Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:52, реферат
Оформление этого учения связано с именем Махавиры Джины (6 в до н.э) считается последним из 24 тиртханов (тех кто смог освободиться от кармы). Родившись в семье кшатрия он в 30 лет ушел из дома. Через несколько лет он прозрел и стал проповедовать свое учение. Вначале последователями были лишь аскеты, отказавшиеся от всего материального включая одежду - ради достижения мокши. Позже численность общины увеличилась за счет сочувствоваших и кормивших их мирян. Учение Джайнов состояло из того что душа человека выше его материальной оболочки. Достичь мокши- значит освободить душу от материи.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1………………………………………………………………...5
1.1 Новые религиозные учения. Возникновение джайнизма….5
1.2 Дигамбары и шветамбары……………………………………...7
1.3 Джайнские общины……………………………………………...8
1.4 Джайнизм и буддизм – сходства и различия учений и их судеб…………………………………………………………………...9
Глава 2……………………………………………………………….11
2.1 Духовная монополия брахманов……………………………..11
2.2 Возникновение оппозиции брахманизму……………………12
Глава 3……………………………………………………………….14
3.1 Вступление на путь монашества……………………………..14
3.2 Образ жизни монаха……………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Заведующий кафедрой:
Лим Э.А
«20» апреля 2013г.
Реферат
На тему: «Общины Джайнов»
Выполнил(а): студент(ка) 2 курса
Специальности «Иностранный язык» (китайский)
Направления «Востоковедение, африканистика»
(Китайский язык)
Акулова Анастасия Андреевна
Научный руководитель:
Ирина Николаевна
Южно-Сахалинск, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1………………………………………………………………...5
1.1 Новые религиозные учения. Возникновение джайнизма….5
1.2 Дигамбары и шветамбары……………………………………...7
1.3 Джайнские общины……………………………………………...8
1.4 Джайнизм и буддизм
– сходства и различия учений и их судеб…………………………………………………………………
Глава 2……………………………………………………………….11
2.1 Духовная монополия брахманов……………………………..11
2.2 Возникновение оппозиции брахманизму……………………12
Глава 3……………………………………………………………….14
3.1 Вступление на путь монашества……………………………..14
3.2 Образ жизни монаха……………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………17
Введение
Джайнизм.
Оформление этого учения связано с именем Махавиры Джины (6 в до н.э) считается последним из 24 тиртханов (тех кто смог освободиться от кармы). Родившись в семье кшатрия он в 30 лет ушел из дома. Через несколько лет он прозрел и стал проповедовать свое учение. Вначале последователями были лишь аскеты, отказавшиеся от всего материального включая одежду - ради достижения мокши. Позже численность общины увеличилась за счет сочувствоваших и кормивших их мирян. Учение Джайнов состояло из того что душа человека выше его материальной оболочки. Достичь мокши- значит освободить душу от материи. При этом материальной считалась и карма а все остальное как бы прилипало к ней. Только после освобождения от веками накопленной кармы как от липкой основы, вместе с ней устраняется и все прилипшее к ней. Джайнизм говорит, что нужна глубокая убежденность в истинность исповедуемой доктрины.
Образ жизни джайнов. 5 основных обетов:
1. Не причинять вреда живому
2. Не красть
3. Не прелюбодействовать.
4. Не стяжать
5. Быть искренним и благочестивым.
К этим 5 прибавлялись
дополнительные обеты ведшие к сокращению
наслаждений жизни. Среди джаинов нет
крестьян (даже повреждение земляного
червя плугом- грех). Поэтому джайны селились
в городах и занимались ремеслами или
торговлей, обладая немалым капиталом
джайны играли большую роль в политической
жизни страны. Касты у джайнов продолжали
существовать, но не имели того значения
как в индуизме. Особый слой составляли монахи-аскетыполнос
Глава 1.
1.1 Новые религиозные учения. Возникновение джайнизма.
Хотя новые религиозные системы и оспаривали ряд важных положений, изложенных в ведах и брахманах-книгах, нет сомнения, что идейные основы нововведений восходят всё к тем же ведам и брахманам, истоки которых в свою очередь следует искать в древнейших первоначальных индоевропейских религиозно-мифологических воззрениях. Однако, несмотря на общий фундамент, различия между новыми системами и брахманизмом были достаточно принципиальны. Прежде всего, новые учения становились доступными и открытыми для всех желающих приобщиться к их мудрости, в противовес аристократической, кастовой замкнутости брахманизма. Во-вторых, это были религии нового типа – религии создателя учения, пророка, вероучителя, получившего откровение и несущего его людям (как, к примеру, складывавшийся примерно в то же время в Иране зороастризм). При этом оппозиционные учения (как опять же зороастризм) переносили акцент с чисто религиозной на религиозно-этическую сторону, придавая главное значение следованию нравственных принципам общественного поведения. Хотя внимание к этическим аспектам религиозных доктрин не было чем-то принципиально новым (в Иране признавали противостояние добра и зла, в Индии – решающую роль доброй и дурной кармы), выдвижение их на первый план оказало существенное влияние на формирование оригинальных концепций в рамках новых религиозно-философских систем.
Одной из таких систем стал джайнизм, занимающий значительное место в индийской истории. Основателем учения называют Махавиру Джину, время жизни которого приходится на 599-527 гг. до н. э. Он считается последним из 24 тиртханкаров нашей эпохи (точнее, нисходящего полуоборота колеса времени), «нашедших переправу», то есть сумевших освободиться от кармы и вырваться из цепи перерождений. Настоящее имя Махавиры (прозвище, означающее «великий герой») – Вардхамана. Родился он в семье кшатриев из рода Джня-Трипутра, в 30 лет, раздарив всё своё имущество, он покинул отчий дом и принял путь аскезы. После 12 лет отшельничества ему удалось достичь абсолютного всезнания и стать джиной (победителем), после чего Махавира вернулся к людям и стал проповедовать им своё учение. На 72-м году жизни Махавира полностью уничтожил свою карму, став просветлённым – сиддхой, после чего, согласно легендам, тело его исчезло из мира. Махавира был старшим современником царевича Сиддхартхи Гаутамы, ставшего впоследствии Буддой Шакьямуни, и, согласно буддийским текстам, встречался и полемизировал с ним.
Учение Махавиры. Канонизация и раскол
Сначала учению Махавиры следовали только аскеты, отказавшиеся от суетного мира ради освобождения от кармы. Как гласят легенды, у Махавиры было одиннадцать учеников, сохранивших для потомства его проповеди, лёгшие в основу джайнизма. Поначалу учение передавалось устно, от учителя к ученику. Позднее в джайнскую общину стали вступать помогавшие аскетам миряне, а впоследствии и жрецы, развивавшие и передававшие из поколения в поколение идеи Джины. Учение устанавливало определённые законы, общие этические нормы и ограничения, подчиняться которым были обязаны все джайны – и аскеты, и жрецы, и миряне.
Учение Махавиры обрело каноническую форму на общеджайнском соборе в Паталипутре, прошедшем в IVили III в. до н. э. Однако записанный и утверждённый собором вариант учения вызвал разногласия среди джайнов, вследствие чего часть их откололась. Признавшие письменный канон получили имя шветамбаров («одетых в белое»). Именно они являются, так сказать, официальными носителями учения Джины. Те из джайнов, кто отказался принять на веру подлинность канона и призвал сохранять в первоначальной чистоте строгие правила поведения аскетов, которых придерживался и сам Джина, стали именоваться дигамбарами, «одетыми воздухом», или «одетыми в четыре стороны света», т. е. обнажёнными.
Оба направления джайнизма не являются враждебными течениями, противостоящими одно другому, как это неоднократно случалось в других религиях. Каждое из них развивает свои философские постулаты, но многие основные положения в джайнизме признаются и шветамбарами, и дигамбарами, и вклад их в разработку общего учения вполне равноценен.
1.2 Дигамбары и шветамбары.
Но наиболее изощрённые формы аскезы практиковались в среде монахов-дигамбаров, выделявшихся своей радикальностью даже на фоне других аскетов-джайнов. Главным идеалом поведения для них был пример Джины Махавиры, которому приписывались крайние формы тапаса. Дигамбары считали монашество исключительным правом мужчин (другая группа монахов, шветамбары, признавала женщин-монахинь). Это было, в общем-то, неудивительно – исключительные формы аскезы, практиковавшиеся дигамбарами, были для женщин попросту непосильны. Дигамбары различали три ступени аскезы. Тапасья высшей, третьей, ступени имел право ходить совершенно обнажённым и почитался почти святым. Он принимал пищу через день, не нуждался в поисках милостыни – аскеты такого уровня ждут, когда подаяние принесут сами почтительные миряне. Ученики такого монаха нередко вырывали у него волосы с корнем по одному волоску.
Дигамбары наиболее ревностно блюли обет ахимсы – они всегда ходили с метёлкой, которой мели землю перед собой, чтобы не наступить на не замеченное ненароком живое существо. Они демонстративно пренебрегали любыми материальными благами, включая одежду, довольствовались из всего материального лишь минимальным количеством еды и питья. Впрочем, метёлка была непременным атрибутом и их оппонентов шветамбаров. Многие шветамбары ходили также с повязкой у рта, чтобы при дыхании в рот случайно не попало какое-нибудь летающее насекомое.
Среди джайнов-мирян были сторонники как одной, так и другой группы монахов, которые поддерживали своих кумиров. Однако дигамбары и шветамбары не были враждующими сектами, они с должным почтением относились друг к другу и уживались вполне мирно. Если джайнов и можно было бы условно противопоставить по какому-то признаку, то граница проляжет между мирянами, включая руководивших общинами жрецов, и монахами аскетами. Если первые больше внимания уделяли теории учения джайнов, то аскеты были ревностными практиками. Сама же доктрина джайнов затрагивала самые разные стороны жизни. Джайнская литература включает множество сочинений по логике, философии, математике, этике. Но главное место среди этих трудов следует отвести, пожалуй, книгам, посвящённым вопросам космографии и мифологии.
1.3 Джайнские общины
Джайнизм изначально провозглашался открытой доктриной, к которой мог присоединиться любой желающий, однако широкого распространения и большого числа приверженцев учение получить не смогло. Ничего удивительного в этом нет – жёсткие ограничения, накладываемые пуританскими принципами жизни, малопривлекательные крайности аскезы не могли привлечь сколько-нибудь значительного количества сторонников из числа простых индийцев, которые предпочли джайнизму куда более приемлемую веру – индуизм, возникший вскоре после появления джайнских общин и канонизации джайнского учения.
На протяжении всех веков своего существования последователи джайнизма представляли собой конфессиональное меньшинство, однако меньшинство отнюдь не враждебное индуистской среде, в которой жили джайнские общины. Наоборот, связи с индуистами, как уже отмечалось выше, были достаточно постоянными и прочными, как в обрядовой сфере, так и на личном уровне (межконфессиональные браки). Однако, несмотря на эти объединяющие факторы, джайнское меньшинство не растворилось в индуистском окружении.
Общины джайнов, благодаря своей строгой внутренней организации и жёстко установленным нормам поведения, сохранили свою самобытность и оригинальный образ жизни вплоть до нашего времени. Более того, хотя число джайнов никогда не было значительным, они всегда занимали очень заметное место в индийском обществе. Такия традиционные для джайнов занятия, как торговля, ювелирное дело и т. п., привели к сосредоточению в руках членов джайнских общин немалых финансовых средств, что давало джайнам значительное влияние в обществе. Они оказывали большую поддержку развитию науки и искусства. Великолепные джайнские храмы по сей день привлекают своей красотой и богатством отделки. Высокие этические принципы джайнов также прекрасно вписывались в общие нормы поведения индуистского общества. И, конечно, у индийцев не мог не вызывать глубокого почтения самоотверженный аскетизм джайнских монахов.
1.4 Джайнизм и буддизм – сходства и различия учений и их судеб
Таким образом, джайнизм за
века существования в индуистском
окружении стал вполне органичной,
не отторгаемой частью индуистского
общества. Принципиальных различий между
конфессиями не было – индуизму
свойственны та же религиозная самоотверженность,
высокие этические принципы, терпимость,
что и джайнизму. Это обстоятельство
сыграло решающее значение для исторических
судеб джайнизма, дав ему возможность
безболезненно вписаться в иную
конфессиональную среду. В этом судьба
джайнизма кардинально
Буддизм, безусловно, является куда более значительной религиозно-философской системой по сравнению с джайнизмом. При этом на начальных этапах развития обе системы сближало много общего – сходство условий и обстоятельств возникновения обоих учений, биографии основоположников, отрицание авторитета вед, строгие этические принципы, значительная роль института монашества. Однако были между ними и немаловажные различия, обусловившие, в конце концов, разность исторических судеб обеих доктрин. Строгая внутренняя организация, обособленность, аскетические принципы поведения, принятые в джайнизме, позволили джайнским общинам сохраниться в окружавшем их океане индуизма. Буддизм же никогда не имел сколько-нибудь чёткой организационной структуры и отличался едва ли не наибольшей терпимостью среди известных религиозных систем. Это привело к практически полному вытеснению его индуизмом за пределы региона возникновения. Сейчас буддистов в самой Индии крайне мало, зато позиции буддизма в Центральной и Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке практически непоколебимы. Причём следует отметить, что вытеснение это прошло без каких-либо крайностей, столкновений, конфликтов, характерных для подобного рода ситуаций. Можно сказать, что родина буддизма, Индия, практически не заметила исчезновения одной из своих довольно значительных конфессий.