Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 09:19, контрольная работа
Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. У Платона сформировался свой взгляд на государственный строй, он сформировал учение о бытие и небытие, идеалистическую диалектику. Иначе говоря, Платон внес большой вклад в историю философских учений.
Объект данной работы: Платон. Предмет: философия Платона. Основные задачи: объяснить смысл понятий «онтология» и «гносеология», проанализировать основные положения учения Платона о государстве и человеке, раскрыть сходство и различие в понимании диалектик у Гераклита, Сократа и Платона.
1. Введение 3
2. Онтологические и гносеологические взгляды Платона 4
3. Основные положения учения Платона о государстве и человеке 9
4. Сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой 13
5. Заключение 16
6. Список использованной литературы 17
Содержание:
1. Введение 3
2. Онтологические и гносеологические
взгляды Платона 4
3. Основные положения учения Платона о
государстве и человеке 9
4. Сходство и различие в понимании диалектики
у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой
13
5. Заключение 16
6. Список использованной литературы 17
Введение.
Тот, кто даже очень мало знает о философии,
тем не менее, слышал имя Платона, выдающегося
мыслителя античности. Интерес к его творчеству,
не ослабевает, может быть, даже усиливается
в наше время, потому что, мнение даже самого
обыкновенного человека, жившего две с
половиной тысячи лет назад, интересно
само по себе.
Платон (427-347 гг. до н.э.) – родоначальник
философии объективного идеализма. Его
взгляды сложились под влиянием Сократа.
У Платона сформировался свой взгляд на
государственный строй, он сформировал
учение о бытие и небытие, идеалистическую
диалектику. Иначе говоря, Платон внес
большой вклад в историю философских учений.
Объект данной работы: Платон. Предмет:
философия Платона. Основные задачи: объяснить
смысл понятий «онтология» и «гносеология»,
проанализировать основные положения
учения Платона о государстве и человеке,
раскрыть сходство и различие в понимании
диалектик у Гераклита, Сократа и Платона.
Онтологические и гносеологические взгляды
Платона.
Онтоло́гия— учение о сущем ; учение о
бытии как таковом; раздел философии, изучающий
фундаментальные принципы бытия, наиболее
общие сущности и категории сущего .
Основной вопрос онтологии: что существует?
Основные понятия онтологии: бытие, структура,
свойства, формы бытия (материальное, идеальное,
экзистенциальное), пространство, время,
движение.
Онтология, таким образом, представляет
собой попытку наиболее общего описания
универсума существующего, который не
ограничивался бы данными отдельных наук
и, возможно, не сводился бы к ним.
Иное понимание онтологии даёт американский
философ Уиллард Куайн: в его терминах
онтология — это содержание некоторой
теории, то есть объекты, которые постулируются
данной теорией в качестве существующих.
Вопросы онтологии — это древнейшая тема
европейской философии, восходящая к досократикам
и особенно Пармениду. Важнейший вклад
в разработку онтологической проблематики
внесли Платон и Аристотель. В средневековой
философии центральное место занимала
онтологическая проблема существования
абстрактных объектов (универсалий).
В философии XX века специально онтологической
проблематикой занимались такие философы
как Николай Гартман («новая онтология»),
Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология»)
и другие. Особый интерес в современной
философии вызывают онтологические проблемы
сознания.
К. Р. Поппер сформулировал концепцию трёх
миров: (1) мира физических объектов и состояний,
(2) мира психических и ментальных состояний
сознания и (3) мира объективного содержания
мышления (сюда входят содержание научных
гипотез, литературные произведения и
другие не зависящие от субъективного
восприятия объекты) .
Предмет онтологии:
• Основным предметом онтологии является
сущее; бытие, которое определяется как
полнота и единство всех видов реальности:
объективной, физической, субъективной,
социальной и виртуальной.
• Реальность с позиции идеализма традиционно
делится на материю (материальный мир)
и дух (духовный мир, включая понятия души
и Бога). С позиции материализма подразделяется
на косную, живую и социальную материю
• Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется
немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию
возможности в философии аристотелизма).
В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется
через бытие человека, поскольку он обладает
способностью мыслить и вопрошать о бытии.
Однако в классической метафизике под
бытием понимается Бог. Человек, как бытие,
обладает свободой и волей.
Платон – первый античный философ, создавший
целостную философскую систему, составными
частями которой выступают: онтология,
гносеология, учение о душе, учение о политике
.
Ядром философского учения Платона является
его теория о мире идей. Идея – это метафизическая
сущность, которая оформляет класс вещей,
но может находиться вне их. Это метафизическая
сущность, ибо она не обнаруживается в
самих вещах как таковых .
Идеи для Платона не есть просто продукт
человеческого мышления. Они – истинный,
реальный род бытия. Идеи представляют
собой источник, причину бытия вещей.
Идеи находятся в особом «умном месте»,
расположенном где-то в космосе, в мире
идей.
Идеи обладают целым рядом особых свойств.
Они бестелесны, вечны, неизменны, недоступны
человеческим чувствам и постигаются
только разумом.
Идеи иерархичны, как бы соподчинены друг
другу, имеют структуру, подобную пирамиде.
Вершину этой пирамиды образуют идеи высшего
ранга, такие, как идеи блага, истины, прекрасного,
справедливости. Ниже располагаются идеи,
выражающие общие физические, природные
процессы и явления, идеи огня, движения,
покоя, цвета, звука. Третий ряд образуют
идеи основных групп, разрядов, классов,
предметов и живых существ, например, растения,
животные, человек и т.д.
Этому высшему миру идей противостоит
непосредственно окружающий нас материальный
мир, мир вещей, который доступен нашим
чувствам, познается с их помощью. Однако
этот мир вторичен, он является всего лишь
«тенью» от мира идей. В то время как идеи
являются вечными и неизменными, вещи
материального мира непостоянны и конечны,
смертны. Например, по Платону, вещественные
столы, кровати и т.д. представляют собой
«тень» вечных идей стола и кровати, которые
так или иначе проявляются во многих столах
и кроватях.
Учение о мире идей представляет собой
главный вклад Платона в становление философской
мысли. Однако оценка этого вклада была
и остается противоречивой .
Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение)
- философская дисциплина, занимающаяся
исследованиями, критикой и теориями познания,
- теория познания.
Основная гносеологическая схема анализа
познания включает субъекта, наделенного
сознанием и волей, и противостоящий ему
объект природы, независимый от сознания
и воли субъекта и связанный с ним только
познавательным отношением.
Основной круг гносеологической проблематики
очерчивается посредством таких проблем,
как интерпретация субъекта и объекта
познания, структура познавательного
процесса, проблема истины и ее критерия,
проблема форм и методов познания и другое.
Гносеологическая проблематика становится
определяющей для неокантианства и позитивизма.
Основания познавательной деятельности
классическая гносеология связывает с
«изолированным субъектом». Сознание
такого субъекта прозрачно само для себя
и является последним источником достоверности.
В таких полаганиях действительность
знания и его содержание оказываются ограниченными
рамками индивидуального сознания. Это
препятствует выделению категориальных
характеристик знания и приводит к психологизму
(субъективизму).
Критика оснований классической философии,
развернувшаяся с конца XIX в. и продолжающаяся
по сей день, привела к ломке традиционных
представлений гносеологии и отказу от
абстракций «самосознающего» и «изолированного»
субъекта. Современные исследования познания,
фиксируя ограничения субъект-объектных
схем, вводят в качестве исходных, иные
структурные расчленения и абстракции:
предметная деятельность ( «практика»),
культурная норма ( «парадигма»), язык
и другое.
Традиционная гносеологическая проблематика
включается при этом в более широкий социокультурный
контекст, и, соответственно, более широкую
систему понятий. Центральную позицию
в рамках гносеологии занимает методология
науки и эпистемология.
Гносеология. По Платону познание – это
воспоминание. До того как человек рождается
его душа пребывает в мире идей. Все знания
в душе есть, попав в тело человека, душа
все забывает. Требуется усилие, чтобы
вспомнить забытое. Если же мы, с помощью
чувств познаем мир теней, то мы получаем
иллюзии, т.е. не знание, а мнение.
Онтологические и гносеологические взгляды
Платона.
Онтология, космология и теория познания
в учении Платона выступают в качестве
методологической и мировоззренческой
базы для обоснования главной части этого
учения – нравственно-этической. Платон
считает, что условием нравственных поступков
является истинное знание. Этим знанием
обладает душа. Душа состоит из трех частей:
1) разумной; 2) пылкой (волевой); 3) вожделеющей
(чувственной). Гармоническое сочетание
всех этих трех частей души, под руководством
разума, дает начало добродетели и справедливости.
Платоновская этика ориентирована на
самосовершенствование личности, на создание
человеческого общества – государства.
Этика Платона органически сочетается
с концепцией государства.
В философском мировоззрении Платона
огромное место занимают его взгляды на
общество и государство. Общественно-политическим
вопросам Платон посвящает два наиболее
крупных произведения – «Государство»
и «Законы». Эти вопросы также рассматриваются
в диалогах «Политик» и «Критон».
Платон рисует идеальный тип государства,
который якобы существовал в древние времена.
Этому идеальному типу Платон противопоставил
четыре типа государства:
1) Тимократия - власть честолюбцев, по
мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного"
строя. В государстве такого типа правители
и воины были свободны от земледельческих
и ремесленных работ. Большое внимание
уделяется спортивным упражнениям, однако
уже заметно стремление к обогащению,
и "при участии жен" спартанский образ
жизни переходит в роскошный, что обуславливает
переход к олигархии.
2) Олигархия. В олигархическом государстве
уже имеется четкое разделение на богатых
(правящий класс) и бедных, которые делают
возможной совершенно беззаботную жизнь
правящего класса. Развитие олигархии,
по теории Платона, приводит к ее перерождению
в демократию.
3) Демократия. Демократический строй еще
более усиливает разобщенность бедных
и богатых классов общества, возникают
восстания, кровопролития, борьба за власть,
что может привести к возникновению наихудшей
государственной системы тирании.
4) Тирания. По мнению Платона, если некое
действие делается слишком сильно, то
это приводит к противоположному результату.
Так и здесь: избыток свободы при демократии
приводит к возникновению государства,
вообще не имеющего свободы, живущего
по прихоти одного человека тирана.
Проект идеального государства Платона
явился первой социальной утопией в истории
общества. Это идеальное государство,
согласно Платону, должно быть основано
на принципах справедливости. Исходя из
справедливости, каждый гражданин в этом
государстве должен занимать свое особое
положение в соответствии с разделением
труда, хотя различие между отдельными
группами людей у Платона определяется
нравственными задатками. В соответствии
с тремя частями души, Платон делит людей
на три типа: носители добродетели мудрости
– философы должны стоять во главе государства,
управлять им. Мужество – добродетель
стражей, задача которых защита государства
от внешних и внутренних врагов. Добродетелью
третьего сословия должно быть благоразумие,
то есть добросовестное выполнение своих
производственных функций. Четвертая
добродетель – Справедливость - характерна
для всего государства и выражается в
том, чтобы «каждый делал свое». «Многоделание»
причиняет огромный ущерб государству.
Огромное внимание мыслитель уделяет
определению в государстве места правящего
класса. По его мнению, правителями "идеального"
государства должны быть исключительно
философы, для того чтобы в государстве
властвовали рассудительность, разум.
Именно философы обуславливают благосостояние,
справедливость государства Платона,
ведь им свойственны "...правдивость,
решительное неприятие какой бы то ни
было лжи, ненависть к ней и любовь к истине".
Благодаря философам правление и вся жизнь
"идеального" государства будет построена
по законам разума, мудрости, там не будет
места порывам души и чувствам.
Наилучшей формой правления Платон считает
аристократическую республику. Характерная
черта отрицательных типов государства,
по Платону, - это наличие материальных
интересов. Поэтому Платон выдвигает на
первый план в своем идеальном государстве
нравственный принцип, который должен
выражаться в правильном образе жизни
всех граждан этого общества.
В проекте идеального государства Платона
жизнь его граждан во многом регламентирована.
Для высших сословий не допускается частная
собственность, она возможна только для
низшего. Для высших сословий Платон не
допускает также существования семьи.
Он полагает, что браки возможны только
под наблюдением государства и только
для рождения детей. Дети отбираются у
родителей и воспитываются в специальных
учреждениях. Мальчики и девочки получают
одно и тоже воспитание, так как, по Платону,
вполне способна выполнять те же самые
социальные функции, что и мужчина. Социальная
утопия, направленная на то, чтобы сделать
счастливым все государство, приносит
в конце концов в жертву отдельного человека.
Идеальное государство состоит из людей,
которые выполняют свои социальные функции
без учета своих личных интересов и потребностей.
Таким образом, сплоченность государства
обеспечивается за счет жесткого ограничения
и обеднения личной жизни людей, полного
подчинения личности государству.
Платоновское государство – это теоретическая
схема утопического государства, в котором
жизнь общества подчинена строгому государственному
контролю.
Сходство и различие в понимании диалектики
у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой.
С Гераклитом связано развитие диалектических
идей античной философии. Широко известны
его высказывания: «все течет», «нельзя
дважды войти в одну и ту же реку». Согласно
Гераклиту, все явления переходят из одного
состояния в другое, и этот переход совершается
через борьбу противоположностей. Эту
борьбу Гераклит называл Логосом, т.е.
всеобщем законом мироздания. Первоосновой
всего сущего он считал огонь. Огонь –
образ вечного движения. По Гераклиту
мир не создан никем, а был, есть и будет
вечно живым огнем, закономерно зажигающимся
и закономерно угасающим. Огонь и Логос
тождественны.
Гераклита можно считать стихийным диалектиком.
Его учение не было выражено строгих понятиях.
Сократ не признавал проблем, характерных
для философов той эпохи: о природе, ее
первоначале, о мироздании. По его мнению,
философия должна заниматься рассмотрением
не природы, а человека, его нравственных
качеств и сущности этики как определенной
области знания. Вопросы этики – вот главное,
чем должна заниматься философия, и это
главная тема бесед Сократа.
Для обоснования своих этических взглядов
Сократ использовал разработанный им
метод, который вошел в историю философии
под названием сократического и который
по сути своей был методом диалектического
спора. Для Сократа диалектика – это метод,
посредством которого представляются,
развиваются и обосновываются этические
понятия, а философия – процесс изучения
конкретного нравственного явления, в
ходе которого вырабатываю представление
о том, что такое это явление с точки зрения
его сущности.
Все диалектические рассуждения строятся
по принципу деления общего, родового
понятия на составляющие его виды. Следовательно,
согласно Сократу, диалектика заключается
в том, чтобы изучать явление с самых разных
сторон и дать его наиболее точное, глубокое,
разностороннее определение. В ходе такого
изучения, по мнению Сократа, и рождается
истина. Этот метод философствования называется
также майевтикой (искусство оказания
помощи в рождении истины).
Беседы строились по принципу постановки
вопроса: « что такое то-то или то-то?» (добро,
справедливость или другое этическое
понятие). Ответы на этот вопрос отвергались
один за другим. В своих диалектических
спорах и рассуждениях Сократ впервые
использовал индуктивный метод доказательства.
Индукция – философский и вообще научный
метод движения знания от отдельного,
частного, особенного к всеобщему, закономерному.
Философия, согласно Платону, пользуется
специфическим методом познания действительности,
который он называл диалектикой. Точная
природа платоновской диалектики не ясна,
но одно важное ее положение очевидно:
«философия развивается посредством критики
выдвигаемых мнений». Даже математика,
которую древние мыслители ценили чрезвычайно
высоко, оказывается у них объектом философской
критики. По Платону, математика основывается
на не выраженных явно допущениях. Задача
же философа состоит в том, чтобы вскрыть
и критически исследовать любые основания.
Философу трудно укрепиться в какой-нибудь
мысли, считая ее абсолютно точной, безупречной.15
Таким образом, по Гераклиту, все развивается
по Логосу, стихийно и подчинено судьбе.
Для Сократа и Платона – истина рождается
в споре. Гераклит считал, что всем явлениям
присущи внутренние противоречия, а также
противоречия между ними. Для Сократа
и Платона противоречиво мышление.
Заключение.
Платон – один из великих мыслителей античности.
Его творчество обогатило духовную культуру
всего человечества.
Так как основу учения Платона составлял
философский идеализм, то совершенно естественно,
что наибольшее впечатление Платон всегда
производил на мыслителей, склонных к
идеализму. В учении Платона они видели
образец для собственных идеалистических
построений и гипотез.
Другая сторона содержания философии
Платона, ставшая источником длительного
философского влияния, заключалась в его
диалектике. Идеалистическая диалектика
Платона – предшественница идеалистической
диалектики Гегеля, её философский первообраз.
Не будь диалектики Платона, не было бы
той формы, в какой в начале XIX в. в Германии
явилась диалектика Гегеля.
Платон был первооткрывателем в сфере
философского освещения обширного комплекса
политико-правовых вопросов, и разработка
многих из них отмечена печатью его творческого
гения.
Платон – один из тех правдоискателей
и героев мысли, которые становятся вечными
спутниками человечества и современниками
всё новых и новых эпох и поколений людей
в их непрекращающихся поисках истины
и справедливости, в неустанном стремлении
к более разумной и совершенной жизни.
Можно во многом не соглашаться с их виденьем
мира, государственного строя, законом
общества, морали и души. Но нельзя не согласиться,
что в истории было множество примеров
таких государств не во всем, но во многом
они похожи на то, что описывали Сократ
и Платон. Соглашаться или нет это вопрос
вторичный. Можно, что-то принимать, а в
чем-то быть яростным противником. Но присмотреться
к их мудрости просто необходимо.
Список использованной литературы:
1. В. Соловьев. Онтология // В. Соловьев.
Толковый словарь по философии.
2. А. Л. Доброхотов. ОНТОЛОГИЯ // Новая философская
энциклопедия, 2003 г.
3. К.Поппер, «Логика и рост научного знания»,
1983 — с. 439—440.
4. Якупов С.Ф. Философия. Исторический
курс. Учебное пособие / Уфа: РИО РУНМЦ
МОРБ, 2010. – 120 с.
5. Канке В.А. Философия для экономистов:
учебник – М.: Издательство «Омега-Л»,
2008. – 411 с.
6. Островский Э.В. Философия: Учебник –
М.: Вузовский учебник, 2009. – 313 с.
7. Новейший философский словарь. 2009.
8. Жизнь замечательных людей / Е.Н Орлов,
Е.Ф. Литвинова, Ю.М. Антоновский:Библиографические
очерки. – СПб.: ЛИО Редактор, 1994. – 326 с.
9. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный
словарь-справочник. – 2-е изд., перераб.
и доп. М.:Издательская корпорация «Логос»,
1998 – 432 с.
10. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Жизнеописание.
М., 1977.
11. А.А. Радугин. Философия: курс лекций:
Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений. Москва: издательство
«Центр», 1999. – 270 с.
12. ru.wikipedia.org
13. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб.
пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438 с.
Содержание:
Введение 2
1. Онтологические и гносеологические
взгляды Платона 3
2. Основные положения учения Платона о
государстве и человеке 5
3. Сходство и различие в понимании диалектики
у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой
7
Заключение 9
Список использованной литературы 10
Введение.
Величайшим из учеников Сократа по праву
считается Платон (427-347 до н.э.). Он стал
основателем мощного направления в философии
- объективного идеализма. В молодости
он много занимался спортом, писал стихи.
Но однажды, услышав диалоги Сократа, он
оставил эти занятия и навсегда посвятил
себя философии. [3, с. 39]
Греческий философ Платон был одним из
величайших мыслителей человечества.
Он принадлежал к аристократическому
афинскому роду, предпочитал духовные,
а не материальные ценности. После того
как учителя осудили на смерть и казнили,
Платон вынужден был покинуть Афины. Он
много путешествовал по Греции, побывал
в Южной Италии, на Сицилии, в Египте. На
его воззрение немалое влияние оказали
последователи Пифагора, а так же восточные
мудрецы. Вернувшись в Афины, Платон основал
свою школу – Академию. Академия просуществовала
около 900 лет, а затем была закрыта. [1, с.
100]
В творчестве Платона ярко проявились
основные черты классического периода
античной философии: формирование широких
философских систем, охватывающих все
основные сферы философского знания; разработка
ключевых философских категорий, таких,
как идеальное, материальное, познание,
чувственное, рациональное и др.; выделение
истории философии как самостоятельной
области знания. [3, с. 39]
1. Онтологические и гносеологические
взгляды Платона
Платон – первый античный философ, создавший
целостную философскую систему, составными
частями которой выступают: онтология,
гносеология, учение о душе, учение о политике.
[4, с. 30]
Онтология – раздел философии, изучающий
бытие. [5]
Ядром философского учения Платона является
его теория о мире идей. Идея – это метафизическая
сущность, которая оформляет класс вещей,
но может находиться вне их. Это метафизическая
сущность, ибо она не обнаруживается в
самих вещах как таковых. [2, с. 238]
Идеи для Платона не есть просто продукт
человеческого мышления. Они – истинный,
реальный род бытия. Идеи представляют
собой источник, причину бытия вещей.
Идеи находятся в особом «умном месте»,
расположенном где-то в космосе, в мире
идей.
Идеи обладают целым рядом особых свойств.
Они бестелесны, вечны, неизменны, недоступны
человеческим чувствам и постигаются
только разумом.
Идеи иерархичны, как бы соподчинены друг
другу, имеют структуру, подобную пирамиде.
Вершину этой пирамиды образуют идеи высшего
ранга, такие, как идеи блага, истины, прекрасного,
справедливости. Ниже располагаются идеи,
выражающие общие физические, природные
процессы и явления, идеи огня, движения,
покоя, цвета, звука. Третий ряд образуют
идеи основных групп, разрядов, классов,
предметов и живых существ, например, растения,
животные, человек и т.д.
Этому высшему миру идей противостоит
непосредственно окружающий нас материальный
мир, мир вещей, который доступен нашим
чувствам, познается с их помощью. Однако
этот мир вторичен, он является всего лишь
«тенью» от мира идей. В то время как идеи
являются вечными и неизменными, вещи
материального мира непостоянны и конечны,
смертны. Например, по Платону, вещественные
столы, кровати и т.д. представляют собой
«тень» вечных идей стола и кровати, которые
так или иначе проявляются во многих столах
и кроватях.
Учение о мире идей представляет собой
главный вклад Платона в становление философской
мысли. Однако оценка этого вклада была
и остается противоречивой. [3, с. 40]
Гносеология – раздел философии, изучающий
теорию познания. [5]
Гносеология. По Платону познание – это
воспоминание. До того как человек рождается
его душа пребывает в мире идей. Все знания
в душе есть. Попав в тело человека душа
все забывает. Требуется усилие, чтобы
вспомнить забытое. Если же мы, с помощью
чувств познаем мир теней, то мы получаем
иллюзии, т.е. не знание, а мнение. [4, с. 30]
2. Основные положения учения Платона о
государстве и человека
Наиболее зримо слабые стороны философии
Платона проявились в другой части созданной
им системы – в учении об идеальном государстве.
Это платоновское учение основывается
на нескольких основополагающих принципах:
- государство имеет не материальное, не
земное, а идеальное, небесное происхождение,
генетически оно связано с миром идей;
- государство исходит из принципа неравенства
граждан, которое определяется характером
их духовных качеств, полученных при рождении
из мира идей;
- государство всецело подчиняет себе
отдельных граждан путем запрета на частную
собственность и установления государственной
собственности в качестве господствующей;
- в государстве господствует единая, обязательная
для всех идеология, отступление от которой
жестоко преследуется.
Согласно представлениям Платона, в мире
существует множество различных государств.
Каждое из них в большей или меньшей степени
приближается к изначально существующей
все в том же «умном месте» идее образцового
государства. Наиболее далеки от этого
образца государства демократического
и тиранического типа, ближе всех к нему
стоит идеальное государство. [3, с. 41]
Свои идеи о государстве и политике Платон
попытался воплотить в жизнь, став советником
сиракузского тирана Диона. Однако попытка
не удалась – тиран не сделался разумней
и совестливей. Платон изложил свои взгляды
в книге «Законы». [1, с. 101]
Проект идеального государства, данный
Платоном, стал первой социальной утопией
в истории философской мысли.
В качестве идеального образца Платон
представил, по сути, государство, которое
мы сегодня назвали бы недемократическим,
тоталитарным. [3, с. 42]
Политические взгляды Платона тесно связаны
с его учением о душе.
Учение о душе. Душа состоит из трех частей.
Первая – разумная часть – основа добродетели
и мудрости. Вторая – страстная часть
– основа воли, активности и энергичности.
Третья – вожделеющая часть, стремящаяся
к материальным, чувственным наслаждениям.
У каждого конкретного человека одна из
трех частей души является главенствующей.
Учение о политике. Платон считал, что
общество должно состоять из трех сословий.
Первое сословие – люди, у которых преобладает
разумная часть души, они философы, аристократы,
т.е. благородные люди. Их функция – управление
государством.
Второе сословие – люди, в чьих душах преобладает
страстная часть, они должны нести воинскую
службу.
Третье сословие – люди, в чьих душах преобладает
вожделенная часть, они должны заниматься
земледелием, ремеслом и торговлей. [4,
с. 30]
Еще одна черта государственного порядка
– строгая дисциплина. Каждый должен делать
свое дело.
Таким образом, социально-политическое
учение Платона является конкретизацией
его общефилософской концепции о мире
идей. [3, с. 42]
3. Сходство и различие в понимании диалектики
у Гераклита, с одной
стороны, и Сократа и Платона, с другой
С Гераклитом связано развитие диалектических
идей античной философии. Широко известны
его высказывания: «все течет», «нельзя
дважды войти в одну и ту же реку». Согласно
Гераклиту, все явления переходят из одного
состояния в другое, и этот переход совершается
через борьбу противоположностей. Эту
борьбу Гераклит называл Логосом, т.е.
всеобщем законом мироздания. Первоосновой
всего сущего он считал огонь. Огонь –
образ вечного движения. По Гераклиту
мир не создан никем, а был, есть и будет
вечно живым огнем, закономерно зажигающимся
и закономерно угасающим. Огонь и Логос
тождественны.
Гераклита можно считать стихийным диалектиком.
Его учение не было выражено строгих понятиях.
[5, с. 27]
Сократ не признавал проблем, характерных
для философов той эпохи: о природе, ее
первоначале, о мироздании. По его мнению,
философия должна заниматься рассмотрением
не природы, а человека, его нравственных
качеств и сущности этики как определенной
области знания. Вопросы этики – вот главное,
чем должна заниматься философия, и это
главная тема бесед Сократа.
Для обоснования своих этических взглядов
Сократ использовал разработанный им
метод, который вошел в историю философии
под названием сократического и который
по сути своей был методом диалектического
спора. Для Сократа диалектика – это метод,
посредством которого представляются,
развиваются и обосновываются этические
понятия, а философия – процесс изучения
конкретного нравственного явления, в
ходе которого вырабатываю представление
о том, что такое это явление с точки зрения
его сущности.
Все диалектические рассуждения строятся
по принципу деления общего, родового
понятия на составляющие его виды. Следовательно,
согласно Сократу, диалектика заключается
в том, чтобы изучать явление с самых разных
сторон и дать его наиболее точное, глубокое,
разностороннее определение. В ходе такого
изучения, по мнению Сократа, и рождается
истина. Этот метод философствования называется
также майевтикой (искусство оказания
помощи в рождении истины).
Беседы строились по принципу постановки
вопроса: « что такое то-то или то-то?» (добро,
справедливость или другое этическое
понятие). Ответы на этот вопрос отвергались
один за другим. В своих диалектических
спорах и рассуждениях Сократ впервые
использовал индуктивный метод доказательства.
Индукция – философский и вообще научный
метод движения знания от отдельного,
частного, особенного к всеобщему, закономерному.
[1, с. 99]
Философия, согласно Платону, пользуется
специфическим методом познания действительности,
который он называл диалектикой. Точная
природа платоновской диалектики не ясна,
но одно важное ее положение очевидно:
«философия развивается посредством критики
выдвигаемых мнений». Даже математика,
которую древние мыслители ценили чрезвычайно
высоко, оказывается у них объектом философской
критики. По Платону, математика основывается
на не выраженных явно допущениях. Задача
же философа состоит в том, чтобы вскрыть
и критически исследовать любые основания.
Философу трудно укрепиться в какой-нибудь
мысли, считая ее абсолютно точной, безупречной.
[1, с. 43]
Таким образом, по Гераклиту, все развивается
по Логосу, стихийно и подчинено судьбе.
Для Сократа и Платона – истина рождается
в споре. Гераклит считал, что всем явлениям
присущи внутренние противоречия, а также
противоречия между ними. Для Сократа
и Платона противоречиво мышление.
Заключение.
Ядром философского учения Платона является
его теория о мире идей. Идеи для Платона
не есть просто продукт человеческого
мышления. Они – истинный, реальный род
бытия. Идеи представляют собой источник,
причину бытия вещей. Учение о мире идей
представляет собой главный вклад Платона
в становление философской мысли. Однако
оценка этого вклада была и остается противоречивой.
[3, с. 40]
Согласно представлениям Платона, в мире
существует множество различных государств.
Каждое из них в большей или меньшей степени
приближается к изначально существующей
все в том же «умном месте» идее образцового
государства. Наиболее далеки от этого
образца государства демократического
и тиранического типа, ближе всех к нему
стоит идеальное государство. Проект идеального
государства, данный Платоном, стал первой
социальной утопией в истории философской
мысли.
В качестве идеального образца Платон
представил, по сути, государство, которое
мы сегодня назвали бы недемократическим,
тоталитарным. Политические взгляды Платона
тесно связаны с его учением о душе. Социально-политическое
учение Платона является конкретизацией
его общефилософской концепции о мире
идей. [3, с. 41]
Список использованной литературы:
1. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб.
пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438 с.
2. Канке В.А. Философия для экономистов:
учебник – М.: Издательство «Омега-Л»,
2008. – 411 с.
3. Островский Э.В. Философия: Учебник –
М.: Вузовский учебник, 2009. – 313 с.
4. Якупов С.Ф. Философия. Исторический
курс. Учебное пособие / Уфа: РИО РУНМЦ
МОРБ, 2010. – 120 с.
5. ru.wikipedia.org
Информация о работе Онтологические и гносеологические взгляды Платона