Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:20, реферат
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.
Введение
Понятие золотого сечения
История золотого сечения
Золотое сечение в астрономии
Золотое сечение музыке
Золотые пропорции в литературе. Поэзия и золотое сечение.
Золотое сечение и живопись
Вывод
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РГПУ им. А. И. Герцена»
«Золотое сечение в астрономии, музыке, поэзии и живописи.»
Подготовила:
Студентка факультета Философии Человека
1 курса
Лымарь Виктория
Содержание.
Введение
Понятие золотого сечения
История золотого сечения
Золотое сечение в астрономии
Золотое сечение музыке
Золотое сечение и живопись
Вывод
Введение.
«Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – теорема Пифагора, другое - деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Первое можно назвать мерой золота, второе же больше напоминает драгоценный камень»
Человек различает окружающие
его предметы по форме. Интерес к
форме какого-либо предмета может
быть продиктован жизненной
Понятие золотого сечения.
Золотое
сечение – это такое
a : b = b : c или с : b = b : а.
Пятиконечная звезда, получаемая при последовательном соединении через одну всех вершин правильного пятиугольника (пентаграмма), всегда привлекала внимание людей совершенством формы. Пифагорейцы именно ее выбрали символом своего союза. В этой фигуре наблюдается удивительное постоянство отношений составляющих ее отрезков.
На рисунке AD:AC = AC:CD = AB:BC = AD:AE = AE:EC. Пользуясь симметрией звезды, этот ряд равенств можно продолжить.
История золотого сечения.
Принято считать, что понятие
о золотом делении ввел в научный
обиход Пифагор, древнегреческий философ
и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение,
что Пифагор свое знание золотого
деления позаимствовал у
Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников.
Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал о золотом делении. Его диалог «Тимей» посвящен математическим и эстетическим воззрениям школы Пифагора и, в частности, вопросам золотого деления.
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления.
В дошедшей до нас античной
литературе золотое деление впервые
упоминается в «Началах»
В эпоху Возрождения усиливается
интерес к золотому делению среди
ученых и художников в связи с
его применением как в
Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал и Леонардо да Винчи. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли «Божественная пропорция» с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее «божественную суть» как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).
Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение . Так оно и держится до сих пор как самое популярное.
В то же время на севере Европы, в Германии, над теми же проблемами трудился Альбрехт Дюрер. Он делает наброски введения к первому варианту трактата о пропорциях. Дюрер пишет. «Необходимо, чтобы тот, кто что-либо умеет, обучил этому других, которые в этом нуждаются. Это я и вознамерился сделать».
Судя по одному из писем
Дюрера, он встречался с Лукой Пачоли
во время пребывания в Италии. Альбрехт
Дюрер подробно разрабатывает теорию
пропорций человеческого тела. Важное
место в своей системе
Великий астроном XVI в. Иоган Кеплер назвал золотое сечение одним из сокровищ геометрии. Он первый обращает внимание на значение золотой пропорции для ботаники (рост растений и их строение).
Кеплер называл золотую пропорцию продолжающей саму себя «Устроена она так, – писал он, – что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности».
Построение ряда отрезков
золотой пропорции можно
Если на прямой произвольной длины, отложить отрезок m , рядом откладываем отрезок M. На основании этих двух отрезков выстраиваем шкалу отрезков золотой пропорции восходящего и нисходящего рядов
В последующие века правило золотой пропорции превратилось в академический канон и, когда со временем в искусстве началась борьба с академической рутиной, в пылу борьбы «вместе с водой выплеснули и ребенка». Вновь «открыто» золотое сечение было в середине XIX в. В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». С Цейзингом произошло именно то, что и должно было неминуемо произойти с исследователем, который рассматривает явление как таковое, без связи с другими явлениями. Он абсолютизировал пропорцию золотого сечения, объявив ее универсальной для всех явлений природы и искусства. У Цейзинга были многочисленные последователи, но были и противники, которые объявили его учение о пропорциях «математической эстетикой».
Цейзинг проделал колоссальную
работу. Он измерил около двух тысяч
человеческих тел и пришел к выводу,
что золотое сечение выражает
средний статистический закон. Деление
тела точкой пупа – важнейший показатель
золотого сечения. Пропорции мужского
тела колеблются в пределах среднего
отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе
подходят к золотому сечению, чем
пропорции женского тела, в отношении
которого среднее значение пропорции
выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У
новорожденного пропорция составляет
отношение 1 : 1, к 13 годам она равна
1,6, а к 21 году равняется мужской.
Пропорции золотого сечения проявляются
и в отношении других частей тела
– длина плеча, предплечья и кисти,
кисти и пальцев и т.д.
Справедливость своей
теории Цейзинг проверял на греческих
статуях. Наиболее подробно он разработал
пропорции Аполлона Бельведерского.
Подверглись исследованию греческие
вазы, архитектурные сооружения различных
эпох, растения, животные, птичьи яйца,
музыкальные тона, стихотворные размеры.
Цейзинг дал определение
В конце XIX – начале XX вв. появилось немало чисто формалистических теории о применении золотого сечения в произведениях искусства и архитектуры. С развитием дизайна и технической эстетики действие закона золотого сечения распространилось на конструирование машин, мебели и т.д.
Золотое сечение в астрономии.
Пифагор был первым, кто обратил внимание на особое «гармоничное» деление любого отрезка, позднее названное «золотым сечением».
Пусть точка С делит отрезок АВ на две части a и b так, что отношение отрезков образует с длиной всей линии такую пропорцию:
Если обозначить отношение то уравнение перепишется в виде
Отсюда находим:
Приближенные значения корней таковы: x1 = 1,61803398875; x2 = -0,61803398875
Обозначим x1 = Ф. Тогда x2 = - Ф-1. Доказано, что последовательность чисел вида Ф-1, Ф0, Ф1, Ф2… является геометрической прогрессией. Число Ф не менее замечательно, чем числа π и е. О нем после Пифагора писали Платон, Поликлет, Евклид, Витрувий и многие другие.
Пифагорейцы считали, что небесные светила расположены на концентрических сферах, имеющих общим своим центром Землю. Расстояния между сферами соответствуют определенным музыкальным интервалам. При вращении сфер каждая из них издает свой тон, и в результате сложения тонов получается гармоническая мелодия «музыка небесных сфер». Однако, по убеждению пифагорейцев, слышать эту музыку могут только избранные.
Пулковский
астроном К.П. Бутусов в серии
обстоятельных работ решил
Любопытно, что расположение перигелиев и афелиев планет по логарифмическим спиралям, как доказал К.П. Бутусов, также связано с «гармоническими» числами Ф.
Информация о работе Олотое сечение в астрономии, музыке, поэзии и живописи