частных форм сущего и эволюции отдельных форм жизни, силы и тенденции мирового целого.
Итак, сознание — это специфично человеческое отражение и духовное освоение действительности, свойство высокоорганизованной материи — человеческого мозга, которое заключается в создании субъективных образов объективного мира, удержании, сохранении и переработке информации, в выработке программы деятельности, направленной на решение определенных задач в активном управлении этой деятельностью.
Сознание является общественно-историческим продуктом. Оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе становления и развития трудовой деятельности и речи, формируясь только в условиях социальной среды, постоянного общения индивидов между собой.
И если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема механизма возникновения сознания до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан. Кроме того, попытки его решения стимулируют как человеческое самопознания, так и развитие науки.
Заключение
Для возникновения и развития
сознания необходимо одно важное условие
– наличие человеческого
Можно сделать следующие
выводы: Сознание - высшая форма отражения
действительного мира, свойственная
только человеку. Оно связано
Список использованной литературы
1 Добросельский П.В. «Опроисхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении» М: - «Благовест», 2008, 95 с.
2 Кант И. Критика чистого разума / Пер.с нем. Н. Лосского. – М.: Литература, 1998.
3 Прибрам К. Языки мозга: Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. Изд.2/ Пер.с англ. Я. Н. Даниловой и Е. Д. Хомской. – М: Прогресс, 2010. 158с.
4 Нусинов М.Д. Занесение жизни из космоса на Землю. Панспермия. // «Земля и Вселенная», №6, 1981
5 Рогинский Я. Чарльз Дарвин и проблема происхождения человека. – М., 1953.