Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 18:24, контрольная работа
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический. Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), материальное или духовное (идеальное). Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким, каким он существует в действительности?
1.Основной вопрос философии и две его стороны…………….3-4
2. Объективный и субъективный идеализм……………………..5
3. Познаваемость мира и его законов. Агностицизм…………..6-8
Список литературы…………………………………………….…9
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет
имени Н.И Вавилова»
Контрольная работа
по Философии на тему: «Основной вопрос философии»
Группа Б-Э 24
Сдобникова Кристина
САРАТОВ
2013 г.
Содержание
1.Основной вопрос философии и две его стороны…………….3-4
2. Объективный и субъективный идеализм……………………..5
3. Познаваемость мира
и его законов. Агностицизм…………
Список литературы…………………………………
1.Основной вопрос философии и две его стороны
Основным вопросом философии
является вопрос об отношении мышления
к бытию, духа к природе. Он является основным,
потому что определяет характер мировоззрения
человека и от его решения в конечном итоге
зависит решение остальных философских
проблем. Основной вопрос философии имеет
две стороны, два аспекта – онтологический
и гносеологический. Первая (онтологическая)
сторона – это вопрос о том, что является
первичным и определяющим: бытие (материя)
или мышление (сознание), материальное
или духовное (идеальное). Вторая (гносеологическая)
сторона заключается в вопросе о том, познаваем
ли мир? Способно ли наше мышление познать
мир таким, каким он существует в действительности?
В зависимости от решения первой стороны
основного вопроса философии все философские
учения делятся на два основных направления:
материализм и идеализм. Материалисты
считают, что первичным и определяющим
является материя, т.е. она существует
независимо от сознания, существовала
до него и на определенной ступени своего
развития породила сознание как свой продукт.
Поэтому сознание подчиняется общим законам
материального мира. Идеалисты считают,
что первичным и определяющим является
мышление, какое-то духовное начало. Они
исходят из того, что мышление, сознание
или дух существует независимо от материи
и тем, или иным путем порождает материю
как свой продукт.
Нетрудно заметить, что материализм
согласуется с научным мировоззрением,
а идеализм – с религиозным. Однако идеализм
и религия различаются в том, что последняя
требует принятия своих положений на веру,
в то время как идеализм пытается доказать
эти положения.
Всякое последовательное мировоззрение
обязательно исходит из признания первичности
одного начала – материи, либо духа. Такое
мировоззрение называется монистическим
(от греческого ''монос'' - один). Однако
в истории философии были и такие мыслители
(например, Р. Декарт) которые признавали
оба эти начала за первичные и существующие
независимо друг от друга. Такие философы
называются дуалистами (от латинского
''дуалис'' – двойственный)
Идеализм как философское направление
существует в двух формах: в форме объективного
и субъективного идеализма. Объективный
идеализм за первичное и определяющие
берет такое идеальное начало, которое
существует объективно, т.е. независимо
от нашего сознания, вне нас - это Бог, мировой
дух, абсолютная идея, т.е. какой-то обезличенный
разум. У родоначальника объективного
идеализма Платона - это идеи, эйдосы, у
Гегеля - абсолютная идея, у Фомы Аквинского-
Бог.
Субъективный идеализм за первичное
и определяющие берет такое идеальное
начало, которое является субъективным,
т.е. зависит от субъекта – это человеческая
мысль, ощущения и понятия. Родоначальник
субъективного идеализма Дж. Беркли отрицал
возможность существование предметов
вне мышления, вне ощущений. Он доказывал,
что все наблюдаемые в мире вещи, явления
есть не что иное, как только комбинация
наших ощущений. Но такая позиция неизбежно
ведет к солипсизму т.е. к утверждению,
что реально существует лишь один субъект,
а весь мир плод его воображения. Ясно,
что такой абсурд никто признавать не
желает, поэтому солипсизм – это крайняя
и довольно редкая форма субъективного
идеализма. Дж. Беркли, отвечая на вопрос
об источнике ощущений, заявил, что ощущения
в человеческих душах порождает Бог, но
тем самым он переходил на позиции объективного
идеализма.
Вторая (гносеологическая) сторона
основного вопроса философии рассматривает
отношение нашего сознания к окружающему
миру и выступает как проблема познаваемости
мира. В зависимости от ее решения все
философы делаться на две группы: тех,
кто считает мир познаваемым, и тех, кто
отрицает возможность познания мира. Последних
философов называют агностиками (И. Кант,
Д. Юм), а учение отрицающие возможность
познания мира называется агностицизмом.
Широкое распространение в современной
западной философии получил иррационализм
- философские направление объявляющие
мир не только не познаваемым, но и неразумным,
алогичным, то есть лишенным какой бы то
ни было логики. Сам термин "иррациональное
'' означает то, что лежит за пределом досягаемости
разума, недоступное познанию в рамках
логического мышления, мистическое, противоположное
разуму. В истории философии к иррационализму
относили такие аспекты духовной жизни
человека как чувства, воля, инстинкт,
интуиция. Но думается, что необходимо
различать понятия ''иррациональное'' и
''внерациональное''. Иррациональное - это
предмет веры. Внерациональное – это неосознаваемые
формы мозговой деятельности человека,
которые в психологии получили название
бессознательного. Бессознательное по
своему объему всегда превосходит сознание
и создает условия для его нормального
функционирования.
2.Объективный и субъективный идеализм
Идеализм – противоположный
материализма направление философии,
исходным принципом которого является
утверждение, что в основе вещей и явлений
объективной действительности лежит не
материальное, а идеальное, духовное начало:
мировой разум, идея, чувства и т.д. При
решении основного вопроса философии
– об отношении мышления к бытию – идеализм
исходит из признания первичности сознания,
духа и вторичности природы, материи.
Есть две формы идеализма: объективный
и субъективный. Объективный идеализм в
основу всего существующего кладет сознание
как такую, мировой дух, абсолютную идею.
Наиболее целостную систему объективного
идеализма в древние времена дал Платон.
Своего высшего развития объективный
идеализм достиг в философии Гегеля, который
разработал систему идеалистической диалектики.
В Украине философские принципы объективного
идеализма отстаивали С. Гоцкий, А. Новицкий,
Г. Челпанов. Современные распространены
школы объективного идеализма неотомизм
и персонализм.
Субъективный идеализм исходит
из признания, что первичным и реально
существующим есть только наши ощущения,
наше «я», а все то, что окружает нас, является
лишь продуктом, комплексом наших ощущений.
Субъективно-идеалистические взгляды
могут привести к солипсизма, т.е. признание
существования только своего «я». Система
субъективного идеализма наиболее полно
была изложена в XVIII в. в философии английского
епископа Дж. Беркли. В форме скептицизма
и агноцистизму субъективный идеализм
разрабатывали английский философ Д. Юм
и немецкий философ И. Кант. Известным
представителем субъективного идеализма
был И. Фихте. В Украине субъективный идеализм
пропагандировали П. Юркевич и другие.
Современный субъективный идеализм
распадается на многочисленные школы:
эмпириокритицизм, прагматизм, семантический
идеализм, логический позитивизм, эмпирический
реализм, экзистенциализм и другие. Для
большинства течений современного идеализма
характерен иррационализм – отрицание
объективного содержания логического
мышления и замена его интуицией.
3.Познаваемость
мира и его законов.
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологическом и религиозных объяснениях природы. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своем объяснении с точки зрения научного мировоззрения. Возникла потребность в осознании природы научного знания, чего не было в прежних формах мировоззрения. Следствием такого процесса было то, что в самом мировоззрении, в его структуре стал формироваться новый раздел, в котором рассматривались познавательные способности человека, различные средства познания мира человеком, в том числе и средства научного познания. Сама постановка вопроса о научном познании была несовместима с мифологией. На этой основе возникла и стала развиваться (особенно в античной Греции) теория познания.
Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.
Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.
Одним из направлений в гносеологии является агностицизм. Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначально, когда философское знание окончательно еще не порвало с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий философ Протагор (ок. 490 - 420 гг. до н.э.) сомневался в существовании богов. Он писал: “О богах я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и людская жизнь коротка”. По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно которому “как оно кажется, так оно и есть”. Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “человек есть мера всех вещей”. Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон (360 - 270 гг. до н.э.) считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух компонентов: отсутствия страдания и невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Вследствие этого единственно достойное человека отношение к вещам может состоять только в воздержании от суждений, проецируемых на “ускользающую” сущность. Выгодой, проистекающей от воздержания от всяких суждений о подлинной сущности, как раз и будет невозмутимость, или безмятежность, человеческого духа. На смену античному агностицизму впоследствии пришли на смену многие другие. В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма - юмизм (Д. Юм 1711 - 1776) и кантианство (И. Кант 1724 - 1804).
Д. Юм обратил внимание на причинность, на ее трактовку учеными; согласно принятому тогда пониманию, в причинно-следственных связях качество следствия должно быть равно качеству причины. Он указывал на то, что в следствии есть немало такого, чего нет в причине. Юм сделал вывод: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, полагал он, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений. Он утверждал: “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств”.
И. Кант, как известно, исследовал познавательные способности человека и специфику естественнонаучного познания. Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих в природе, соединение “субъективного” и “объективного” в познании. Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они самим объектом не упорядочиваются, а хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных (т.е. не выводимых из опыта) форм живого созерцания - “пространства” и “времени”. Обретая пространственные и временные характеристики, представления затем оформляются посредством категорий рассудка и предстают перед субъектом в качестве явлений, соотносимых с воздействовавшими на органы чувств “вещами в себе”. Сами явления как проявления сущности есть результат взаимодействия объектов и субъектов, но они представляются существующими объективно. В процессе познания мы имеем дело фактически не с “вещами в себе”, а с явлениями; “вещи в себе”, т.е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной. О том, пишет Кант, каковы вещи могут быть сами по себе, “мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, действуя на наши чувства”. Одной из форм кантианского агностицизма являлся “физиологический идеализм” физиолога И. Мюллера (1821 - 1858), обосновывавшего свой агностицизм, в отличие от И. Канта, данными физиологической науки; родственна с мюллеровской концепцией “теория иероглифов”, немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца (1821 - 1894). В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А. Пуанкаре (1854 - 1912). Согласно конвенциализму наши теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, но эти теории не способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности. В наши дни встречаются многие разновидности агностицизма, в том числе “технический агностицизм” Г. Башляра (1884 - 1962), замыкающий познавательную деятельность преимущественно на созданной человеком технической реальности. Есть квантово-механический, кибернетический, психиатрический, социальный агнностицизм. Во всех своих разновидностях агностицизм сохраняет свое своеобразие как течение внутри гносеологии, отрицающее (полностью или частично) достоверное познание сущности материальных систем. Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений (как проявлений сущности материальных объектов). Агностицизм ограничивает человека в его стремлении к познанию действительности.
Список литературы:
start="7"
Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии.- 1995.- №3.