Общие идеи философии эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:51, реферат

Краткое описание

Ренессанс – явление итальянской и мировой культуры, охватывающее период с XIV по XVI века. Эпоха Возрождения (Ренессанс) получила свое название от итальянского художника и архитектора Джорджо Вазари, который впервые употребил этот термин в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Это время гениальных творцов, выхода человека за границы традиционного общества, стихийного утверждения личной свободы, время резких контрастов и противоречий.

Содержание

1. Введение.


3
2. Общие идеи философии эпохи Возрождения.
3

3. Основные направления философии эпохи Возрождения.

5

3.1. Гуманистическое направление философии эпохи Возрождения.

5

3.2. Неоплатоновское направление философии эпохи Возрождения.

5

3.3. Натурфилософское направление философии эпохи Возрождения.

13

4. Заключение.

16

5. Список литературы.

17

Вложенные файлы: 1 файл

димааа.docx

— 51.67 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало. Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом (природой). Человек – часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром. Он отказывался от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи, за что был сожжен на костре в Риме.

Итальянский материалист Телезио (1508-1588 гг.) объяснял природу из нее самой, на месте первотолчка (Бога) он ставит силы, которыми располагает природа. Материя и сила – вот основные понятия, при помощи которых он объясняет природу. Одна концентрация сил на Земле, иная – на Солнце. Борьба противоположных сил это источник всего движения и жизни.

Немаловажное философское значение имеют труды Галилео Галилея (1564—1642 гг.). Он стяжал славу «Колумба неба», открыв кратеры и хребты на Луне (в его представлении «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопища звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, рассмотрел, благодаря сконструированному им телескопу, пятна на Солнце и т. п. Все эти открытия положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Н. Коперника, а Г. Галилей продолжает работать над совершенствованием доказательств истинности теории.

Занимаясь вопросами механики, Г. Галилей открыл некоторые ее фундаментальные законы, которые свидетельствовали о том, что существует естественная необходимость. Эта идея была усилена открытыми Кеплером законами движения планет вокруг Солнца. Все это позволило Г. Галилею впервые в истории человечества ввести понятие закона природы в своем «Диалоге о двух главных системах мира – птолемеевой и коперниковой». Эта книга послужила поводом для обвинения Г. Галилея в ереси со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизиции. В 1633 г. состоялся процесс над Г. Галилеем, на котором он был вынужден формально отречься от своих «заблуждений». Однако сам суд привлек к идеям Г. Галилея еще большее внимание. Ученые, не только астрономы, но и математики, физики, естествоиспытатели все больше убеждались в правоте идей не только Г. Галилея, но и Н. Коперника, Дж. Бруно. Мыслитель фактически вышел победителем.

Г. Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, все явления можно свести к их точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук. Он был страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Он считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный и композитивный. Резолютивный, или аналитический, метод означает разложение исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие. Композитивный – это синтетический метод, состоящий в осмыслении явления как целостности. Оба эти метода всегда применяются совместно и образуют научную методологию, которая включает также эксперимент. Г. Галилей в научную методологию вводит количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способы исследования природы.

Научная методология Г. Галилея опиралась в первую очередь на математику и механику и таким образом определила характер его мировоззренческой ориентации как механистического материализма. Он всячески подчеркивал, что природу, ее тайны нельзя познать, не овладев математическим языком. В произведении «Пробирщик золота» он указывает, что частицам материи присуща определенная форма, величина, определенное место в пространстве, движение или покой, но они не обладают ни цветом, ни запахом, ибо последние представляют собой восприятия субъекта. Так Г. Галилей выступил против гилозоизма материи, но одновременно открыл пути к отрицанию объективной основы таких качеств, как вкус, цвет, запах, звук. Бог выступает у Г. Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки.

Таким образом, Г. Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу, который затем встречался у мыслителей XVII и XVIII вв..

 

4. Заключение

 

Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой "великих открытий". Кругосветные путешествия, открытие Нового света, когда впервые представилась возможность выйти за пределы "мира", известного античной и средневековой географии, предшествовали многочисленным важным открытиям в самых различных областях естествознания.

Ренессанс возвеличивал человека, его возможности, познания мира. Но Н. Коперник, Дж. Бруно, Телезио и другие мыслители этой эпохи превратили Землю в песчинку мироздания, а человек оказался несоизмеримым с бесконечным пространством. Человек рассматривался как великий зодчий, чуть ли не равный Богу, а натурфилософия этого периода поставила его перед лицом бесконечного космического пространства без конца и начала. Это время воспевания личности человека, заря частного предпринимательства, индивидуализма, субъективизма.

Эпоха Возрождения не только завещала последующим векам убеждение в силе естественного разума, способного обосновать самоценность земной жизни, но и посеяла сомнения в его силе, выявив необходимость для разума самоисследования, т.е. исследования своих возможностей и границ.

Философия Эпохи Возрождения, безусловно, имеет самостоятельное значение, но вместе с тем это и подход к новому философствованию, к философии Нового времени, которой суждено было сыграть одну из ведущих ролей в развитии индустриальной цивилизации.

 

 

Список литературы:

 

1. Спиркин А.Г. Философия. М., 2007 г.

2. Философия: учебное пособие для  студентов вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 1998 г.

3. Перевезенцев С.В. Практикум по  истории Западноевропейской философии. М., 1997 г.

4. Философия.  Под ред. В.Н. Лавриненко 2-е изд., испр. и доп. -  М.: Юристъ, 2004 г.

5. История философии : учебник для высших учебных заведений / отв. ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на/Д, 2004 г.

6. Балашов Л. Е. Философия : учебник. - М., 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Общие идеи философии эпохи Возрождения