Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:55, контрольная работа
Впервые термин «основной вопрос философии» был употреблён Фридрихом Энгельсом.
Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении двух философских категорий, вопрос о соотношении двух противоположностей, сторон бытия. Приведём три пары противоположностей, в сущности обозначающих одно и то же:
материя и сознание
материальное и идеальное
объективное и субъективное
Объективное – это всё то, что не зависит от воли и желания субъекта.
Введение.
Впервые термин «основной вопрос философии» был употреблён Фридрихом Энгельсом.
Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении двух философских категорий, вопрос о соотношении двух противоположностей, сторон бытия.
Приведём три пары противоположностей, в сущности обозначающих одно и то же:
материя и сознание
материальное и идеальное
объективное и субъективное
Объективное – это всё то, что не зависит от воли и желания субъекта.
Субъективное – всё то, что зависит от воли и желания субъекта.
Противоположности (в данном контексте) – это стороны одного и того же объекта, или системы, которые взаимно предполагают и взаимно исключают друг друга.
Бытие существует в нескольких формах:
Бытие первой природы.
Это весь тот природный мир, который существует
в дальнем космосе, а также существовал
в ближнем космосе и на Земле до появления
человека.
Бытие второй природы.
Природный мир Земли и пространство ближнего
космоса, сложившиеся после появления
человека на Земле.
Бытие человека в мире вещей.
Это телесное существование, тело – с
одной стороны, а с другой – сознание человека,
отражающее окружающую действительность.
Социальное бытие.
Это существование общества на данном
этапе его развития, данный уровень развития
культуры.
Культура – система надбиологических
форм действия.
Индивидуализированное духовное бытие.
Это сознание человека в данном социальном
бытие. Данное бытие создаёт идеи.
Основной вопрос философии.
«Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии,— подчеркивал Ф. Энгельс,— есть вопрос об отношении мышления к бытию». Важнейшее его содержание составляет альтернатива: «...что является первичным: дух или природа...» В целом же смысловое поле этой узловой философской проблемы образуют различные отношения человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, принципы практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоения мира. Одним из них, притом весьма важным, является принцип познаваемости мира.
В зависимости от того, как философы
понимали данное соотношение, что принимали
за исходное, определяющее, они составили
два противоположных
Изучающим философию, а порой и
тем, кто профессионально работает
в данной области, бывает нелегко
понять, почему и в каком именно
смысле вопрос о соотношении материального
и духовного является для философии
основным и так ли это на самом
деле. Философия существует более
двух с половиной тысяч лет, и
в течение долгого времени
этот вопрос ни прямо, ни косвенно, как
правило, не ставился философами. Для
осознания мировоззренческой
Но может ли рассматриваться
в качестве основного вопрос, который
вообще не формулируется большинством
философов? Может быть, он вводится
post factum (задним числом) в целях классификации
философских направлений и
По крайней мере, ясно одно: вопрос
об отношении сознания и бытия
не находится в одном ряду с
многочисленными конкретными
Противостояние и вместе с тем
сложное взаимодействие бытия и
сознания, материального и духовного
вырастает из всей человеческой практики,
культуры, пронизывает их. Значимые
лишь в паре, в их полярной соотнесенности,
эти понятия так или иначе
охватывают все поле мировоззрения,
носят применительно к нему универсальный
характер, составляют его предельно
общую основу. Философское уяснение
исходных и самых общих предпосылок
человеческого существования, как
пояснил К. Маркс, должно исходить из
наличия мира, прежде всего природы,
с одной стороны, и людей —
с другой. Все же остальное предстает
как производное, как результат
практического и духовного
Из многообразия отношений «мир — человек» можно выделить три основных типа: познавательные, практические и ценностные отношения.
В свое время И. Кант сформулировал
три вопроса, имеющие, по его убеждению,
принципиальное значение для философии
в самом высоком «всемирно-
Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру.
Роль и значение философии, ее основные функции.
Мы фактически уже показали отчасти роль и значение философии. Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции - мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая. Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательно- го, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни. Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а так- же то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в ло- не чистого умозрения, а в реальной жизни. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.
Предмет философии и ее функции.
Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.
Мировоззрение имеет определенную структуру: знание ( обыденные и научные ), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.
Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. она выполняет
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики.
Она осуществляет критику
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция.
6. функция отражения или
Заключение.
Большая роль проблем в процессе
становления и развития философского
мировоззрения находит свое отражение
в возможности определить само понятие
«мировоззрение» (или «философия»)
через главные вопросы
Если бы дело обстояло так, что, к
примеру, проблемы универсального развития
складывались бы как механическая сумма
проблем биологического, космологического,
социального развития, то такая универсальность
проблемы не была бы философско-мировоззренческой,
да и комплекс ответов на соответствующие
вопросы не выходил бы за рамки
знания об отдельных частях или сторонах
мира на уровень мира в целом. Но,
сформулировав проблему на уровне всеобще-мировоззренческом
в виде вопроса «Что такое развитие
вообще?», философы соотносят проблему
развития с материей как субстанцией
и с атрибутами материи, прежде всего
с движением. В этом ракурсе выявляются
критерии развития, формы развития,
соотношение развития и мирового
круговорота и т.п. Ни одна из этих
сторон не изучается какой-либо частной
наукой, хотя без данных частных
наук не может быть составлено подлинное
научно-философское
Список литературы.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000.
Борн М. Моя жизнь и взгляды. - М., 1973.
Канке В.А. Основы философии: Учебник. – М., 2002.
Философия под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2003.