Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 17:21, реферат
Общество как предмет философского анализа. Социальная философия и другие науки об обществе.
2. Бытие социального, его соотношение с другими видами и формами бытия.
6)Деятельность по обслуживанию людей. В целостной структуре классового общества можно выделить следующие отношения: • к собственности на средства производства, что определяет обмен, распределение и потребление (экономические отношения); • к государственной власти и управлению (политические отношения); • к правопорядку (правовые отношения); • к реализации нравственных норм (нравственные отношения); • к созданию и потреблению художественных ценностей (эстетические отношения). Понятие «общественные отношения» в литературе встречается в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и межличностные, даже интимные отношения), и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические, межнациональные, экологические и г. д.). Впрочем, в двух смыслах употребляется в литературе и понятие «социальное» — как все общественное и как относящееся только к одной из сфер общественного, к социальной сфере. Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них.. Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. Занимаясь необходимой для поддержания жизни и ее обустройства деятельностью, люди с такой же объективной необходимостью вступают в отношения между собой, «производят» их. Как существа сознательные люди осознают свои потребности, ставят перед собой конкретные цели, создают идеальную модель желаемого результата и в большинстве случаев его достигают: иначе ни о каком общественном прогрессе нельзя было бы говорить. Результаты своей деятельности, люди в то же время, как правило, не могут предвидеть вызванную этой деятельностью эволюцию (а иногда и самую настоящую революцию) своих общественных отношений. Происходит это, во-первых, потому, что каждое новое поколение застает уже сложившуюся систему общественных отношений, отражающую уровень развития технико-технологического базиса и степень овладния природой, меру цивилизованности общества, состояние его культуры и психологии. Во-вторых, решая повседневно задачу «на минимум и максимум» в экономике (минимум затрат и максимум, производительности труда), совершенствуя другие компоненты общественной жизни, люди тем самым порождают такую эволюцию своих общественных отношений, которая с самого начала выходит из-под их контроля. Таким образом, общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей деятельности.
Человеческое
общество представляет собой часть
природы. Ведь в организме каждого
человека протекают природные
Повышается
и степень воздействия общества
на природу, особенно в последнее
столетие в связи с бурным развитием
науки и техники. В этом проявляется усиление
влияния человеческого разума на разные
области природы — от микромира до мегамира.
В.И.Вернадский считал, что по мере того,
как связь общества с природой становится
более глубокой и органичной, человеческая
история все больше совпадает с историей
природы, и наоборот, история природы все
больше совпадает с историей человечества,
испытывает на себе возрастающее воздействие
последней. И надо сказать, что состояние
мира и гармонические отношения людей
в обществе более благоприятны не только
для самого общества, но и для природы,
чем войны или социальные и межнациональные
конфликты. На основе использования энергии
и вещества природы, практического применения
ее законов создан мир современной цивилизации.
Этот мир не без оснований называют «второй
природой», ибо предметы цивилизации чаще
всего представляют собой материал природы,
подвергшийся воздействию человеческого
труда. В результате они приобретают свойства
и формы, благодаря которым могут удовлетворять
потребности людей. Современная цивилизация,
будучи наиболее динамичным элементом
ноосферы, расширяет и качественно совершенствует
свое воздействие на природу. Это не означает,
что результаты данного воздействия всегда
положительные.
Сциентизм - научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма выступают прежде всего наиболее развитые естественные и математические науки. Антисциентизм — социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института, и как формы постижения мира, рассматривающая ее как «демона, выпущенного из бутылки», угрожающего теперь существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные), способы постижения бытия.
К сциентизму можно отнести марксизм - философскую теорию, в которой была предпринята попытка целостного рассмотрения бытия, как природного, так и социального. Проблема изменения жизни людей есть проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место принадлежит экономике. Это приводит к революционным выводам о необходимости насильственной смены экономической формации в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат, и о построении социалистического, а затем коммунистического общества. Наиболее значительным в данной концепции в философском плане является учение о диалектике и распространение его на исследование всех сторон бытия. Время философии в ее традиционном значении миновало и ее место занимает высшая стадия в развитии философии - диалектический материализм как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (Ф. Энгельс). В. И. Ленин (1870-1924) трактует диалектический и исторический материализм как высший этап философского развития, синтезирующий в себе все достижения предшествующей философии, как наука, с созданием которой уже никакая специальная философия не нужна.
Неокантианство,
течение идеалистической философии конца
19 — 1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить
основные проблемы философии на основе
обновленной интерпретации учения И. Канта.
Познание — это особый феномен, который
нельзя оторвать от культуры, в рамках
которой он развивается. Поэтому наука
не является особым доминирующим фактором
культуры, а ее методы и принципы не могут
рассматриваться в качестве абсолютного
эталона для других форм познавательной
деятельности. Более важными во взаимоотношении
объекта и субъекта выступают системы
ценностей, на которых основаны в том числе
и гносеологические отношения человека
с миром. Человек не может освободиться
от своей изначальной субъективности,
которая оказывает влияние на все богатство
его взаимоотношений с миром и другими
людьми.
Общество — целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения — наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.
В структуре общества выделяют несколько сфер: экономическую, политическую, социальную, духовную. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Так, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования. Потребность организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении, духовная — потребности самореализации и развития своих способностей.
Общество
есть целостная система, поэтому
все его элементы тесно связаны между
собой, существуют в единстве. Ненормальное
или слабое функционирование одной из
подсистем оказывает неблагоприятное
воздействие на другие подсистемы. Кроме
того, существуют общие закономерности,
которые реализуются во всех сферах общества,
определяя их характер. Общество — органическая
система, из которой невозможно вычленить
одну из подсистем, не затронув при этом
другие. Каждую сферу общества, в свою
очередь, следует рассматривать как целостную
систему со множеством элементов.
Общество состоит из сознательных существ, обладающих свободой выбора, и соответствующее поведение которых неоднозначно.
Внутренняя структура и динамика общественной жизни сложнее любых других живых систем, так как здесь в качестве субъектов выступают отдельные люди, группы, нации, классы, государство, культуры и т.д.
Общество – это исторический процесс, где все события индивидуальны и неповторимы
Возникает вопрос о наличии законов в общественном развитии.
Общество
имеет два аспекта своей
Статическая структура
Духовная сфера (смысл, религия)
Политическая сфера (власть)
Социальная сфера (нация, сословия, классы)
Материальная сфера (экономика)
Динамическая структура предполагает выделение исторических эпох, меняющих друг друга. Здесь возникает вопрос о человеке как о едином целом или как цели отдельных культур и цивилизаций.
В любом
современном обществе функционируют
социальные группы и слои, а также
национальные сообщества. Они взаимосвязаны
друг с другом. Между ними существуют
экономические, социальные, политические
и духовные отношения, которые и образуют
социальную структуру общества.
К основным элементам социальной структуры
следует отнести классы, город-деревня,
физический -умственный труд, сословия
(соц группы, место которых в обществе
определяется не их положением в системе
соц-экономических отношений, а сложившимися
традициями и правовыми актами), соц-демографические
группы -молодежь, муж, женщ, тинэйджеры,
пенсионеры, национальные общности - нации,
этнические группы.
Почти все эти группы неоднородны по составу
и делятся на отдельные слои и группы собственными
интересами.
Определяющим элементом социальной сферы
в любом классовом обществе являются классы
- большие группы людей, различающиеся
по их месту в исторически определенной
системе общественного производства,
по их отношению к средствам производства,
по их роли общественной организации труда.
Информация о работе Общество как предмет философского анализа