Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

Важность данного вопроса в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 60.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

4. Согласны ли Вы с утверждением  Р.Декарта, французского философа  XVII в.: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их». Что дает человеку изучение философии? В каких функциях философии проявляется ее роль в жизни общества?

 

Философия буквально, в переводе с древнегреческого, – любовь к мудрости (“фио” – любовь, “софия” – мудрость); это не столь мудрость как таковая, а стремление быть мудрым. Философия выступает теоретической основой мировоззрения - системы представления о мире в целом, месте в нем для человека, и отношении человека к миру. В ряду исторических типов мировоззрения философия третья по счету (первый тип мифология, второй - религия). Философия дает ответы на все важные смысловые вопросы; и хотя она непосредственно не может дать ответ на любую жизненную проблему, однако способна подготовить человека к выбору пути, дать ему средства для решения задачи и уверенность в возможности такого решения. Философия дает человеку направление поиска смысла жизни - ведь если ему ясно, зачем существует человечество вообще, зачем есть общество, зачем в обществе та или иная группа людей, - человеку гораздо легче определиться, через свое отношение к другим понять, зачем он нужен сам. Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана с общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции:

Мировоззренческая

формирование целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром

Методологическая

выработка основных методов познания окружающей действительности

Мыслительно-теоретическая

учит концептуально мыслить и  теоретизировать

Гносеологическая

познавательная

Критическая

учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать новые черты, качества, вскрывать  их противоречия. Основная задача: разрушение догм, увеличение достоверности знания

Аксеологическая

оценка вещей, явлений окружающего  мира с точки зрения различных  ценностей

Социальная

объяснение обществу причины его возникновения, эволюции, структуры, элементов, совершенствования

Воспитательно-гуманитарная

культивирование гуманистических ценностей и идеалов в целях привить их человеку и обществу, способствовать укреплению морали

Прогностическая

на основании имеющихся философских  знаний прогнозирование тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества

Общекультурная

согласование и синтез достижений всех видов человеческого опыта (в настоящее время философия - важнейший духовный элемент культуры человечества)

Практическая

теоретические достижения подтверждаются на практике, утверждая тем самым их правильность


Изучение  философии - необходимое условие  становления человека как активного  субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья. Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может  осознать, кто он есть сам, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. Таким образом, Р. Декарт был прав в своем утверждении. Человек, проводящий жизнь без изучения философии, подобен слепому котенку в океане жизни.

 

 

 

5. «…Отрицание есть определенное  нечто, имеет определенное содержание, внутренние противоречия приводят  к замене старого содержания  новым, высшим».

– В каком смысле отрицание есть определенное нечто?

– В чем состоит утвердительная сторона отрицания? Приведите примеры.

 

Нечто, в данном случае, - какое-либо явление, предмет. Отрицание, как таковое, - к чему бы оно ни прилагалось - есть форма рационального, «земного»  знания. Таким образом, отрицание  и есть явление, имеющее определенное содержание. В философии отрицание  - категория, выражающая определенный тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта и являющееся необходимым моментом процесса развития.  Обыденное  изложение обсуждаемого принципа: «Новое - это хорошо забытое старое». Высказывание, озвученное в вопросе, относится к третьему закону материалистической диалектики (их формулировка принадлежит Ф. Энгельсу, первые два: - Закон перехода количественных изменений в качественные; - Закон единства и борьбы противоположностей) - Закону отрицания отрицания. Сущность данного закона - одновременное отрицание отживающей части существующего явления (а не полное его отрицание),  и отрицание возрождающейся части предшествующего состояния данного явления, но только положительной; эта возрождающаяся часть из прошлого соединяется с оставшейся существующей частью в диалектическое единство, которое представляет уже новое явление. Этот закон  во всей полноте раскрывается триадами категорий: тезис (положение) - антитезис (отрицание) - синтез (отрицание отрицания = утверждение). Например,  непосредственность – опосредствование  =  опосредованная непосредственность; единое - многое = единое многого; покой - движение = движущийся покой; единство - борьба = гармония; это верно - это неверно = это не неверно. Можно выделить три основные точки зрения, касающиеся развития: развитие только поступательный процесс - восходящее развитие; развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что наиболее близка к истине вторая: - организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); - исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, однако затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.). Таким образом, закон отрицания отрицания демонстрирует связь старого и нового состояния объекта в развитии, их борьбу и взаимное превращение друг в друга. Если мы заинтересованы в развитии каких-либо систем (в том числе самих себя), нам никуда не деться от отрицания старых свойств, связей и приобретения прямо противоположных, новых состояний.

 

 

6. Согласны ли вы с утверждением Э. Реклю: «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят»? Аргументируйте свой ответ

 

Высказывание Э. Реклю можно  отнести к идеям так  называемого  «географического детерминизма», концепция которого утверждает, что процесс общественного развития - не результат проявления объективных закономерностей, а следствие влияния природных сил. По мнению представителей этой теории, естественные факторы непосредственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран, и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент. Подобные идеи выдвигалась уже античными мыслителями (Платон, Аристотель) в противоположность религиозно-мифологическим воззрениям. В XVIII в. географический детерминизм - определенное направление в науке (основоположник Шарль Луи Монтескье); на этом этапе он противостоит феодально-религиозной идеологии, проповедовавшей божественную предопределенность общественных явлений. Публикация работы Ч. Дарвина «О происхождении видов» в 1859 г. стала предпосылкой нового этапа развития теории географического детерминизма. Известный его представитель Ф. Ратцель считал, что содержание человеческой деятельности определяется параметрами естественной среды обитания; он рассматривал государства как организмы, ведущие борьбу за жизненное пространство. Крайние сторонники теории утверждали - «человек есть продукт земной поверхности» (Э. Симпл), стремились объяснить все особенности поведения отдельного человека, сообществ и наций экологическими причинами. У Бокля географический детерминизм является обоснованием вечности социального неравенства, необходимости существования колоний. Географический детерминизм продолжает свое развитие в геополитике, однако К. Гаусгофер и Э. Обет связали геополитику с идеологией нацизма. Наиболее интересные представители российской науки: Л.И. Мечников в своей работе «Цивилизация и великие исторические реки» (1889 г) высказал прогноз будущего мирового господства океанических государств — России и США; Л. И. Гумилев дал географическую трактовку этнической истории Евразии. Поскольку недостатки данной парадигмы обнаружились достаточно быстро (особенно в связи с расизмом и национализмом), на смену географическому детерминизму была выдвинута теория географического поссибилизма - человек скорее активный, чем пассивный агент. Французские поссибилисты (Л. Фебр, П. Видаль де ла Блаш) разработали модель: разные люди в одной и той же среде обитания будут избирать совершенно разные способы экономического поведения на основании различий в культуре, технике, политических и экономических отношениях и других неприродных факторах. После того как удалось очертить поле применения каждой теории: детерминизма — для районов с экстремальными природными условиями, а поссибилизма — для районов с благоприятными и разнообразными природными условиями, была осознана необходимость комплексного учета всех причин поведения человека на определенной территории (и природных, и социальных, и экономических).  Таким образом, утверждение Э. Реклю истинно лишь наполовину. Разумный учет влияния географического фактора на этнические особенности и развитие народов позволяет обществу более эффективно строить свою деятельность; очевидно, что исследования в данной области помогли привлечь внимание ученых к осмыслению роли окружающей природной среды в развитии человека. В то же время неумолимая и неподкупная практика, традиционно используемая в качестве основного критерия истинности любых теорий, свидетельствует о значительной степени независимости общества от природы, о возможности самого человека творить свою судьбу, несмотря на превратности климата, погоды и другие природные сюрпризы. Следовательно, при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм" (полное отрицание ее воздействия на функционирование общества), но и возведение географического влияния в абсолют недопустимо. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды; однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду и не должна нарушать ее основных экосвязей.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. П.В.Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.:ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000. – 608 с.
  2. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер - гуманитарные науки. 2005. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kant/vs_ist.php (06.11.2012)
  3. Кант И. – Критика практического разума [Электронный ресурс] // RoyalLib.Ru :  электронная библиотека. 2010 – 2012. URL:  http://royallib.ru/book/kant_i/kritika_prakticheskogo_razuma.html (12.11.2012)
  4. Кант И. Критика способности суждения [Электронный ресурс] // KooB.ru : Электронная библиотека / В. Никонов, Г. Ефимов. URL:     http://www.koob.ru/immanuel_kant/kritika_sposobnosti_sujdeniya (10.11.2012)
  5. Кант Иммануил – Критика чистого разума [Электронный ресурс] // RoyalLib.Ru :  электронная библиотека. 2010 – 2012. URL:  http://royallib.ru/book/kant_immanuil/kritika_chistogo_razuma.html (12.11.2012)
  1. Мамардашвили М.К. Философия и личность [Электронный ресурс] / Каталог книжной полки. 2000. URL:  http://www.psychology.ru/library/00044.shtml (14.11.2012)

  1. Парсонс Т. Система современных обществ [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер - гуманитарные науки. 2005. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Parsons/index.php (05.11.2012)
  2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 282-283.
  3. Filosofa.net  Все о философии [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://www.filosofa.net. 
  4. StudFiles [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://www.studfiles.ru.
  5. Академик [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://dic.academic.ru.     
  6. Грач Учёный [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://grach-ucheny.ucoz.ru.
  7. Либрусек  Много книг [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://lib.rus.ec.
  8. Проект РЕФ.РФ - Всероссийский банк рефератов для студентов [Электронный ресурс] / Р. М. Марфунин. URL: http://referatwork.ru.      
  9. Студенческая библиотека [Электронный ресурс] : [сайт]. URL:   http://studlib.com.
  10. ТрадициЯ  Русская энциклопедия [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://traditio-ru.org.      
  11. Энциклопедия великих людей и идей [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: http://mycelebrities.ru.

Информация о работе Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии