Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:38, доклад
Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).
2. Ортодоксальные и неортодоксальные
школы древнеиндийской философии: принципы,
идеи и категории.
Дофилософские знания в Индии передавались
в Ведах. Приблизительная датировка самых
древних частей ведического корпуса восходит
к середине II тыс. до н. э. Веды представляют
собой сборники текстов - фрагменты древних
мифов, жертвенные формулы и заклинания,
предназначенные для культового употребления
брахманами (жрецами).
Веды состоят из четырех отдельных корпусов:
"Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа"
(сборник песнопений), "Яджурведа"
(сборник жертвенных формул), "Атхарваведа"
(сборник заклинаний).
В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады'
представляют собой собственно философские
тексты, нацеленные на поиск нового знания.
Уже в Упанишадах формируются основные
темы индийской философии: идея единства
Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба)
и перерождении.
Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен,
вечен и непостижим. Проявлением Брахмана
является Атман "Мировая душа" (Атман)
идентична индивидуальной человеческой
душе. Подлинная цель человеческой жизни
- в уничтожении причин, которые препятствуют
освобождению атмана от внешних покровов,
физических и духовных оболочек. Сансара
- цепь зависимых перерождений – определяется
кармой, т.е. совокупным результатом мыслей,
слов и поступков человека.
С VI в. до н. э. начинается время классических
философских систем. Принято различать
ортодоксальные системы мысли, признающие
авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные
системы, отрицающие единственность авторитета
ведических текстов. К неортодоксальным
системам причисляют буддизм и джайнизм.
Шесть наиболее влиятельных классических
ортодоксальных систем это нъяйя и вайшешика,
санкхъя и йога, веданта и миманса.
Неортодоксальные учения индийской классической
философии: джайнизм,буддизм.
Учение джайнизма (599-527 гг. до н. э.) зародилось
в русле (от санскр. "аскетов" или
"странствующих отшельников". Доктрина
джайнизма развивает ряд идей Упанишад.
Так, концепция о перерождении души приводит
к выводу о существовании души у всего,
что существует в мире: животных и насекомых,
растений и листьев. Благой целью является
освобождение души и достижение статуса
совершенного человека. Для этого человек
должен вести добродетельную жизнь.
Философия буддизма (I тыс. до н.э.) восходит
к учению Сиддхартхи Гаутамы (560-480 гг. до
н. э.) (Будда) или «просветленный». Буддизм
формируется на основе положений, высказанных
этим мыслителем. Годы жизни Сиддхартхи
Гаутамы принято определять в рамках 560-480
гг. до н. э.
Будда считал категорической лишь одну
истину: мир устроен так, что человек в
нем - страдающее существо. Следовательно,
все, что нужно знать о существовании мира
и человека это, что они основаны на страдании.
Страдание - конечная реальность существования.
Основа буддийского вероучения - четыре
"благородные истины". Первая, "истина
страдания", - истина об универсальности
страдания, пронизывающего все телесное
и душевное существование человека.
Вторая истина, "истина возникновения
страдания " исходит из того, что страдание
обусловлено желанием: желанием наслаждения,
желанием существования и желанием гибели.
Поэтому страдание - это рождение, старость,
болезни, смерть, соединение с тем, что
нежеланно, разъединение с тем, что желанно,
недостижение всего, чего хочешь достичь.
Третья истина ("истина прекращения
страдания"): страдание можно прекратить,
освободившись от желания.Человек, беспрерывно
улучшая карму, может прервать цепь перерождений
и достичь освобождения от страданий –
нирваны (состояние полной отрешенности
от окружающего мира).
Четвертая истина, "истина пути",
гласит: путь к прекращению страданий
восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания
иллюзорности собственного я через милосердные
деяния, совершенствование в нравственности,
медитацию, позволяющей достичь состояния
просветления (бодхи), которое приводит
к нирване.
В идеале все это исполнимо лишь в отречении
от мира как полный отказ от убийства,
лжи, воровства, употребления алкогольных
напитков, участия в развлечениях, использования
денег.
Классические ортодоксальные
системы
Классические системы возникают в
результате споров с буддистской точкой
зрения на природу человека, характер
спасения и возможность познания мира.
Ньяйя ("вхождение в предмет") - философская
школа, основанная брахманом Гаутамой
около III в. до н. э., сходна с западной логикой.
Ньяйя изучала механизм познания и определяла
правила ведения дискуссии, что делало
знание ее принципов обязательным для
всякого, занимавшегося систематическим
фило¬софствованием. Данное учение исходит
из принципиальной познаваемости мира
и рассматривает всякое знание как раскрытие
реальности. По природе своей человек
способен воспринимать объекты, сравнивать
их между собой и делать выводы из сходства.
Познание может быть правильным и неправильным.
Задача учения ответить на вопрос о том,
как достичь правильного познания.
Вайшешика ("философия различий"), созданная
Канадой (III в. до н. э.), - система, родственная
ньяйя. Так же, как и ньяйя, вступая в полемику
с буддизмом, вайшешика исходит из принципиальной
познаваемости мира и рассматривает адекватное
познание в качестве основной цели систематического
мышления. Ос¬новная тема этой школы -
классификация и характеристика рассматриваемых
объектов. Различая объективно существующие
предметы, вайшешика разделяет их на категории
и подробно характеризует каждую из них.
«Йога» В основе методики йоги лежит убеждение
в том, что человек с помощью концентрации
духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего
к успокоению нрава, может достичь освобождения
от материального мира. Йога - это упорядоченная
методика, направленная на разрыв связей
между духом и телом. Она охватывает восемь
восходящих ступеней совершенствования,
первые пять из которых направлены на
совершенствование тела, в то время как
три последних обращены на понимание:
Таким образом, особенности индийской
философии связаны со специфическим пониманием
места человека в мире. Идеалом человеческой
жизни в этой традиции выступает нацеленность
на вживание в окружающую среду и обращенность
человеческой активности на свой собственный
внутренний мир.
http://bargu.by/221-