Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 06:02, реферат
Действительно, определенные идеи, рожденные в голове того или иного человека, начинают жить в общественном сознании. Ведь прежде чем та или иная идея станет предметом общественного спроса, она, разумеется, дала ответ на какой-нибудь духовный запрос мыслящих людей.
Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном, языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Общественное сознание. Сущность и роль в жизни человека и общества……………………………………………………………………………..3
1.1 Единство и различие общественного бытия и общественного сознания……………………………………………………………………………..3
1.2 Личное и общественное сознание: их взаимодействия и противоречия……………………………………………………………………….6
2. Обыденно-практический и теоретический уровни общественно сознания…………………………………………………………………………....13
3. Общественное мнение и слухи как формы выражения общественного сознания……………………………………………………………………………15
4. Социальная психология и идеология………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………….21
Источником общественного мнения могут служить различные каналы массовой коммуникации, прежде всего пресса, радио, телевидение, а также слухи, разные формы коллективного и индивидуального опыта, выраженные в тех или иных видах социальной информации.
Непосредственным проводником мнения той или иной социальной группы является ее руководитель, особо авторитетное лицо. Информация, формирующая общественное мнение, преломляется через призму личного опыта человека, мировоззрение, уровень его культуры. Роль общественного мнения зависит от характера социального строя, степени участия народных масс в руководстве социальными процессами, от уровня сознательности и культуры народа. Чем демократичнее общественный строй, тем больше возможность влияния общественного мнения на решение внутренних и международных проблем.
Слухи - это альтернативная форма распространения сообщений. Появляются они тогда, когда средства массовой информации, несмотря на всю свою техническую мощь и практически безграничные возможности, не удовлетворяют потребности какой-то группы людей либо даже значительной массы в определенной информации. Именно тогда эта жажда утоляется «коллективным творчеством», т.е. слухами.
Появление слухов стимулирует и такое явление, как эмоциональная недостаточность информации. Слухи являются важной формой выражения общественных настроений и мнений и в то же время сами формируют эти настроения и мнения. Обществу, государству необходимо изучать закономерности их циркуляции и делать это знание своим орудием в борьбе со слухами: они - дело очень серьезное. Так, опыт всемирной истории говорит о том, что для государства ведущего войну, гибельными являются обычно не столько реальные потери, сколько воображаемые, и вследствие этого упадок боевого духа, лишающий государство даже тех сил, которые оставила ему судьба. Слухи могут стать немалой силой, толкнуть людей на трагические по своим последствиям поступки. Для возникновения того или иного слуха необходим не просто интерес, а неудовлетворенный интерес, когда информация становится остро желанной и необходимой.
4. Социальная психология и идеология
Соотношение между обыденным и теоретическим уровнями сознания по-особому трансформируется в соотношении между общественной психологией и идеологией.
Общественная психология
есть частичный аналог обыденного уровня
сознания, в котором представлены
разнообразные научные и
Идеология - это частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности. Идеология возникла в эпоху политических движений XVIII в., она появилась одновременно с государством и политическими партиями. Отстаивая свои интересы, они генерировали соответственно им социальные идеи. В идеологии аккумулируется социальный опыт общественных групп, классов, формулируются их социально-политические задачи и цели, выстраивается система авторитетных идеалов. Существенным свойством идеологии как специфическою теоретической формы сознания выступает то, что она отражает действительность не так целостно-непосредственно, как общественная психология, а опосредствованно, вырабатывая свой категориальный инструментарий, который в силу присущей ему абстрактности как бы дальше отходит от действительности, вследствие чего возникает опасность самозамыкания идеологии, впадения в схоластическое теоретизирование.
Идеология может быть иллюзорной и лживой, прогрессивной и реакционной, гуманной и человеконенавистнической.
Все зависит от ее конкретного содержания и социально-исторического контекста, ее породившего, питающего и внедряющего в сознание народных масс.
Например, коммунистическая идеология, утверждая высокие принципы социальной справедливости, в конечном счете, выродилась (особенно в период жестоких, антигуманных форм бытия) в пагубную для общества и личности форму мифологии, резко отрицательно сказавшись на всех формах общественного сознания, прежде всего на общественных науках, литературе и искусстве, на философии, превратившихся в апологетику уродливых форм нашего социального бытия. И дело не только в ложности идеологии и ее пропаганде. Была ложной сама действительность: мы хотели реализовать утопию, тем самым, превратив в утопию саму жизнь.
Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии, к ее дисгармонии и расшатыванию. Если для структуры общественного сознания характерна дисгармония, доходящая до резкого (кричащего) противоречия, то оно постепенно теряет устойчивость и единство. А это свидетельствует о том, что существует резкое противоречие между миром повседневных реальностей и его отражением в сознании.
Это проявляется в
факте «отставания» идеологии. Это
«отставание» не всеобщая закономерность
разнообразных типов
Термин «идеология» употребляется в двух сущностно разных смыслах. Первый смысл определяется этимологией самого слова «идеология». Его корнем является «идея», что уже со времен Платона означало первообраз вещей, т.е. нечто, существующее само по себе (как «прообразы вещей», в которых они воплощаются как их смыслы) Платон. Отсюда и употребление термина «идеология» в значении руководящей идеи, своего рода стержня, замысла того, что мы хотим осуществить. В этом смысле идеология выступает как методологический принцип, обладающий регулятивной силой, в поисках того или иного пути решения теоретической или практической задачи и тесно связана с мировоззрением, в частности с. ценностными ориентациями, с убеждениями, а главное - со знаниями, с компетентностью.
Применительно к политике слово «идеология» имеет смысл системы политических верований и убеждений, ориентированных на определенные пути завоевания власти. Тут имеют место, и предвзятые ходы мысли, и ложные идеи, так, например, в идеологии фашистских и всякого рода экстремистских партий и движений. В этом смысле идеология выступает как совокупность всех мыслимых средств для достижения какой-либо цели. Свое фиксированное выражение политическая идеология получает, прежде всего, в программах и уставах политических партий, в конституциях государств, теоретических трудах политических и государственных деятелей.
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы:
Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном, языке, творениях духовной культуры., социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом.
Общественное сознание оказывает огромное влияние на индивида в течение всей его жизни. Общие условия социальной среды, в которой живут люди, определяют единство их взглядов, ценностных ориентаций, интересов.
Носителями общественного сознания являются индивиды, социальные группы, и общество в целом. Индивидуальное и общественное сознания неразрывно взаимосвязаны между собой и оказывают постоянное влияние друг на друга. Механизмом, реализующим превращение индивидуального сознания в общественное, а общественного в индивидуальное, является процесс общения.
Общественное сознание
может играть роль активного стимулятора
общественного прогресса и
Общественное сознание
делится на два уровня: обыденно-практический
и теоретический. Обыденное сознание
есть первичная форма понимания
обществом социального и
Формами выражения общественного сознания являются общественное мнение и слухи.
Список литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2004.
Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 2003. Т. 1.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 2002.
Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. - 2-изд. М.: Гардарики, 2008.
Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. - М., 2003.
Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Юристъ, 2006.
Философский энциклопедический словарь. - М., 2007.
Информация о работе Общественное сознание. Сущность и роль в жизни человека и общества