Общество перед вызовом постмодернизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 08:34, реферат

Краткое описание

Основной целью данной работы является анализ постмодернизма в общественной жизни с его нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости, и влияние ее на развитие современного искусства массовой
культуре.


Поставленная цель предполагает решение нескольких задач:
1. Проанализировать возникновение и становление постмодернизма в культуре и обществе, выявить основные черты и особенности постмодернизма.
2. Влияние постмодернизма в современной культуре.

Содержание

Введение
Глава I. Понятие постмодернизма.
1.1. Возникновение и становление постмодернизма
1.2. От модерна к постмодерну.
1.3. Постмодернизм: Проблемы и перспективы
Глава II. Место постмодернизма в обществе
2.1. Постмодернизм в современной культуре
2.2. Главные установки и идеи постмодернизма
2.3. Постмодернизм в обществе.
Выводы и Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 65.44 Кб (Скачать файл)

Отличительной приметой искусства  нашего времени становятся кавычки. Эта ситуация особенно характерна для  таких классических форм искусства, как театр и музыка. В двадцатом  веке театр из авторского превращается в режиссерский. Пьесы, классический репертуар обретает новый смысл в каждой новой режиссерской трактовке. Не ходя далеко за примерами назову лишь “Гамлета” в постановке театра на Таганке и фильм 1997 года “Ромео и Джульетта” База Лурмана, получивший четыре высших приза Европейской академии киноискусств. В наше время все большую популярность приобретает цитирование элементов произведений классической музыки в рок-композициях, переосмысление классики и исполнение ее современными электронными музыкальными инструментами. Примером может служить популярность Ванессы Мэй.

Апофеозом дегуманизации современного общества является марксистская философия  диалектического и исторического  материализма, политическая экономия Маркса. Как ответ на социальную утопичность мироощущения нововременного человека, порожденную марксизмом, ХХ век породил особый литературно-философский жанр - антиутопию. Начиная от Замятина и Оруэлла и заканчивая современным “киберпанком”, писатели-антиутописты отражают апкалиптичность, характерную для сознания современного человека, прошедшего через две мировые войны, познавшем на себе утопический “рай” тоталитарных режимов и ужас близости ядерной катастрофы. То ли еще будет...

К концу века как никогда ранее  стало очевидно, что для решения  проблем планетарного масштаба необходимо вновь обратиться к общечеловеческим ценностям. Только приняв в качестве универсальных ценностей жизни (сохранение человеческого рода и подержания мира, соблюдение прав и свобод личности, демократию и мировую культуру), можно спасти цивилизацию от угрозы ядерной и экологической катастрофы. Для этого необходимо коренным образом  изменить не только общественное мнение, но и всю систему мировоззрения  современного человека, схему мироустройства. Первыми совершить этот гигантский скачок в сознании попытались хиппи  и другие молодежные субкультуры  второй половины ХХ века.

       2.2. Главные установки и идеи постмодернизма

С резких и решительных обвинений  в адрес эпохи модерна и  ее проекта, собственно, и начались постмодернистские дискуссии. Обычно они заканчиваются серьезным  предостережением: если человечество будет продолжать жить по законам  и принципам модерна, то возникнет  угроза для самого существования  нашей планеты. В этом критики  модерна единодушны. В других случаях  постмодернизм предстает как "аисторическое восстание без героев против слепого инновационного информационного общества (Ч. Ньюмен)." Иногда суть и содержание постмодернизма связывают с тем, что с его помощью поднялась новая волна "американского военного и экономического господства над миром" (Ф. Джеймисон).

В постмодернистских дискуссиях вовсе  не случайно звучит голос выдающихся представителей литературы и искусства. Собственно, в этих областях культуры и началась борьба против эпохи "модерна". И лишь потом она докатилась до философии. Закономерно и то, что  тон в философских дискуссиях стали задавать французские мыслители, всегда чутко реагировавшие на брожение идей и умонастроений в литературе и искусстве.

К этой многомерной характеристике постмодерна можно добавить следующее. Постмодерн отмечен специфическими антиномиями. С одной стороны, он выступил против доминирующего влияния "машинерии", "механистичности" на весь стиль мышления эпохи модерна. С другой стороны, на постмодернистское искусство в решающей степени повлияло распространение электронных средств массовой информации. С одной стороны, постмодернисты настаивали на преодолении барьеров между элитарным искусствам и обычным человеком. С другой стороны, сложность, вычурность, особая "техничность" постмодернистского искусства часто делает его в высшей степени элитарным.

Итак, с помощью термина "постмодернизм" обозначают прежде всего новейшие течения в искусстве и новые веяния в эстетике. Но правомерно говорить о постмодернистских дискуссиях в широком смысле этого слова. Они охватывают большой круг социально-философских проблем, обращены к стилю жизни, к вопросам экологии, политики, морали - конечно с особым вниманием к культуре, искусству, эстетическим ценностям. Постмодернистская философия в более узком смысле стремится выявить центральные пункты поворота от модерна к постмодерну, уже отчасти пережитого и переживаемого современным обществом. "Быть может, наиболее существенным философским отличием постмодернизма является переход с позиций классического антропоцентристского гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, чье экологическое измерение обнимает все живое - человечество, природу, космос, Вселенную. В сочетании с отказом от европо- и этноцентризма, переносом интереса на проблематику, специфичную для эстетики стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Латинской Америки, такой подход свидетельствует о плодотворности антииерархических идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества. Тема религиозного, культурного, экологического экуменизма сопряжена с неклассической постановкой проблемы гуманизма, нравственности, свободы. Признаки становления новой философской антропологии сопряжены с поисками выхода из кризиса ценностей и легитимности".

Итак, постмодернизм в философии  связан прежде всего с философскими обобщениями, суммирующими и одновременно стимулирующими кардинальную переоценку ценностей, аналогичную той, которая уже произошла на рубеже XIX и XX в., но была еще не достаточно кардинальной, чтобы ответить на вызовы приближающегося нового тысячелетия. "Против чего обращается постмодерн, так это против всех тех отличительных черт и позиций, которые принципиально противостоят такому плюрализму. Постмодернизм прощается со всеми формами монизма, унификации и тоталитаризации, с обязательными утопиями и многими скрытыми формами деспотизма - и вместо этого переходит к идее множественности и разнообразия, многообразия и конкуренции парадигм, к сосуществованию разнородного, гетерогенного". Эти слова принадлежат немецкому теоретику постмодернизма Вольфгангу Велшу, автору книги "Наш постмодернистский модерн" (1987). Постмодерн начинается там, где кончается целое. И он категорически выступает против новых попыток тоталитаризации - так, например, в архитектуре выступает против монополии интернационального стиля или в теории науки - против ригидного сциентизма, или в политике борется с внешними и внутренними претензиями на господство. Кроме того, постмодернизм использует конец Единого и Целого в позитивном смысле, когда пытается упрочить и развернуть вступающее в силу Многое в его легитимности и своеобразии. Здесь - ядро постмодерна.

Нельзя, однако, не заметить, что борьбой  против Единого, Целого как символов эпохи модерна устремления постмодернистов  в философии и искусстве не ограничиваются. Подчас главную вину эпохи модерна усматривают в противоположном - в том, что философия и культура не сумели обеспечить как раз единства, интегрированности личности и культуры, расколов человеческий мир, превратив его в царство отчуждения, разлада, враждебных идейных полюсов, между которыми возникло огромное и непреодолимое напряжение.

Современный философ Г. Мэдисон  пишет: "Достаточно одного слова, чтобы  обозначить суть мышления модерна от Декарта до Сартра: это слово - дуализм.

Поскольку сторонники концепции постмодернизма заявляют, что "мир постмодерна, с  одной стороны, включает в себя личности постмодерна вместе с их постмодернистской  духовностью, а с другой стороны, постмодернистское общество, в конечном счете постмодернистский глобальный порядок", - возникает вопрос о характерных чертах постмодернистского общества. И тут оказывается, что общество постмодерна не только не соответствует идеалам плюрализма, глобализма, свободы, но скорее углубляет все те противоречия, которые приписывались эпохе модерн. Это признают авторы, описывающая взорвать все вокруг, - образ именно постмодернистский эпохи. "Так что будьте хладнокровны. В этом свете постмодернизм есть предчувствие будущего шока - как если бы бомба уже упала".

Нападки на науку и сциентизм  не мешают тому, что эпоха постмодернизма рассматривается как целиком  определяемая новейшим техно-научным комплексом. Techno-science, техно-наука - термин Ф. Лиотара. "Техно-наука, - так фиксирует идею Лиотара один из современных авторов, - трансформирует государство и экономическое производство; она изменяет природу знания; она дает новые определения самим идеям "искусства" и "культуры". Философские вопросы "Что такое Просвещение?" "Что такое революция?" должны быть заменены вопросами "Что такое техно-наука?" "Кем мы в ней являемся?" Условия постмодерна имеют техно-научный характер".

Современные авторы нередко определяют эпоху постмодерна как эпоху "ничто", как "постэпоху" (post-age): "Постиндустриальная, посткапиталистическая, постлиберальная, посттеологическая, постгуманистическая - все эти "пост" присоединяются при оценке современных нам условий как постмодернистских".

2.3. Постмодернизм в обществе.

 

Сегодняшняя общественная жизнь для  своего объяснения уже не может удовлетвориться  традиционными представлениями, классическим стилем мышления. Абсурд, хаос, безумие  – вот характеристики общества. И если подойти к этим понятиям с мерками традиционных представлений, то следствием будет отчаяние, бессилие, отказ от будущего. Бесполезные попытки вернуться к привычной упорядоченности, ввиду невозможности достичь этого, стимулируют стремление к авторитарному насилию. Вернуть присутствие духа и желание к дальнейшему развитию общества для обеспечения «жизни будущего века» можно путем изменения стиля мышления, придания статуса «оправданного, закономерного» и наконец, «нормального» всему тому, что воспринимается как хаос, абсурд, безумие. В этом видится оправданность усилий по формированию постмодернистского обществознания.

Частично проявление этого стиля  видно в стихийном заимствовании  такого важного понятия неклассической физики как «виртуальная реальность». Из физической и компьютерной терминологии это понятие прочно вошло в  массовое словоупотребление. Виртуальности  присуща неполнота существования, которая сочетается с неполнотой отсутствия. В физике виртуальным  является вещество глубокого вакуума. Вакуум – это не вполне пустота, т.к. вакуум заполняют виртуальные  частицы, имеющие своеобразные свойства неполноты существования. Если абсурд получает имя, то он как бы осваивается  здравым смыслом.

Многие явления, которые мы называем негативными, нельзя оценивать в  понятиях «хорошие–плохие», а нужно применять другие термины: «функционально» или «нефункционально». Так, протез – это не хорошо и не плохо, но позволяет жить, это необходимость для инвалида. Таким инвалидом и является наше современное общество.

Общая черта постмодернизма по отношению  к предшествующим парадигмам заключается  в сочетании классических и модерных принципов. Для классических теорий свойственен поиск инвариантов, универсальных законов. Модернизм  предполагает внимание к уникальности, к единичным явлениям. Постмодернизму свойственен плюрализм оснований, множественность ключевых причинных  связей. Обществоведческие теории не просто разнообразны. Каждая из них  утверждает свой тип универсальности. Постмодернизм не стремится опровергать  одну теорию в пользу другой, а готов  рассматривать разные основания  как равнозначные.

 

Вывод:

  • Постмодернизм изначально отвергает принцип системной организованности, целостности и структурной упорядоченности общества.Он рассматривает социальную реальность как множественность, состоящую из отдельных, единичных, разрозненных элементов и событий. В постмодернизме общество теряет черты тотальности, выстроенности в соответствии с той или иной моделью ("проект Модерн" ) – оно становится совокупностью локальных самопроизвольных и слабо скоординированных процессов. Постмодернизм – это, несомненно, кризисное мироощущение. Для него характерно чувство тревоги, ощущение распада единого и гомогенного мира. Но в то же время постмодернизм видит в этом распаде шанс нового – иного. Такой взгляд, по мнению Лиотара, и составляет специфику постмодернистского сознания. То, что с традиционных позиций кажется хаосом и беспорядком, постмодернисту представляется многообразием возможностей. Нестабильность, неопределенность и многозначность развивающихся в обществе процессов рассматривается не как проявление патологии системы, а как признак и условие ее жизнеспособности. Разнообразие элементов в системе делает ее устойчивой к многовариантному будущему.
  • Социальные изменения, согласно постмодернизму, носят нелинейный, многовариантный характер и никогда до конца не детерминированы. Такое видение социальной реальности исходит из отказа от идеала всеобщего прогресса, имеющего глобальный и необходимый характер, и, несомненно, связано с кризисом модерна, утратой им формы единого исторического процесса.
  • Постмодернизм акцентирует центробежные тенденции в современных социумах. Особое значение имеет разложение национально-государственной идентичности. Нации распадаются на множество этнических и культурных образований. Основная тенденция – этнификация культурной идентичности, при которой акцентируется общая история, язык, раса как свидетельства аутентичности этно-культурной идентичности.
  • Именно культура становится основным объектом интереса, главным объяснительным принципом. Мышление отказывается от "логоцентричности", понимаемой как озабоченность рациональностью, логикой. Эмоциональные и эстетические ориентации приобретают большее значение, чем рациональные. Ослабевает тенденция к генерализации, обобщению.Именно с этим связано утверждение теоретиков постмодернизма о том, что в настоящее время невозможна никакая рациональная, единая для всего общества идеология ("метарассказы") , а лишь локальные "миниконцепции".
  • В контексте постмодернизма сам индивид лишается целостности - это фрагментированный, разорванный человек, который перестал восприниматься как тождественный самому себе, своему сознанию; он характеризуется кардинальным и неизбежным несовпадением социальных, персональных и биологических функций и ролевых стереотипов. Его ориентация приобретает контекстуальный, а не универсальный, характер, его Я размывается и расчленяется фрагментированным опытом.

 

 

Заключение

 
Целью данной работы выступал анализ постмодернизма и общества.

Были реализованы  следующее задачи:

1.     Анализ возникновения и становления постмодернизма в культуре и обществе, выявили основные черты и особенности постмодернизма.  
 
2.    Исследовали влияние постмодернизма в современной культуре.

 
И в заключение необходимо отметить, что с развитием жизни, возродилось  и понятие  постмодерн.  В итоге  я думаю, что массовая постмодернистская культура, сошедшая с экранов телевидения, со страниц журналов, несмотря на свою примитивность, все же жестко реализует присущий постмодерну в целом дискурс, который, часто, базируется на агрессивном и негативном отношении к прошлому. Произошел какой-то внезапный разрыв с прошлым. Характерен и другой факт: игра, случай становятся мировоззренческими доминантами в нашей современной жизни и культуре; все превращается в игру, иногда смертельно опасную: бизнес, коммерция, политика, отношения между людьми. Игровые автоматы, развлекательные шоу стали символом нашей культуры, «серьезное» отношение к жизни, предполагающее рефлексию и самосознание глубинных смыслов человеческого существования, воспринимается как разновидность шизофрении. Культура становится постмодерной.  
И только иногда раздаются робкие голоса, предупреждающие, что игровой аппарат схож с галлюцинаторными психотропными средствами, что своими компьютерными, непрезентативными картинками, своими фантастическими образами он замещает реальность, шизофренируя деятельность человека. 

    Главными историческими событиями, с которыми следует считать начало становления постмодернистической культуры – это изменения, произошедшие в экономически развитых странах во второй половине шестидесятых годов, которые в общем виде можно охарактеризовать как начало перехода от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному обществу. Именно в тогда начинают развиваться новейшие электронные технологии, которые в дальнейшем составят базис культуры постмодерна. Наступление постмодерна неразрывно связано со становлением постиндустриального или информационного общества, основу теории которого положили в 60-70-х годах Д. Белл, Д. Рисман, А. Тоффлер, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Турен и др 
 
Постмодернизм является самоценным сегментом культурно-исторического процесса последней трети XX - начала XXI в. Он обладает уникальной спецификой, обусловленной общественно-политическими, экономическими, психологическими и социокультурными факторами развития. Изучение социокультурного опыта постмодерна в культурном пространстве открывает новые горизонты познания, новые, нетривиальные ассоциации, следовательно, новые возможности созерцания и практики. Художественная практика постмодерна — показатель специфической культурной атмосферы в обществе.  

Информация о работе Общество перед вызовом постмодернизма